double arrow

Социологическая мысль в России

Становление социологии как самостоятельной науки начинается в России со второй половины XIX в., когда в условиях пореформенного развития страны заметно возрос интерес к социальным и духовным проблемам жизни общества, к вопросам справедливости и общественного прогресса. В развитии социологической мысли в дореволюционной России можно выделить три этапа: с начала 1860-х до 1890 г.; с 1890-х гг. до начала XX в.; с начала XX в. до 1917гг.

Первый этап был связан с возникновением целого ряда социологических школ и направлений, большинство из которых сложилось под влиянием позитивистской социологии О. Конта. В позитивизме российских социологов влекло стремление к научному методу, синтезу знаний, изучению всеобщих социальных законов. Однако увлечение не было простым заимствованием. Напротив, россий­ские социологи никогда не были ортодоксальными позити­вистами и относились к идеям О. Конта достаточно кри­тично.

Наиболее полное развитие позитивистский подход по­лучил в научном творчестве М.М. Ковалевского (1851-1916) известного историка, этнографа и социолога. Он одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии, с помощью которого исследовал гене­зис различных социальных явлений, анализировал их «эм­бриональные» формы. Этот концептуальный подход Кова­левский называл «генетической социологией», с позиций которой он рассматривал, в частности, происхождение се­мьи, собственности и государства.

В русле позитивизма развивалась и «натуралистическая» школа, в рамках которой возникло несколько течений и направлений социологической мысли. Среди них большой са­мобытностью отличалась концепция географического де­терминизма, разработанная крупным географом и социологом ЛИ. Мечниковым (1838-1888). Решающую роль в развитии общества этот ученый отводил влиянию гидрологического фактора (рек, морей, океанов). Его теория содержала не­мало ценных идей, относящихся к пониманию механизма взаимодействия природы и общества.

В лоне «натуралистической» школы сформировалось так­же «социал-органическое» направление, которое развива­лось под сильным влиянием социологических взглядов Г; Спенсера (2.9). Однако наиболее авторитетным пред­ставителям этого направления — А.И. Стронину,.Лилиенфельду (1829-1903) — удалось выйти за, рамки классических аналогий между обществом и орга­низмом. Так, Стронин стремился установить специфичес­кие законы функционирования «социального тела», кото­рые он усматривал в проявлении в общественной жизни особых социологических и политических законов.

Особенно заметную роль на первом этапе развития со­циологии в России играла «этико-субъективная» школа, наиболее яркими представителями которой были видные публицисты, идеологи народничества П.Л. Лавров (1823-1900)и Н.К. Михайловский (1842-1904). Эти мыслители, критикуя натурализм и биологизаторство в социологии считали, что объективное изучение общественных явленвд должно сочетаться с их субъективной оценкой, основанжн на принципах этики и социальной справедливости. В цент ре их научных интересов находились вопросы обществе» ного прогресса и социального идеала. В качестве ведущей силы общественного прогресса Лавров и Михайловский рассматривали «критически мыслящую личность», которая в их трактовке выступала как творец истории и одновременно как носитель нравственного идеала.

Главная задача социологии как науки, по мнению Лав­рова и Михайловского, состоит в том, чтобы раскрыть гу­манистическое содержание общественного прогресса и со­отнести его с потребностями развития личности. Сущность прогресса они видели в росте социальной солидарности и сознательности личности, в смене застывших социокуль­турных форм гибкими, динамичными структурами и отношениями, отвечающими общественному идеалу.

К «этико-субъективной» школе тесно примыкает психологическое направление, представленное, прежде всего! известным историком и социологом Н.И. Кареевым (1850- 1931). Предметом изучения социологии он считал духовно» взаимодействие людей как определяющий фактор социальной жизни. В своей теории «исторического прогресса» Кареев проводил различие между «эволюцией» как объективным процессом и «прогрессом» как процессол измеряемым мерой свободы и развития личности. Ем принадлежит несомненная заслуга в обосновании степей свободы личности как высшего критерия социального прогресса.

На втором этапе (1890 г. — начало XX в.) начинаете процесс институционализации социологии, которая проникает в академическую среду и все более положительно оценивается в научных и общественных кругах. Предпринимаются отдельные попытки преподавать социологию ка учебную дисциплину. Однако намерения открыть кафедр или факультеты социологии не получают поддержки правящих кругов. Нет и специальных социологических изданий. Тем не менее количество публикаций по социологии продолжает расти. Переводятся и издаются практически все работы наиболее известных западных социологов.

В тот же период возникают новые направления в социологии среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.М. Коркунов (1853— 1904), СЛ. Муромцев (1850—1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследо­вателей состояла в том, что им удалось глубоко разрабо­тать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социоло­гии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в про­цессе институционализации российской социологии. Благо­даря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психо­неврологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социо­логии».

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития россий­ской социологии характеризуется признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широ­ких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе стано­вятся неопозитивизм, наиболее известными представите­лями которого были КМ. Тахтарев (1857-1925) и П. А. Со­рокин (1889-1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в со­циологии эмпирических методов — наблюдения, экспери­мента и социально-статистического измерения. Он постоян­но подчеркивал, что без математики социология не может стать точной и объективной наукой. Отсюда его стремле-ние переориентировать социологию на изучение функцио­нальных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические методы верификации знания.

В тот же период возникают новые направления в социологии среди которых наиболее влиятельным становится социологическая школа права. Представители этой школы — известные правоведы и социологи Н.М. Коркунов (1853— 1904), СЛ. Муромцев (1850—1910), П.И. Новгородцев (1866-1924) и др. — выступали с резкой критикой позитивизма и стремились дать нормативистское, нравственно-правовое обоснование общественной жизни. Заслуга этих исследо­вателей состояла в том, что им удалось глубоко разрабо­тать ряд гносеологических и методологических проблем социологического познания.

К концу второго этапа российская социология выходит на международную арену. Российские социологи активно участвуют в работе Международного института социоло­гии, а М.М. Ковалевский и П.Ф. Лилиенфельд избирались его президентами. В то же время наметились сдвиги и в про­цессе институционализации российской социологии. Благо­даря усилиям М.М. Ковалевского в 1908 г. была открыта первая в России кафедра социологии при частном Психо­неврологическом институте в Петербурге. Кафедра провела большую работу по организации преподавания социологии, осуществила четыре выпуска сборника «Новые идеи в социо­логии».

Третий этап (начало XX в. — 1917 г.) развития россий­ской социологии характеризуется признанием ее в качестве объективной науки и ростом интереса к проведению широ­ких эмпирических социологических исследований. Ведущей ориентацией социологической мысли на этом этапе стано­вятся неопозитивизм, наиболее известными представите­лями которого были КМ. Тахтарев (1857-1925) и П. А. Со­рокин (1889-1968).

Среди российских социологов К.М. Тахтарев одним из первых обратил внимание на важность использования в со­циологии эмпирических методов — наблюдения, экспери­мента и социально-статистического измерения. Он постоян­но подчеркивал, что без математики социология не может быть объективной наукой. Отсюда его стремление переориентировать социологию на изучение функцио­нальных, а не эволюционных законов, ибо установление последних не опирается на математические методы.

Наиболее развернутое обоснование неопозитивистская концепция получила в работах П.А. Сорокина, который сформулировал пять «основных и руководящих принципов социологического подхода: 1) социология как наука должна строиться по типу естественных наук; 2) социология должна изучать мир таким, каков он есть; 3) социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей, доступные эмпирическому измерению; 4) поскольку социология стремится быть опытной и точной наукой, она должна отказаться от «философствования» в смысле создания умозрительных систем; 5) разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е сведения любого явления к одному какому-нибудь началу.

Итогом российского периода творчества П.А. Сорокина (в 1922 г. он был выслан из России) является «Система социологии». Высказанные здесь идеи о критериях социальной стратификации (6, вертикальной и горизонтальной мобильности, методологии изучения социальных групп и социальной структуры общества.

Процесс институционализации социологии продолжился и в первые годы советской власти: в 1920 в Петроградском университете был открыт первый в стране социологический факультет, который возглавил П.А. Cорокин. Однако в дальнейшем социология была объявлении буржуазной наукой и научные исследования в этой областей были запрещены.

Таким образом, социология в дореволюционной России развивалась как часть общемировой социологической мысли. Испытывая влияние различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвинула немало собственными теорий и концепций, отразивших своеобразие развития российского общества.

Возрождение социологической науки в нашей стране на­чинается в конце 1950-х— начале 1960-х гг. в связи с ли­берализацией политического режима. В 1969 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне — Институт социологии). С 1974 г. стал издаваться журнал «Социологические исследования», появились социологичес­кие службы на предприятиях. Последующее интенсивное развитие социологии связано с кардинальными переменами в жизни страны начиная с середины 1980-х гг. В 1987 г. был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), з4акже ряд независимых социологических служб. Опросы населения по самым разным вопросам, практическое использование социологической информации стали распро­страненным явлением. Социология вошла в структуру выс­шего образования, стала преподаваться в качестве учебной дисциплины. Открылись широкие возможности для интегра­ции российской социологии в мировое научное сообщество.

Значительный вклад в развитие современной социоло-гической мысли вносят известные отечественные социоло­ги: И.В. Бестужев-Лада, Т.Н. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: