Формы массового поведения и социальные движения

Массовое поведение представляет собой стихийную реакцию людей на социальную ситуацию, затрагивающую их интересы. К формам массового поведения относят дей­ствия толпы и людских масс, панику, погромы, бунты, мя­тежи и т.д.

Социологические исследования этих вопросов начались с разработки теории толпы. Наибольшую известность в дан­ной области получила концепция французского социаль­ного психолога и социолога Г. Лебона (1841-1931). В соот­ветствии с этой концепцией толпа обладает собственной коллективной психикой, в которой как бы растворяется психика отдельных людей. В толпе человек теряет свой индивидуальный облик и начинает вести себя непредсказуемо. Г. Лебон выделил три фактора, определяющих по­ведение толпы:

• безликость толпы, порождающую чувство безответственности,вседозволенности у принимающих участие и коллективных действиях;

• склонность к подражанию и восприятию «заразитель­ных» эмоций, способствующих сохранению единства соци­альной массы;

• повышенную внушаемость толпы, ее готовность под­чиняться фанатичным лидерам, следовать их призывам и лозунгам.

Толпа часто становится объектом манипулирования со стороны экстремистских партий и организаций, которые используют бессознательные иррациональные мотивационные механизмы участников массовых действий. Роль этих механизмов тем больше, чем меньше человек понимает суть происходящих событий. Кроме того, в определенных условиях бессознательно-иррациональные побуждения мо­гут вообще вытеснить все другие формы регуляции пове­дения. Например, голод и страх способны стать такими психологическими доминантами, которые будут вызывать панику, погромы, массовые волнения, бунты, мятежи, вос­стания и т.д.

Несколько иной тип массового поведения представляют социальные движения, под которыми принято понимать коллективные действия, способствующие или препятству­ющие социальным изменениям.

Социальные движения, как правило, возникают сти­хийно и отличаются низким уровнем организованности: они не имеют управленческого аппарата, четких уставных требований. Участники социальных движений достаточно автономны в своих решениях и действиях. Совокупность требований к ним определяется целями и ценностями движения и поддерживается лидерами, их моральным авторитетом.

Многообразие социальных движений позволяет их клас­сифицировать по самым различным критериям. По своей направленности социальные движения могут быть прогрес­сивными и регрессивными. Первые обращены в будущее, содействуют переменам в обществе, формированию новых ценностей, норм, институтов; вторые апеллируют к про­шлому, выступают за возврат к старым порядкам, традици­ям, верованиям (например, монархические движения, раз­ного рода религиозные движения).

По масштабам предполагаемых изменений социальные движения подразделяются на реформистские и революционные. Реформистские социальные движения выступают как степенное изменение существующей общественной системы и не предусматривают радикального преобразова­ния основных институциональных структур. Революцион­ные социальные движения стремятся к коренной транс­формации общества, его политического строя и системы идеологических ценностей.

По своим целям и содержанию социальные движения могут быть общественно-политическими, профессиональ­ными, экологическими, пацифистскими, молодежными, феминистскими, религиозными, национальными, правоза­щитными, культурно-историческими, спортивными и др. Среди них выделяют «старые» и «новые» социальные движе­ния. Для «старых» характерны традиционные социально-эко­номические требования (например, рабочие и фермерские движения), для «новых» — постматериальные ценности: Экология, уничтожение ядерного оружия, качество жизни, права личности, культурные проблемы (экологические, па­цифистские, правозащитные и др.).

В зависимости от стратегии действия выделяют инстру­ментальные и экспрессивные движения. Первые стремятся завоевать политическую власть или оказывать на нее давле­ние для достижения своих целей (так, экологическое движе­ние «зеленых» имеет своих представителей в парламентах многих европейских стран), вторые добиваются своих прав с помощью различных форм эмоциональной экспрессии (например, феминистские движения или движения сексу­альных меньшинств).

Социальные движения различаются и своим уровнем: I) массовые движения с глобальными целями (например, движения за охрану окружающей среды, против ядерных испытаний, гонки вооружений и т.д.); 2) региональные движения, ограниченные рамками определенной террито­рии (например, движение против использования полигона и Семипалатинске); 3) локальные движения, преследующие конкретные прагматические цели (например, движение за смещение кого-либо из членов местной администрации).

В более широком историческом контексте социологи выделяют утопические движения, направленные на построение совершенного общества. Коммуны английского теоретика утопического социализма Р. Оуэна, фаланги последователей французского утописта Ш. Фурье и другие подобные эксперименты просуществовали недолго время и распались из-за внутренних противоречий и кон­фликтов с внешним окружением. Такая же участь, как пра­вило, уготована сегодняшним коммунам, пытающимся ре­ализовать альтернативные модели образа жизни.

Таким образом, в современном обществе представлен самый широкий спектр социальных движений. Их значе­ние определяется уникальным вкладом в процесс развития гражданского общества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: