Классический этап развития социологии в России

Тема 4. Социология в России

1. Классический этап развития социологии в России

2. Социология в советское время

3. Современная российская социология

Классический этап развития социологии в России

Иешуа Га-Ноцри:

— Гроза начнётся только к вечеру,

и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

к/ф «Мастер и Маргарита»

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине XIX в. Она напрямую зависела от социально-политических условий в стране, от уровня ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

Социология в России развивалась как наука и как учебная дисциплина. По своему уровню в это время она не уступала западной.

Отечественная социологическая мысль была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшуюся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы). Это противоборство характеризует и современную социологию. Тем не менее, российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

В развитии отечественной социологии выделяют следующие этапы: дореволюционный (назовём его классическим), советский, постсоветский (современный).

Первый (классический) этап характеризуется богатством социологической мысли, разнообразием теорий и концепций развития общества и человека. Наибольшую известность получили такие направления:

1) теория о «культурно-исторических типах» (К-ИТах) Н. Данилевского (1822-1885) – русский историк, культуролог, генерал. «Россия и Европа», 1871 г. По его мнению, цивилизации развиваются наподобие биологических организмов. Основные положение его теории:

Ø Выделил 10 К-ИТов: египетский, китайский (практика и польза), древнесемитский (ассиро-вавилоно-финикийский), индийский (воображение, фантазия, мистицизм), иранский, еврейский, греческий (красота), римский (закон и администрация), аравийский (новосемитский) (религия), германо-российский (европейский) (наука и технология);

Ø Каждый из этих К-ИТов, или цивилизаций, имеет собственную историю и поэтому нельзя говорить об общей универсальной истории человечества. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных ступенях развития;

Ø Цивилизации проявляют свою творческую сущность лишь в избранных областях;

Ø Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации: 1 период – продолжительный (1000 лет) – возникновение и кристаллизация, 2 период – 400-600 лет – раскрывается творческая потенция цивилизации, 3 период – 100-200 лет – недостаток творческих сил приводит к застою и распаду цивилизации;

Ø Выделяет три типа обществ, действующих в истории: позитивные (общества, которые создали великие цивилизации (10 представленных), негативные (общества, которые играли деструктивную роль и способствовали разрушению великих цивилизаций (гунны, монголы), общества (у которых отсутствует творческое начало и они представляют собой этнографический «материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций;

Ø В будущем предстоит расцвет новой – русско-славянской цивилизации.

Позитивизм в русской социологической науке дореволюционного периода представлен следующими направлениями: субъективизм (субъективная школа), географический детерминизм (социогеографическое направление), органицизм (органическая школа), а также теорией о социальной прогрессе.

2) Уникальным явлением в российской социологии была субъективная школа, наиболее яркими представителями которой считаются П. Л. Лавров (1823–1900), Николай Константинович Михайловский (1842–1904). «Герои и толпа», 1882.

Михайловскому принадлежит идея о свободном выборе «идеала», которая обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в так называемом субъективном методе социологии, который высшим мерилом общественного прогресса и исходным пунктом исторического исследования полагал отдельную личность. Идеал Михайловского – развитая личность. Он подвергает критике социологическую теорию Спенсера, отождествляющую общество с организмом и низводящую человеческую индивидуальность на степень простой клеточки социального организма.

Михайловский также разрабатывал теорию «героев и толпы», объяснявшую механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию. Михайловский различал понятия «герой» и «великая личность». По его мнению, великие люди выделяются в зависимости от ценности вклада в общество, а герой — это человек, который делает первый шаг и увлекает своим примером массу.

Помимо Михайловского вопросами противопоставления великих личностей и масс занимались также такие учёные как Томас Карлейль, Габриэль Тард, Фридрих Ницше, Хосе Ортега-и-Гассет

3) Социогеографическое направление представлено именами Льва Ильича Мечникова (1838–1888), швейцарского географа, социолога и Афанасия Прокофьевича Щапова (1831–1876).

Мечников исследовал зависимость общественного развития от определенных географических условий, важнейшие из которых – наличие водных ресурсов и путей сообщения. Кроме этого он считал общественную солидарность критерием общественного прогресса, т. е. его взгляды противоположны марксизму (где первопричина прогресса – развитие материального производства, техники). Вместе с этим он признавал необходимость технического прогресса. Выделял в истории развития человечества три периода: древние века (речной период), средние века (морской период), новое время (океанический период).

Щапов активно развивал земско-общинную, федеративную теорию русской истории, изучал естественно-психологические и социально-территориальные особенности жизни русского народа;

4) Органическую школу представляют Евгений Валентинович Де Роберти (1843–1915), Александр Иванович Стронин (1827–1889), Павел Фёдорович Лилиенфельд (1829–1903), Яков Александрович Новиков (1830–1912).

Де Роберти выдвинул био-социальную гипотезу происхождения общества, в основе которой лежало понятие надорганического. Надорганическое эквивалентно разумной, общественной или культурной стадии развития человечества. Согласно Де-Роберти, это результат превращения органической формы энергии в высшую форму. В реальности эта форма бытия выступает в виде био-социальной энергии (факты психологические) или энергии космо-био-социальной (факты исторические).

Лилиенфельд проводил аналогии между природой и обществом, выделял три стороны общественной жизни – экономическую, юридическую и политическую.

5) учение о социальном прогрессе Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916) – историка, юриста, социолога-эволюциониста, занимавшегося эмпирическими исследованиями;

Исторической закономерностью является необходимость продвижения каждого общества от низшей к более высокой стадии. Однако этому прогрессу противоречит «противопоставление бедности и богатства, рознь между имущими и неимущими». Для преодоления этого противоречия он полагал необходимым вмешательство государства в распоряжение собственностью в интересах земледельцев и рабочих, юридическое закрепление права на труд, свободную деятельность профсоюзов, их борьбу за социальные права.

Эволюцию надо предпочитать революции, прогресс желателен только под условием сохранения порядка.

Кроме научной деятельности, М.М.Ковалевский организовал симпозиумы под названием "Новые идеи в социологии", проводившиеся каждые полгода, на которых обсуждались наиболее значительные достижения в области социологии в России и за рубежом.

5) Важнейшее место в социологической мысли принадлежит социолого-юридическому направлению. Это направление развивали ученые, работающие в области права и социологии: Николай Михайлович Коркунов (1853–1904), Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931), Павел Иванович Новгородцев (1866–1924), Богдан Александрович Кистяковский (1868–1920), Борис Николаевич Чичерин (1828–1904). Их интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве.

Коркунов развивал идеи правового государства.

Чичерин определял права личности, выступал против революции, выступал за порядок и твёрдую власть в государстве.

Петражицкий выступал против традиционных подходов в учении о государстве, праве и морали в обществе, уделял пристальное внимание юридическим и политическим институтам, занимался гражданским правом, является автором психологической теории права;

6) Марксистская школа в социологии представлена Михаилом Ивановичем Туган-Барановским (1865–1919), Александром Александровичем Богдановым (1873–1928), «Тектология», 1922, Георгием Валентиновичем Плехановым (1856–1918), В. И. Лениным (1870–1924), отчасти – Петром Бернгардовичем Струве (1870–1944), Сергеем Николаевичем Булгаковым (1871–1944) и Николаем Алексеевичем Бердяевым (1874–1948).

Туган-Барановский придерживался принципов т. н. этического социализма, подчёркивавшего общечеловеческие ценности и критиковавшего капитализм за его антигуманность.

Богданов объяснял процессы развития природы и общества на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Это равновесие должно быть подвижным – противоположности должны быть сбалансированы. В его тектологии (от tecto - строить, конструировать) были сформулированы принципы системного подхода к и теории самоорганизации систем. Его теория предвосхитила концепцию устойчивого развития (теория качества жизни) – гармоничного развития, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, развитие научно-технического развития и развитие личности согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей.

5 ) Неопозитивизм (П. А. Сорокин, Константин Михайлович Т а хтарев (1871-1925)).

Научные интересы Тахтарева были связаны с общей теорией социологии, её историей, её взаимосвязи с другими (прежде всего естественными) науками, исследованием структуры общества.

Социология Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).

Теория личности. Личность формируется под воздействием ряда факторов: космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего, социокультурных. Интегральная природа человеческой личности формируется и в процессе интеракции индивидов друг с другом, которая также проходит под влиянием ряда факторов

Социокультурная динамика Сорокина объясняла исторический процесс как движение типов культур, основанное на чувственном, рациональном и идеалистическом познании реальности (теория социокультурных суперсистем и флуктуации (колебания) общества). 3 социокультурные суперсистемы сменяют друг друга в ходе истории: религиозная (идейная), чувственная и интегральная. Религиозная доминируют в Европе в 6-12 вв., в 16-19 вв. в Европе доминирует чувственная суперсистема, для которой характерны такие чувственные ценности как благосостояние, комфорт, наслаждение, популярность, жажда власти и славы. Религиозные ценности остались, но признавались чаще на словах. Интегральная суперсистема – греко-римская 4-6 вв. до н. э., европейская в 13-15 вв., 20 в.

Процесс флуктуации социокультурной суперсистемы проходит такие стадии: дезинтеграция, кризис, мобилизация сил, новый социокультурный порядок.

Теория социальной стратификации и мобильности. По Сорокину, социальная стратификация – это дифференциация определенной совокупности людей на классы и слои в иерархическом ранге, что выражается в неравномерном распределении прав и привилегий, ценностей, власти и влияния. Проявления социальной стратификации весьма многочисленны, но их можно свести к трём формам: политической, экономической, профессиональной. Все они взаимосвязаны.

Под социальной мобильностью Сорокин понимает переход индивида из одной социальной позиции в другую. При этом он выделяет два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же социальном уровне (повторный брак, перемена места работы и т.д.) при сохранении прежнего социального статуса. Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается перемещение индивида из одного социального уровня в другой, при этом может быть как восходящая мобильность так и нисходящая. По степени перемещения индивидов различаются открытые и закрытые типы обществ. В реальной жизни нет как абсолютно открытых, так и абсолютно закрытых обществ – между полюсами существует множество средних, промежуточных типов. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. Социальная мобильность также имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечается сравнительно подвижные и неподвижные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были – правление Ивана Грозного, царствование Петра I, Октябрьская революция. Сорокин приводит % добравшихся до власти из низших слоёв общества в истории разных стран (В США – это 48%, в Западной Римской империи – 46%, в Восточной Римской империи – 28%, в Германии – по 23%, в России – 6%, в Англии – 5%, во Франции – 4%).

К наиболее важным каналам вертикальной мобильности (социальным лифтам) социолог относит институты армии, религии, образования, политических партий, коммерции и семьи.

Отечественная социологическая мысль не была лишена социальных утопий. Так, в XIX – начале ХХ вв. с утопиями выступали представители демократической тенденции в революционной традиции России (А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский, М. Бакунин, Г. Плеханов, В. Ульянов-Ленин и др.).

Параллельно с теоретической социологией в дореволюционной России развивалась т. н. земская статистика. В фокус исследования попадали основные социальные проблемы того времени – положение беднейших слоев населения, пьянство, самоубийства. П. Струве, В. Ленин, Г. Плеханов опирались на данные земской и государственной статистики при исследовании положения рабочего класса, крестьянства в России. С современной методической точки зрения такие исследования были далеки от идеала в силу малых выборок, спорности критериев, двусмысленности вопросов в анкетах, плохой сопоставимости полученных данных. С проникновением в нее марксистских идей встревоженное царское правительство превратило земскую статистику в разновидность государственного аппарата. В целом статистическое направление вместе с его академическим направлением развивается под сенью государственного управления и в целях императорской политики. Альтернативой таким обследованиям были описательные тексты аналитического характера, содержащиеся в дневниках и наблюдениях российских путешественников, а также радикально мыслящих писателей (А. Радищев, А. Пушкин, Ф. Достоевский, А. Чехов), в которых они стремились рассказать правду о жизни страны.

В дореволюционный период начинается институализация социологии. В 1908 г. была открыта первая кафедра социологии в Психоневрологическом институте в СПб (М. М. Ковалевский, Е. В. де Роберти), социологическое общество им. М.М.Ковалевского в 1916 г (президент Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: