Культура античного Рима

Дальнейшее развитие античной культуры происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» - государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы, владыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей.

Римская культура, просуществовавшая более 12 веков (8 в. до н.э. – 5 в н.э.), была явлением более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью.

В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, починившиеся римской власти – населении Италии, греческих областей, эллинистических государств (Египет, Пергам и пр.). Но греческие и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. В свою очередь Рим также оказал значительное влияние на завоеванные им территории. Так формировался синтез греческой и римской культур, результатом которого стала позднеантичная греко-римская культура (10-5 вв.н.э.), лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств. Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами, единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались война, земледелие и правотворчество.

Римская ментальность[29] резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Римляне были хорошими, дисциплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администраторами, законодателями и юристами. Больших успехов также они достигли в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.

История римской империи делится на следующие периоды:

1. Ранний, или царский, Рим (8-6 вв. до н.э.)

2. Ранняя Римская республика (5-4 вв. до н.э.)

3. Римская Республика (3-1 вв.до н.э.)

4. Расцвет Римской империи (1-2 вв. н.э.)

5. Упадок Римской империи (3 -5 вв. н.э.).

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурный традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т.д.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства – города Рима, который в 1-3 вв. до н.э. насчитывал до 1-1,5 млн. жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом (лат. forum – площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Главным форумом Рима был Форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (греч. basilike – царский дом)- прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Триумфальные арки представляют собой постоянное или временное монументальное обрамление проезда (обычно арочное), торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение. 30-метровую колонну Траяна украшал спиралевидный фриз длиной 200 метров с изображением военных подвигов Траяна и венчала статуя императора, в основание которой была замурована урна с его прахом.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pantheon- место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 метра, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.

Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых утраивались травли животных, бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.

Амфитеатр выполнял функцию сооружения для зрелищ (чаще всего гладиаторских боев), имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат colosseum - громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый 75-80 гг. н.э., вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане Колизей представляет собой эллипс окружностью 524 м. и высотой 57 м.


[1] Перспектива была открыта только в 16 в.

[2] Лабиринтом в древности называли сооружение, имевшее сложную планировку и множество помещений

[3] Поучения – поэтические сочинения, содержащие жизненные советы и наставления.

[4] Пилон – башнеобразное сооружение в виде усеченной пирамиды, воздвигавшееся по обеим сторонам входа в древнеегипетский храм

[5] Портал (лат.)– дверь, вход, ворота

[6] Впоследствии колоссы Аменхотепа III были названы колоссами Мемнона по имени легендарного героя древнегреческого эпоса Мемнона, почитавшегося как предок царей древней Трои.

[7]Греческая цивилизация охватывала территорию Балканского полуострова, островов Эгейского моря и западного побережья Малой Азии.

[8] Троянская война датируется 13-12 вв. до н.э.

[9] Кифара – один из самых распространенных в античной Греции струнных щипковых музыкальных инструментов, который считают предшественником гитары.

[10] Слов «лирика» произошло от названия музыкального инструмента - лиры, игрой на которой сопровождалась декламация стихов.

[11] Гекзаметр - стихотворный размер, характерный для гомеровских поэм и других эпических произведений

[12] Хорошо известно, что поэзия Анакреонта вдохновляла молодого Пушкина

[13] Капитель – верхняя часть колонны. Капитель поддерживала горизонтальную часть здания – антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза. Архитрав представлял собой гладкую балку. На фризе, как правило, размещались скульптурные композиции; карниз образовывал двускатную крышу.

[14] Это сближает архаическое искусство с искусством Древнего Египта.

[15] Обол- греческая мера веса, самая мелкая серебряная или медная монета. Афинский серебряный обол весил 0,73 г. и соответствовал среднему дневному заработку афинского ремесленника. В 4 в. до н.э. тнорикон был отменен.

[16] Свободнорожденные афиняне считали постыдным для себя брать деньги за труд, и профессия учителя не пользовалась престижем.

[17] Эсхил был автором 90 трагедий, из них сохранилось 7

[18] Из 123 трагедий Софокла до нас дошло 7

[19] Еврипид написал 92 трагедии, из них сохранилось 19.

[20] Акрополь в Афинах – холм с плоской вершиной, возвышающийся над городом.

[21] Т.е. из золота и слоновой кости

[22] Дорифор (греч.) - копьеносец

[23] Школу Аристотеля называли школой перипатетиков (от греч. Перипатос – крытая галерея для прогулок).

[24] Гробница царя Мавсола сильно пострадала в средние века во время землетрясения, а затем ее остатки были использованы рыцарями-крестоносцами как строительный материал.

[25] Существовало два храма Артемиды в Эфесе. Первый был построен в 6 в. до н.э. Легкое и изящное беломраморное здание в ионическом стиле простояло до 356 г. до н.э., когда его сжег Герострат, обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить свое имя. В 4 в. до н.э. храм Артемиды был восстановлен в прежней красоте. В 263 г. н.э. храм подвергся разграблению, а его знаменитые колонны и часть мраморной облицовки были вывезены в Византию.

[26] Апоксиомен – юноша-атлет, скребком стирающий со своего тела масло.

[27] Агора – в греческих городах рыночная площадь, а также место для народных собраний.

[28] Псевдопериптер – постройка, в которой внутренний ряд колонн до половины скрыт в стене здания.

[29] Ментальность- духовность, способ мышления, склад ума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: