Претензионная работа по импорту

При осуществлении поставок и расчетов за импортный товар и особенно после их завершения Покупатель обеспечивает четкую постановку претензионной работы, контролируя своевременное получение от Продавца, а также от транспортно-экспедиторских и страховых организаций возмещения убытков (включая упущенную выгоду), если таковые возникнут.

Наиболее распространенными основаниями для заявления претензий Продавцу являются:

- просрочка поставки;

- недостача товара по количеству;

- дефектное или пониженное качество товара;

- обнаруженные в течение гарантийного срока дефекты, неисправности тех товаров, на которые получены соответствующие гарантии.

Существенное значение имеет правильное оформление претензионных документов и отсылка их адресату в установленные сроки. Иногда после отправления основных претензионных материалов их приходится дорабатывать и высылать дополнительные документы.

Необходимо вести учет всех заявленных претензий, контролировать ход их рассмотрения другой стороной и поступления сумм, признанных по каждой претензии. Неполучение ответа на претензию нельзя считать ее молчаливым признанием. Но по претензии, оставленной без ответа, заявитель приобретает право передать дело на рассмотрение в третейский суд.

Как свидетельствует торговая практика, подавляющее большинство заявленных претензий разрешается дружественным путем. Однако если достичь дружественного урегулирования возникшего спора не удается, а заявитель претензии уверен в обоснованности своей позиции, он вправе передать дело в арбитраж в соответствии с условиями контракта.

Исковое заявление должно быть четко сформулировано и надлежащим образом отправлено в предусмотренный арбитражный орган согласно регламенту или правилам этого органа. Обычно копия искового заявления одновременно высылается ответчику. Далее в ходе арбитражного разбирательства как истец, так и ответчик стремятся подкрепить свою позицию, предоставляя в арбитраж дополнительные документальные доказательства.

Рассмотрение дела в арбитраже, которое в сложных случаях может растянуться на несколько месяцев, завершается вынесением арбитражного решения, которое по правилам многих международных арбитражных судов является окончательным, обязательным для обеих сторон сделки и не подлежит обжалованию.

Однако на практике часто «проигравшая» сторона (должник) не исполняет добровольно арбитражное решение. В этом случае потерпевшая сторона (кредитор) должна обратиться в судебный орган должника с исковым требованием о принудительном взыскании причитающейся суммы с должника.

При исполнении импортных сделок российскому Покупателю не следует также забывать о правах иностранного Продавца заявлять претензии Покупателю в тех случаях. Когда он нарушает контрактные обязательства. Например, при неосновательном отказе от оплаты товара или задержке платежа, в случае опоздания с подачей транспортного средства (если это обязан обеспечить Покупатель), несвоевременного сообщения отгрузочных инструкций и т.д.

По завершении импортной операции, как и при экспорте, ее результаты целесообразно комплексно проанализировать, оценить степень ее эффективности и разработать мероприятия по дальнейшему повышению эффективности последующих импортных поставок. Также полезен обобщенный анализ по совокупности всех операций, проведенных за определенный временной период (квартал, полугодие, год).

Особое внимание следует уделять качеству, техническому уровню и безопасности ввозимых товаров, обеспечению их сохранности и надлежащего использования, не допускать ввоза низкокачественных, малорентабельных товаров и избегать чрезмерного импорта товаров, заботиться об обеспечении экономической безопасности страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: