Влияние глобализации на национальное гос-во и гос. Суверенитет

Конец XX века ознаменовался началом многих процессов, которые имеют значение практически для каждого государства современного мира. Создание глобального информационного пространства, распространение унифицированной культуры, международное разделение труда, функционирования транснациональных компаний и банков (ТНК и ТНБ), дефицит природных ресурсов, экологические проблемы, расширение сети международных организаций - все это признаки глобализированного мира.

В условиях глобализации на мировой экономике, политике, с которыми государствам приходится считаться. Изменяется место и роль государства в международных отношениях, меняется и само государство, в частности такой его ключевой признак как суверенитет. В современном мире государства все в большей степени вынуждены поступаться частью своих прерогатив, будучи ограниченными в принятии политических решений. В настоящее время различным аспектам глобализации, в том числе ее влияния на суверенитет государства, посвящены множество фундаментальных научных трудов ученых по всему миру. Часть исследователей считают, что национальное государство полностью изжило себя и уходит с исторической арены, уступая место наднациональным образованием (А. Белов, А.Б. кустарей, Ю.М. Павлов и др.), другие же, наоборот, обосновывают все больше рост значимости национального государства (Б. Андерсон, Э. Смит, М. Манн, Ф. Фукуяма). Интересная теория Л. Дюги, суть которой в том, что в будущем обществу будет соответствовать новая форма государства. Все прежние формы были связаны с принципом суверенитета, «который является лишь еще одним наименованием для принадлежит государству субъективного права командовать, наоборот, государство будущего - в лице своих правителей - будет не командовать обществом, а служить ему» [1]. Глобализация непосредственным образом влияет на государство, его суверенитет. Интеграционные процессы предъявляют к государству повышенные требования, проверяют его на прочность, стимулируют его развитие во всех сферах. Вместе с тем проверка эта жестокая, так как от государства, с одной стороны, больше требуют, а с другой, оно все больше теряет рычаги управления внутренней и внешней политикой, все больше размываются независимость и верховенство как важнейшие свойства государственного суверенитета. Среди интеграционных процессов, способствующих размыванию суверенитета, немалую роль играет глобальное информационное поле, которое абсолютно аморфно и практически неподконтрольно. Созданное на западе информационное пространство в равной степени влияет на все человечество, навязывая единые стандарты производства и потребления. Кроме того, Интернет открыт для разного рода злоупотреблений и провокаций, в том числе и политических. Появление в мировой экономике ТНК и ТНБ, сделали мир еще более взаимозависимым. Особенно это проявляется в экономической сфере. Современная мировая экономика функционирует как единая целостная система, в которой ТНК играют важную роль наряду с государствами, фактически определяя экономическую политику в мире. Экономическая мощь крупных ТНК вполне сравнима с ВВП средних государств, и они способны диктовать свою волю правительствам разных стран мира. [2] Вместе с тем единственная цель, которую преследуют ТНК - это максимальное получение прибыли. Интеграцию мировой экономики, огромную роль в ней ТНК и ТНБ наглядно демонстрирует мировой финансовый кризис, который мы сегодня наблюдаем. Суверенные государства должны адаптироваться в условиях экономической интеграции и, защищая свои национальные интересы, максимально получать от нее пользу, моментами уступая свой суверенитет, а в необходимых случаях жестко его охраняя. Например, государства должны содействовать тому, чтобы ТНК развивали на ее территории проблемные области, но те производства, которые государство может организовать без вмешательства ТНК, она обязана развивать в приоритетном порядке. Многие негативные последствия экономической глобализации государство может избежать, выстраивая равные партнерские взаимовыгодные отношения с ТНК. Последствия глобализации в политической сфере во многом обусловлены влиянием многочисленных межправительственных и неправительственных организаций. С учреждением ООН значительное число вопросов, которые ранее относились к сугубо внутренней компетенции государств, стали рассматриваться и регулироваться международными организациями. На самом деле, уже ни одно государство, включая развитые, не может проводить действительно независимую внутреннюю и внешнюю политику. Участие в межправительственной организации может играть для государства как положительную, так и отрицательную роль. Например, Россия стремится вступить в ВТО. Цель этой организации идеальная: содействие беспрепятственной международной торговле без дискриминации, протекционистских барьеров. Однако специалисты единодушно утверждают, что если Россия вступит в эту организацию на тех условиях, на которых ей сейчас предлагают, то это обернется крахом для российской кредитно-банковской системы, согласно найдет свое отражение во всех сферах государства. Тенденции развития современного мира свидетельствуют о все возрастающем влиянии международного права на внутригосударственное. На смену примата внутреннего права приходит верховенство международного права, увеличивается число международных договоров в области прав человека, и их нормы инкорпорируются во внутреннее право. [3] Государство все больше лишается одного из своих главных признаков - всеобъемлющего, обязательного характера актов государства, поскольку в случае их противоречия международным нормам, будут действовать остальные. На самом деле приоритет международного права над национальным является гарантией от произвола государства. В условиях правовой глобализации исключается возможность принятия в ранг закона норм, которые не соответствуют общепризнанным правовым принципам. Если рассматривать глобализацию как идею, то она великолепна. Из нее следует, что развитые страны будут взаимовыгодно подтягивать во всех отношениях развивающиеся страны, способствовать глубокой внутренней модернизации всех сторон жизни, и все народы в итоге станут равными в богатстве. Но это утопия! От размывания государственных границ, потери государствами их суверенитетов, в первую очередь выиграют сильнейшие в экономическом и политическом плане страны, способные адаптироваться к меняющимся условиям и защищать при этом национальные интересы, а развивающиеся страны рискуют остаться аграрно-сырьевой периферией. Проанализировав влияние глобализационных факторов на государство, на национально-государственный суверенитет, мы убедились в том, что это влияние значительно. Государства действительно уступают часть своих прерогатив для адаптации к новому мировому порядку, но одни государства от этого только выиграют, а для других глобализация может обернуться крахом. В этих условиях политические лидеры должны проводить такую ​​политику, при которой в максимальной степени будет сохраняться политическая независимость, и в то же время государства сумеют защитить национальные интересы путем взаимовыгодного сотрудничества с новыми акторами на международной арене и другими суверенными государствами. Проведенное исследование позволяет внести ряд предложений и рекомендаций по дальнейшему развитию и управлению национально-государственным суверенитетом в условиях глобализации, на наш взгляд, будет полезным для государствоведов и политических деятелей. Национальные государства должны взять под контроль экономическую, политическую, информационно-культурную интеграцию с тем, чтобы сохранить в максимальной степени независимости и верховенство государства на своей территории как свойства суверенитета и в то же время, не изолируя от мирового сообщества, войти в него на взаимовыгодных условиях.

1.В экономической сфере необходимо регламентировать правила функционирования ТНК и ТНБ на международном и национальном уровнях, определить их международно-правовой статус, выстраивать с ними конструктивные отношения, позволяющие развивать проблемные отрасли промышленности, создавать новые рабочие места, готовить квалифицированные кадры и т.д..

2.В информационной сфере необходимо навести минимальный порядок в сети Интернет, разработать глобальную информационную стратегию, которая позволит сделать всеобщим достоянием позитивные стороны Интернета и ограничить его негативные проявления и опасности.

3.Правительства и политические лидеры национальных государств должны осознавать важность их роли в международной политике. Совместно решая мировые проблемы, они должны отстаивать интересы своего государства, признавая равенство других суверенных государств и не ущемляя их интересы.

4.Помимо защиты сугубо национальных интересов в условиях глобализации важное значение имеет международная поддержка государств. Мы считаем необходимым оказание всесторонней помощи развивающимся странам, которым сложнее адаптироваться к меняющимся мировым условиям.

Глобализация позволила бы решить многие проблемы, которые невозможно решить в рамках одного суверенного государства, но от которых зависит будущее и само существование человечества. От политических лидеров нужна большая дипломатия и способность не только прогибаться под новый мировой порядок, но и на равных отстаивать государственные интересы, конкурентоспособность государства. В эпоху глобализации суверенитет не исчезает как таковой, но меняется его природа, он становится более гибким. Суверенные государства остаются основными субъектами международных отношений, а значит и проводниками глобализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: