В науке КП традиционно выделяют 3 вида суверенитета: народный, государственный и национальный. Центральное место принадлежит суверенитету народа, т. к. именно народ является источником всей государственной власти. Это положение надо понимать т. о., что все полномочия на осуществление государственной власти институты народовластия приобретают в той или иной форме в результате свободно-выражаемой воли народа. Из суверенитета народа исходит суверенитет государства. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. Вот почему ст.4 в КРФ идет после ст.3.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
|
|
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Общее понятие суверенитет, дословно «верховная власть», означает в юридической науке свойства состояния власти, которое обеспечивает государству возможность свободно и самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость и верховенство государства во внешнеполитической сфере, непререкаемость его решений в делах внутренних. Суверенитет государства проявляется в 3-х характерных особенностях:
1) верховенство государственной власти
2) единство государственной власти
3) независимость государственной власти
Под государственным суверенитетом следует понимать самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед нею задач.
Верховенство госвласти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности. Ярким выражением является верховенство на всей территории КРФ и других законов, издаваемых высшими органами госвласти. (далее см. стр.166 Кутафина).
Под национальным суверенитетом понимается объективное свойство нации, означающее ее верховенство в решении своей судьбы и выраженное в совокупности суверенных прав нации на свободу выбора общественного и политического строя, на создание национального государства, на целостную национальную территорию, на экономическую независимость, на уважение ее культуры, национальной чести и достоинства, на полное равноправие с другими нациями.
|
|
Защита суверенитета в любом государстве проявляется в различных формах:
1) военная, осуществляется вооруженными силами
2) дипломатическая, осуществляется Правительством государства и
специальными государственными органами, представительскими консульствами, посольствами, Президентом.
3) экономическая, осуществляется Правительством и специальными государственными органами по внешней торговле и внешнеэкономическим связям.
4) Правоохранительные органы
5) Законодательная и другая нормотворческая деятельность ее госорганов.
Говоря о суверенитете РФ необходимо отметить, что характер государственного суверенитета в значительной мере определяется ее федеративной природой. В конституционно-правовой теории по вопросу о суверенитете в союзном государстве высказываются различные теории. Если рассматривать суверенитет бывшего СССР, то согласно К. СССР, суверенным является не только союз в целом, но и каждая из 15 республик, входивших в состав союза. Это и позволило республикам свободно выйти из состава СССР. Суверенитет РФ в настоящее время, его характер определен в ст. 3, ст. 4 К., исходя из того, что носителем суверенитета в России является весь многонациональный народ, а не население, проживающее на территории отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета. Соответственно любые действия отдельных органов государственной власти в РФ, а также волеизъявление населения, составляющее лишь часть многонационального народа России не могу считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного К. и Федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа РФ противоречит К. РФ. Кроме того, ч. 1 ст. 4 провозглашает, что суверенитет распространяется на всю территорию РФ, находящуюся под ее юрисдикцией, что также свидетельствует о целостности и неделимости суверенитета.