Единое экономическое пространство включает в себя территорию, на которой действуют общие экономические отношения и правила проведения экономических операций

Отличительными признаками единого экономического пространства являются:

а) единая валюта;

б) общий рынок рабочей силы со свободным перетоком капитала по территории и свободным переливом рабочей силы по территории, не ограниченный ничем;

в) общие нормативы (законы), регулирующие экономическую деятельность.

Единое экономическое пространство может охватывать как несколько стран, государств, так и разобщённые анклавы одного и того же государства (Калининградская область отделена 2 границами от России, но входит в Российское экономическое пространство).

Перспективы создания единого экономического пространства зависят от решения ряда экономических и политических проблем. Условно эти проблемы представлены на рис. 2.1.

Мы считаем, что имеется четыре уровня экономического пространства, причем все они в совокупности могут образовать крупное экономическое пространства с характерными признаками, о которых выше шла речь. Более того, все эти уровни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В своем развитии исходное экономическое пространство (ЭП) первого уровня охватывает пространственное размещение предприятий всех сфер и отраслей и их производственные отношения в рамках какого-либо региона,

                 
   
Единое экономическое пространство России
 
   
 
   


Рис. 2.1. Укрупненная схема проблем формирования ЕЭП

являющегося самодостаточным с экономической точки зрения. Первому уровню экономического пространства относились торговые города средневековья.

Экономическое пространство второго уровня – это объединение экономических взаимодополняющих или однородных регионов, с едиными условиями хозяйствования, единой конкурентной средой и едиными правилами деятельности институтов рынка. К данному уровню можно отнести объединение типа Союз торговых городов Германии (Ганза).

Экономическое пространство третьего уровня включает в себя все пространства страны с характерными вышеизложенными свойствами и принципами. Этот уровень ЭП охватывая всю национальную экономику, и дает возможность, прежде всего, рациональному использованию ресурсов. Кроме того, все регионы страны будут тесно взаимосвязаны со всеми экономическими процессами и главное, с конечным результатом деятельности системы. Так, например, если национальная экономика достигает экономического роста, то его влияние будет ощущаться самыми отсталыми регионами страны, т.е. там, где еще не возобновился рост. Это происходит через повышение платежеспособности местного населения за счет получения платежных переводов, заработанными мигрантами в более благоприятных регионов – доноров, что в конечном итоге стимулирует местный рынок, тем самым, оживляя спрос и соответственно предложения. Эти и другие положительные импульсы ЭП приводит к тесному взаимодействию регионов, и способствуют усилению центростремительных сил, сближают регионы по уровню социально-экономического развития.

В случае спада экономики происходит следующее. Спад вызывает реакцию регионов (элементов системы) выходить из системы. Это сопровождается недовольством населения и социальным беспокойством, а на уровне хозяйствующих субъектов – очередным обрывом экономических связей, нестабильностью цен на энергоносители и другие ресурсы для непрерывного возобновления процессов расширенного воспроизводства. Все это и другие неконтролируемые побочные отрицательные моменты усилят центробежные силы ЭП.

ЭП четвертого уровня является логическим продолжением первых трех уровней. Многие проблемы, о которых мы говорили, решаются через механизм рыночной саморегуляции, т. е. путем восстановления макроэкономического равновесия естественным ходом, но, однако, не все. Все зави­сит от форм и способов, которыми руководствуется государс­твенный аппарат в конкретных условиях, а они всегда специфичны. Поэтому в рамках национальной экономики кроме правил рынка устанавливаются дополнительные правила «экономической игры» со стороны государства, которые являются обязательными для всех участников.

Экономическая интеграция позволяет расширить эффективное экономическое пространство без нарушения геополитических границ государств, а, иногда подчинив в себе это пространство правилам надгосударственного управления экономики национальных хозяйств и способствует более полному проявлению экономических законов на данной территории. Следует отметить два обстоятельства создание или стремление объединение стран в ЕЭП.

Во-первых, потребность в расширении экономического пространства происходит тогда, когда на определенном этапе исчерпаны внутригосударственные возможности экономического развития. Это создает предпосылки к экономической интеграции.

Во – вторых, ради достижения экономического роста страны готовы к передаче части «экономического суверенитета» надгосударственным структурам управления. Наступит момент, когда рынок почти не сможет сопротивляться активизации государственных действий по приведению рыночного механизма в равновесие. Отсюда, в краткосрочной и в долгосрочной перспективе экономическая интеграция, оказывая влияние на равновесие рынка, постепенно находит свое место, ликвидируя по пути возникающие противоречия, т.е. между потребностью в расширении экономического пространства, сбытом товара (оказание услуг), движение капитала и рабочей силы и ограниченными внутригосударственными возможностями.

Концепция формирования ЭП четвертого уровня представляет собой программу мер по формированию единого экономического пространства объединяющихся стран с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества. Другими словами, под ЕЭП государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории стран-участниц, на котором функционируют общие механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.

В Конституции Российской Федерации зафиксированы главные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны, в том числе:

• гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);

• недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74);

• запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).

Одним из составляющих единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда, капиталов.

Следует иметь в виду, что единое экономическое пространство охва­тывает не только всю территорию страны, но и ее экономическую морскую акваторию (территориальные воды, исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна) и аэроторию (с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: