Понятие и сущность Конституции

Конституционно-правовая ответственность (КПОтв)

Источники, принятые на федеральном уровне.

Источники КПРФ

Под источником права в юридическом смысле понимается та форма, в которой находят свое выражение правовые нормы в государстве. К источникам КП относят: Конституцию, законы и подзаконные акты. К источникам КП в англосаксонской системе права относят также судебные прецеденты и правовые обычаи. Система источников КПРФ учитывает федеративную природу России и включает в себя источники, принятые на федеральном уровне, а также источники, принятые на уровне субъекта РФ.

Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. К. является основным законом, актом высшей юридической силы, которому должны соответствовать все иные нормативно-правовые акты в государстве.

Законы А) о поправках Конституции.

Данный вид правового регулирования впервые предусмотрен Конституцией РФ. Закон о поправках принимается в случае необходимости изменения глав с 3-8. Он принимается квалифицированным большинством голосов, а именно не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы, и не менее % от общего числа членов Совета Федерации. Закон о поправках вступает в силу после его одобрения не менее 2/3 субъектов РФ. Б) Федеральный Конституционный закон.

Такая форма правового регулирования также предусмотрена впервые. ФКЗ принимается по вопросам, прямо предусмотренным в Конституции. Так, например, согласно ст. 115 К. Деятельность Правительства осуществляется в соответствии с ФКз. В 1997 г. На основании ст. 115 К. Приняты ФКз «О Правительстве», «О гимне», «О судебной системе» и т.д. ФКз принимается квалифицированным большинством голосов не менее чем 2/3 от общего числа депутатов Госдумы и не менее чем % от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный Конституционный закон не может быть отклонен президентом РФ и отправлен на новое рассмотрение. Президент обязан подписать ФКЗ в течение 14 дней и обнародовать. В) Федеральный закон.

В правовой доктрине они именуются как обычные законы. В отличие от ФКз из принятие может и не быть прямо предусмотрено Конституцией. Принимаются они простым большинством голосов, '/г от общего числа депутатов Госдумы и не менее 1А от общего числа членов Совета Федерации. Обычный ФЗ может быть отклонен президентом и отправлен на новое рассмотрение.

- Подзаконные акты 1) Указ Президента.

Согласно ст. 90 КРФ Президент вправе издавать указы и распоряжения, которые носят общеобязательный характер. В ст. 90 К. подчеркивается подзаконный характер указов Президента. Они не должны противоречить Конституции и Фз. В случае противоречия указов Президента выше названным подзаконным актам, указ Президента может отменить только он сам или признать неконституционным - Конституционный суд. Указы Президента подразделяются на нормативные и ненормативные. Нормативные указы Президента принимаются по вопросам применения права. Они по существу составляют новую правовую норму и принимаются Президентом в случае конкретизации или детализации действующего закона. Что касается ненормативного указа Президента, то эти указы принимаются Президентом в случае назначения на должность, присвоения почетных званий, высших воинских и спец. Званий, в случае предоставления гражданства,

помилования. Следует иметь ввиду, что источники КП у Президента - только нормативные.

2) Постановления (П).

А) П. Правительства. Согласно ст. 114 К. РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Постановления и распоряжения также носят подзаконный характер, поскольку ст. 114 К. устанавливает, что Правительство принимает П. и распоряжения на основании и в соответствии К, законов и указов Президента. В случае противоречия П. Правительства вышеуказанным нормативным правовым актам, П. могут быть отменены Президентом РФ.

Б) П. палат Федерального Собрания. Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 102 К., а также ч. 2 и ч. 3 ст. 103 К., Совет Федерации и Госдума по вопросам своего ведения принимает П. Постановления СФ и ГД принимаются простым большинством голосов.

3) Регламенты палат ФС.

СФ и ГД самостоятельно принимают регламенты, которые устанавливают внутреннее устройство палаты, органы ее, порядок работ палат ФС. Регламенты принимаются и изменяются палатами самостоятельно.

4) Декларация.

Д. занимают особое место среди источников. Например, декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 г., декларация «О языках народов России» от 25 окт. 1991 г., декларация «Прав и свобод человека и гражданина» от 22 нояб. 1991 г. Такого рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются принципы обязательные для государственно-правового развития. В них провозглашаются также новые концепции, определяющие развитие государственности.

5) Акты прямого народного волеизъявления.

Они не имеют своей юридической четкой формы. К ним можно отнести итоги выборов, решения, принятые на референдуме, народном собрании и др.

6) Внутригосударственные договоры и соглашения.

Например, федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов видения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ» 7)Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ.

Согласно ст. 15 К. они являются составной частью правовой системы РФ, причем в случае противоречия между внутригосударственным законодательством и международным договором применяются правила международного договора.

8) Нормативное решение Конституционного Суда РФ.

По общему правилу теории права судебный прецедент источником права не является, однако решения КС, например, в части толкования К. РФ, образуют новую правовую норму, и в качестве особого источника КП в виде исключения признаны конституционалистами источником права.

9) Правовой обычай (ПО).

Согласно общей теории права ПО источником права не является. Однако ряд конституционалистов, автор идеи пр. Малько, считают, что исключительно редко в системе КП среди источников встречается Конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов КП, нигде в качестве источников не записанные, однако в течение длительного времени применяемые и санкционированные государством. Так, например, в настоящее время сложился обычай при назначении СФ судей КС учитывать мнения уже действующих судей по представленной кандидатуре.

2. Источники, принятые на уровне субъектов РФ А) Конституция Республики в составе РФ и уставы других субъектов Федерации.

Согласно ст. 5 К. и ч. 1, 2 ст. 66 К. республики в составе РФ принимают свои Конституции, а края, области, города, автономные области и округа принимают свои уставы. К. и уставы должны приниматься в соответствии и не противоречить К. РФ. Б) Законы субъектов РФ.

Субъекты РФ в лице своих государственных органов становятся самостоятельными субъектами правотворчества. Основания их соответствующей деятельности закреплены в ч. 4 ст. 76 К: «Вне пределов исключительного ведения РФ и вне пределов совместного ведения РФ и субъектов РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая и принятие законов» В) Нормативные решения КС республики или уставного суда других субъектов РФ.

Например, в части толкования Конституции республики или устава субъекта.

КПОтв - это вид юридической ответственности. Это предусмотренная конституционно-правовыми нормами, реализуемая в системе конституционно-правовых отношений необходимость отвечать за свое юридически значимое поведение. КП ответственность рассматривается в двух аспектах:

1) позитивный

2) негативный

Поскольку большинство норм КП не содержат санкции, то в этом случае наступает позитивная ответственность, выражающаяся в ответственном перед кем либо и за что либо состоянии субъекта. В тех нормах КП, в которых присутствует санкция можно увидеть негативную КП ответственность, которая выражается в объективном, принудительном претерпевании мер воздействия в случаях недобросовестного поведения лиц. Например, в случае совершения президентом тяжкого преступления или измене родине, президент может быть отрешён от должности. В наличии объективное претерпевание мер воздействия. Одной из особенностей КП ответственности является исключительность её негативного аспекта и перенос центра тяжести на позитивный аспект.

Слово «Конституция» происходит от лат. - установление, устройство. Под ней понимается основной закон государства, акт высшей юридической силы, выражающий и закрепляющий интересы либо всего народа в целом, либо отдельного населения, социальных слоев, групп и закрепляющих в этой связи права и свободы человека и гражданина, основы политического и социального строя и государственной организации в стране. К. в своем понимании не была известна ни в древности, ни в средневековье. Отдельные акты императоров именовались Конституциями, но они ничего общего не имели с основными законами государств, возникших в эпоху перехода власти от феодализма к капитализму. Первой К. в ее подлинном понимании была К. США в 1787 г. Вслед за ней появилась К. Франции в 1791 г. В результате победы Великой Французской буржуазной революции. В 19 в. Конституции были приняты в большинстве европейских государств. С их помощью господствующие классы стремились придать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, основного закона. По форме К. - это документ, т.е., правовой акт, основной Закон страны, принимаемый либо Парламентом, либо специальной Конституционной Ассамблеей, либо непосредственно голосованием народа. Исходя из особого способа принятия К., она имеет государственную обязательную высшую юридическую силу, стоит на 1 месте в законодательстве любого государства и содержит исходные начала национальной системы права.

По содержанию К. является политическим документом. Главные вопросы, содержащиеся в К. - это вопросы о власти, собственности, о положении личности в обществе, об устройстве государства. Принятие Конституции обусловлено факторами социально-экономического и политического характера. К факторам соц.-экономического характера относятся:

- Конституции прежде всего отражают, какие формы собственности и
экономической деятельности существуют в данном государстве, и какое отношение к ним
имеют граждане.

К факторам политического характера:

- Отражение в К. основных правил жизни людей в обществе и государстве, а также
отражение важных прав, свобод и обязанностей граждан. К. фиксируют возможную
систему власти в государстве, назначение государства, его функцию и компетенцию,
внутреннюю структуру, систему государственных органов и основы местного
самоуправления.

При характеристике сущности К. в правовой доктрине преобладает 2 подхода:

1) классово-политический

2) рационалистический

Суть классово-политического подхода состоит в том, что в К. выражают соотношение политических сил в обществе, поделенном на классы (Пассаль). Наиболее ярким по поводу классово-политической сущности является выражение В.И. Ленина: «сущность К. в том, что основные законы государства выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе». В настоящее время ведется научный спор по поводу понятия класса. Но нельзя отрицать наличия в обществе различных социальных слоев, сил и групп, которые находятся в постоянной борьбе за власть и результатом этой борьбы является всегда появление новой К. или существенного изменения прежней. Сторонники рационалистического подхода не отрицают классово-политическую сущность, но и не абсолютизируют ее: по их мнению, на 1 месте стоит служебная роль К., как основного закона, устанавливающего баланс между свободой человека и властью в государстве. Российские ученые, государствоведы определяют сущность К. РФ (1993 г.) как общественный договор между обществом, людьми, гражданами и государством, при котором индивиды, люди, общественные формирования передают государству полномочия по обеспечению жизнедеятельности общества и оставляют за собой право контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: