Скульптура. Храмы Акрополя расположены таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан –

Храмы Акрополя расположены таким образом, чтобы участникам торжественного всенародного шествия на Акрополь во время главного праздника афинских граждан – Великих Панафиней – лишь постепенно открывался вид на каждое здание. Архитекторы Парфенона также учли несовершенство человеческого зрения. Колонны храма отстоят друг от друга на неравное расстояние, угловые колонны чуть массивнее внутренних, и все колонны немного наклонены внутрь к стенам здания – от этого они выглядят стройнее и выше. В Парфеноне все чуть-чуть изогнуто, искривлено, все рассчитано на то, чтобы отдельные части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными.

Особое место в Акрополе занимала скульптура. Своего совершенства греческая пластика достигала во фризах Парфенона ( работа Фидия и его учеников). На фризе главного храма Акрополя чередуются трехчастные, выступающие из плоскости триглифы и квадратные плиты между ними – метопы. Девяносто две метопы Парфенона имели рельефы, изображавшие битвы греков с амазонками, лапифов – с кентаврами, сцены из Троянской войны, сражения богов и гигантов. Из более чем 500 фигур на скульптурном фоне Парфенона ни одна из них не повторяет другую.

Внутри Парфенона, в обширном, окрашенном в синий и красный цвета зале, стояла 12-метровая статуя Афины-Девы, выполненная из слоновой кости и золота. Из чистого золота была сделана одежда богини, а ее шлем, волосы и щит были выполнены из золотых пластин. В глазницы были вставлены драгоценные камни- сапфиры. Эта работа скульптора Фидия явила миру новый образ Афины – богини –воительницы и богини мудрости – истинной покровительницы находящегося на вершине славы афинского полиса.

Идеал человеческой личности был воплощен Фидием и в другой его знаменитой скульптуре – статуе Зевса Олимпийского (для храма в Олимпии). Ее высота – 14 метров. Доброе и кроткое лицо Зевса в изображении Фидия воплощало идею мудрости и человеколюбия. Статуя причислялась к семи чудесам света. Обе хрисоэлефантинные [21] статую не сохранились – они известны лишь по описанию древнегреческого историка Павсания (2 в. до н.э.) и по изображениям на монетах.

Утверждение достоинства и величия человека и гражданина - главный мотив греческой скульптуры эпохи классики. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет – прославились созданием скульптурных образов атлетов – победителей. Их излюбленным материалом была бронза. Всемирно известнее «Дискобол» Мирона. Мирон был первым скульптором, которому удалось показать динамику человеческого тела.

Поликлет определил совершеннейшие пропорции человеческого тела и передал их в пластике. Установленный им канон господствовал в греческом искусстве около 100 лет, пока ему не пришел в 4 в. до н.э. новый, открытый скульптором Лисиппом.

Согласно канону Поликлета, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы- 1/8. Эти и другие соотношения строго соблюдены в фигуре «Дорифора [22]», воплотившего в себе идеал мужской красоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: