Юридические свойства Конституции

Это правовые признаки К. как основного закона государства.

1) Конституция - нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт, К. отличается всеми характеристиками нормативно-правового акта:

- К. состоит из норм права

- Конституционные нормы носят общеобязательный характер

- К. характеризуется не конкретностью адресата

- нормы К. действуют независимо от их исполнения

- действие конституционных норм в случае их неисполнения обеспечивается
принудительной силой государства.

2) Верховенство

Впервые в истории российской К. этот принцип получил закрепление в самом тексте К. Установленный в ч. 2 ст. 4 К. принцип ее верховенства на всей территории РФ означает:

А) утверждение в РФ конституционного строя и стремление к созданию правового государства

Б) в признании верховенства К. заложена идея подчинения государства Конституции и праву

В) верховенство означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных и общественных структур, а также граждан во всех сферах жизнедеятельности

Г) в принципе верховенства отражается и федеративный характер РФ. Верховенство Федеральной Конституции утверждается на всей территории РФ, в том числе и в республиках, которые также имеют и свою К. На принципе верховенства положений К. РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции РФ.

3) Высшая юридическая сила К.

Ч. 1 ст. 15 К. закрепляет, что К. РФ имеет высшую юридическую силу. Это означает:

А) законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить К. РФ

Б) органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К. РФ (ч.2 ст. 15). Т. о. высшая юридическая сила К. характеризует ее место как первое в иерархии нормативно-правовых актов, действующих в РФ.

4) К. РФ является ядром правовой системы в России и базой текущего
законодательства. Это означает, что принципы и положения, закрепляемые К. РФ, играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Зачастую именно сама К. предусматривает необходимость принятия нормативно-правовых актов, развивающих ее положения. Так, например, К. прямо указывает виды ФКз и Фз, требуемых для регулирования определенных вопросов (ст. 84 указывает на необходимость принятия Федерального Конституционного закона о референдуме), ч.1 ст. 6 К. предусматривает необходимость принятия Фз «О гражданстве»

6) Особая охрана, защита К.

К. есть основной закон, акт долговременного действия, основной чертой которого Является стабильность, т.е. устойчивость содержания К. Гарантией стабильности служат многие явления и факторы. Выделяя самые существенные из них, можно сказать, что охрана, защита К. осуществляется прежде всего:

А) гражданским обществом

Б) Президентом

В) Конституционным судов РФ

Г) самой К., посредством особого порядка ее изменения, а также внесения в нее поправок и дополнений

А) Анализ причин, нарушений или неприменения конституционных норм позволяет сделать вывод о необходимости общественной поддержки К. Общество, все его слои и граждане должны глубоко усвоить конституционные нормы, признать их высокую ценность и общеобязательность. Потенциал К. будет раскрыт лишь при условии, что в ее реализации, защите примут самое активное участие не только государство в лице государственных органов, но и все общество в целом. Действенность К. во многом будет зависеть от того, насколько К. усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями населения, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

Б) Ч. 2 ст. 80 К. прямо предусматривает, что Президент является гарантом К. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать К. (ч. 1 ст. 82). Эта функция обязывает президента определять в соотношении с К. основные направления внешней и внутренней политики государства. Президент, исполняя свои полномочия, обеспечивает должное исполнение конституционных обязанностей всеми органами государства. Конституционные гарантии всей охраны президентом конституционных норм содержатся в ч. 2 ст. 85 К., согласно которой президент вправе приостанавливать действия актов, органов исполнения власти субъектов РФ до решения вопроса соответствующим судом в случае противоречия этих актов Конституции. Подобная же гарантия содержится и в ч. 3 ст. 115 К., согласно которой постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия К. могут быть отмены президентом РФ.

В) Авторитет К. поддерживается е только общественным согласием и волевыми действиями президента, но и правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие всех институтов государственной власти. Институт конституционного контроля впервые был применен в декабре 1990 г., с включением в действующую тогда К. РСФСР 1978 г. Новой редакцией ст. 119. Последняя предусмотрена в системе государственных органов Конституционным Судом РФ, порядок избрания и деятельность которого должен был устанавливать закон. К. 1993 предусмотрела, что полномочия, порядок образования и деятельность КС РФ устанавливается ФКз. Это ч. 3 ст. 128 К. ФКз «О КС РФ» принят 12 июля 1994 г. Согласно ст. 125 К. КС по охране К. решает следующие вопросы:

1. решает вопрос о соответствии Конституции:

-Фз

- нормативного акта Президента РФ

- нормативного акта Совета Федерации

- нормативного акта Правительства РФ

- нормативного актов субъектов РФ

- международных договоров, не вступивших в законную силу

- договоров субъектов РФ

2. КС рассматривает индивидуальные или коллективные жалобы граждан на нарушение
их конституционных прав и проверяет конституционность закона, примененного в
конкретном деле

3. КС является единственным государственным органом, который дает официальное
толкование К. Такое толкование является обязательным для всех органов государственной
власти местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных
лиц, граждан и их объединений. Т. о. полномочия КС направлены на охрану и защиту К.
РФ.

Г) Сама К. является гарантией своей стабильности посредством особого порядка ее пересмотра. Положения гл. 9 К., которая называется «Конституционные поправки и пересмотр К.», существенно изменили процедуру частичного и полного изменения К., которая предусматривалась всеми, ранее действовавшими основными законами. Прежде всего, положения гл. 9 усилили жесткость К., значительно усложнив процедуру ее частичного или полного изменения, внеся ряд существенных поправок. Во-первых, процедура пересмотра обусловлена иерархией конституционных норм, различающихся по своей значимости. Например, главы 1, 2, 9 К. не подлежат пересмотру Федеральным

Собранием. В случае необходимости внести изменения в гл. 1, 2 или 9 изменяется К. в целом. Главы с 3-8 изменяются ФС. Во-вторых, процедура изменения К. приведена в полное соответствие с принципом федерализма. Согласно ст. 136 К. поправки к главам с 3-8 вступают в силу только после их одобрения не менее чем 2/3 субъектами РФ. В-третьих, предусмотрена необходимость образования специального органа -Конституционного собрания - компетенцией которого является разработка и принятие проекта новой К. В-четвертых, предусмотрено использование института всенародного голосования для принятия новой К.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: