double arrow

Социологические воззрения Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм, (1858—1917)—основатель француз­ской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Прави­ла социологического метода», «Самоубийство» и др. Осо­бенно большое внимание ученый уделял изучению проблем

предмета и метода социологии, структуры общества и функ­циональной роли ее элементов, вопросов социального по­рядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сде­лал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление — французская социологическая школа.

Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом — «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно со­циологическим характером, когда на первый план выдвига­лась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфоло­гические» и духовные. К первым он относил плотность на­селения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д. («материальный субстрат» общества), ко вторым — традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-певвых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Со­циальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологи­ческого метода». В качестве главных среди них можно вы­делить следующие:

• принцип эмпиризма и объективизма в изучении соци­альных явлений («социальные факты нужно рассматривать как веши»);

• признание специфичности и автономности социаль­ной реальности;

•приоритет социальной реальности над индивидуаль­ной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведе­ния индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изуче­нию социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функ­цию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он счи­тал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побужда­ет индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного твор­чества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состоя­ние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органи­ческую. Первая предполагает сходство индивидов, тожде­ственность исполняемых ими функций, неразвитость лич­ностных качеств; вторая — самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функ­ций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаич­ным обществам, где коллектив поглощает индивида, а на­личие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность двойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеоб­щем разделении труда, профессиональной специализации,

экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллективному сознанию, которое все более принимает свет­ский рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, ориен­тированным на перевоспитание нарушителей закона.

Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, глав­ным фактором которого выступает разделение труда. В раз­делении труда, понимаемом как единство профессиональ­ной специализации и кооперации, Дюркгейм "видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продукта­ми своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «социального бытия».

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные Социальные патологии, свя­занные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных цен­ностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномия получила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских страна в зависимости от различных социальных факторов. В дан­ном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подход к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоня­ющегося поведения.

6. «Понимающая» социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920)— выдающийся немецкий со­циолог, экономист, историк, создатель «понимающей» со­циологии w теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер изложил в работах «Протестантская этика и дух капитализма», «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Хо­зяйственная этика мировых религий» и др.

Свою социологию Вебер называл «понимающей», по­скольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, «по­нять» и «причинно объяснить» их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как «об­щество», «государство», «народ» и др.

Разрабатывая теорию социального действия, Вебер ис­пользовал введенное им понятие «идеальный тип», став­шее центральным в его методологии. «Идеальный тип» — это мыслительная, логическая конструкция, с помощью ко­торой исследователь должен изучать явления (через опре­деление степени отклонения этих явлений от данного «иде­ального типа»).

Вебер выделил четыре «идеальных типа» социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, тра­диционное и аффективное:

целерациональное действие —действие, предполага­ющее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. В качестве типичного примера та­кого действия может служить экономическое поведение предпринимателя;

ценностно-рациональное действие — действие, ори­ентированное на определенные ценности (нравственные, ре­лигиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот ин­дивид, кто, не считаясь с возможными последствиями, по­ступает в соответствии со своими убеждениями и выполня­ет то, что требуют от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.;

традиционное действие — действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки;

аффективное действие — действие, которое обу с ловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии — стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится «на границе» осмысленного человеческого поведения.

Вебер считал, что по степени распространения того или иного типа социального действия можно судить о характере и уровне развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффек­тивные и традиционные действия, а в индустриальных, вы­сокоорганизованных обществах — ценностно-рациональ­ные и, особенно, целерациональные действия.

Весь исторический процесс представлялся Веберу как растущая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке — это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно — античной науки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, получившего на европейской по­чве свое дальнейшее развитие; рационального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.

Наиболее последовательное воплощение принцип рациональности, по Веберу, находит в правовом государствефункционирование которого основывается на рациональ­ном взаимодействии граждан и строгом соблюдении закон­ности.

Изучение рациональности как ведущей тенденции запад­ноевропейского капитализма стало главной темой веберовской работы «Протестантская этика и дух капитализма». В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Ев­ропе имело не только социально-экономические, но и ду­ховные предпосылки. Особенно важную роль сыграла про­тестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбивость, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали развитию предпринимательства и «духа капитализма».

Значителен вклад Вебера в разработку проблем полити­ческой социологии, в частности типизации политическо­го господства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: легальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которому соответствует целерациональное дей­ствие, предполагает подчинение закону, а не личности; вто­рой тип, основанный на традиционном действии, обуслов­лен обычаями, традициями, «привычкой к определенному поведению»; третий тип базируется на вере в необыкно­венный дар (харизма — от греческого «божественный дар») носителя власти и связан с аффективными действиями.

Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисци­тарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократи­ческого государственного аппарата в интересах народных масс.

Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ миро­вых религий привел исследователя к выводу, что существу­ет определенная взаимосвязь между господствующей в обще­стве религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.

Вебер внес крупный вклад в разработку практически всех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с «пониманием» социаль­ного действия, построением «идеальных типов», сравни­тельной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимули­ровали появление новых направлений в мировой социоло­гии XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: