Формы обучения учебных занятий

СОДЕРЖАНИЕ

Образец 2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..  
Глава 1. Природа и виды мышления………………………………….  
§ 1. Мышление как психический процесс…………………………  
§ 2. Стили, типы, виды мышления…………………………………  
§ 3. Особенности мышления средних подростков………………...  
Выводы……………………………………………………………….  
Глава 2. Диагностика мышления учащихся на уроках русского языка…………………………………………………………………….  
§ 1. Оценка мышления школьников учителями-словесниками….  
§ 2. Языковые средства выражения разных видов мышления в сочинениях учащихся………………………………………………….  
Выводы………………………………………………………………….  
Заключение………………………………………………………...  
Библиографический список………………………………...  
Приложения………………………………………………………..  

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. – М., 1988.

2. Бондаревская, В. В. В защиту «живой» методологии / В. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 102 - 105.

3. Борикова, Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. – М., 2000.

4. Воронцов, Г. А. Письменные работы в вузе / Г. А. Воронцов. – Ростов-на-Дону, 2002.

5. Демидова, А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи. Оформление научной работы / А. К. Демидова. – М., 1991.

6. Казакевич, М. А. Обучение профессиональному общению / М. А. Казакевич, Л. П. Клобукова, О. И. Судиловская. – М., 1994.

7. Лихачев, Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. – Самара, 1998.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. – М., 2003. – С. 17-24.


Образец 3*

Ф ПЛ НГПУ 2.1 01/01 08 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» Институт ______________/ Факультет ____________ Кафедра ___________________ (название кафедры) На правах рукописи Выпускная квалификационная работа __________________________ (тема) Выполнил: студент(ка) ____ курса _________________________________ (Фамилия И.О.) ____________________ (личная подпись студента(ки)) Специальность ____________________ (шифр и наименование специальности) Форма обучения: ___________________ (очная, очно-заочная, заочная) ДОПУСК К ЗАЩИТЕ: Заведующий кафедрой_____________ Научный руководитель: (название кафедры) ____________ __________________ __________ _____________________ (личная подпись) (Фамилия И.О.) (личная подпись) Фамилия И.О.) ________________________________ ________________________________ (ученая степень, ученое (почетное) звание) (ученая степень, ученое (почетное) звание) «___» _______________ 20__г. «__» ____________ 20__г. ЗАЩИТА_________ (дата) ОЦЕНКА _____________ Председатель ГАК: _____________________ (Фамилия И.О.) ____________________ _______________ (ученая степень, ученое звание) (личная подпись) Новосибирск – 20__

_______________________

* На титульном листе ВКР подстрочные надписи и подчеркивание не выполняются.


ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………….. ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН «Технология научной работы», «Технология самостоятельной работы».……………………… СТИЛИ РЕЧИ. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ……………………… ВИДЫ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ…………………... ЦИТИРОВАНИЕ……………………………………………... ПЛАН. ТЕЗИСЫ. КОНСПЕКТ…………………………….. БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………… АННОТАЦИЯ………………………………………………… РЕФЕРАТ……………………………………………………… ДОКЛАД: ПОДГОТОВКА И ВЫСТУПЛЕНИЕ………… ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………………………….  

* Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 62.

* О конкурсе см.: Зайдман И.Н., Ефремова О.А. Учим всех и каждого. Часть 2: Различные формы организации учебно-познавательной деятельности при изучении русского языка и смежных предметов в школе и вузе: Практико-ориентированная монография. Новосибирск, 2005. С. 148–150 (Приложение 4).

* Темы и вопросы, которые относятся к дисциплине «Технология самостоятельной работы», выделены курсивом.

* Для удобства анализа предложения пронумерованы.

* Конспект может являться, как уже отмечалось, результатом переработки печатного текста, при этом его коммуникативные особенности сохраняются. Это следует иметь в виду и при анализе коммуникативных особенностей чужого конспекта.

* Именно стремлением уложить информацию в систему можно объяснить явление интерполирования, наблюдаемое в конспектах, т.е. вставки более позднего происхождения, содержащие не предъявленную лектором, но необходимую автору конспекта информацию.

* Мелким шрифтом здесь и далее представлен материал для ознакомления.

* Ср. данное узкое понимание выступления как жанра научной речи с широким (выступление – любая публичная речь); см. текст к Заданию 5.

Формы обучения можно подразделить на учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.), внеплановые (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и дополнительным программам) и вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).

В большинстве современных публикаций различают общие формы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия как между учителем и учащимися, так и между самими учениками.

Фронтальное обучение применяется, как и до появления информатики, при работе всех учащихся над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности, и предполагает работу учителя со всем классом в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма не теряет своего значения на уроках информатики и используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний учащихся.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. Стоит заметить, что часто для учащегося помощь товарища оказывается полезнее, чем помощь учителя. Парная работа на компьютере изначально сформировалась из-за нехватки компьютеров. Позже было замечено, что даже при достаточном количестве компьютерной техники парная работа бывает полезна в начале обучения или при освоении новой сложной темы. Однако в настоящее время действующими СанПиН парные методы работы за одним компьютером не рекомендуются. Поэтому в современных условиях работа в парах должна предполагать чередование: один ученик за компьютером, второй выполняет некомпьютерную часть работы и наоборот.

Разработаны формы обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, консультации и т.п.).

В условиях компьютерного урока информатики управлять индивидуальной деятельностью учащихся достаточно сложно: ситуация за каждым компьютером практически уникальна. Выход для учителя состоит в том, чтобы привлечь к обучению сильных учащихся (в том числе в рамках парной работы), автоформализовать собственный педагогический опыт в виде обучающих программ, использовать имеющиеся программные средства и информационные ресурсы.

Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Работая один на один с компьютером (а точнее, с обучающей программой), учащийся в приемлемом для себя темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала в рамках заданной темы урока.

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.

Компьютер возрождает индивидуальные формы обучения. За счет тиражирования информации в педагогических программных средствах, мультимедийных учебных курсах, использования ресурсов Интернет сохраняется и преимущество фронтальных форм: возможность учиться у лучших учителей и использовать различные источники информации. Компьютер снимает противоречие между массовостью и индивидуальностью обучения.

Одна из важнейших задач учителя – сформировать у учащегося навыки самостоятельной познавательной деятельности.

Внешние формы организации обучения обозначают определенный вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен, кружки предметные и технического творчества, ученические научные общества и т.д. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы и средства обучения, взаимодействие учителя и учеников.

Демонстрация. Используя демонстрационный экран, учитель показывает различные учебные элементы содержания курса – элементы интерфейса, фрагменты программ, схемы, тексты и т.п. При этом учитель сам работает на компьютере, а учащиеся наблюдают за его действиями или воспроизводят эти действия на экране своего компьютера. В некоторых случаях учитель пересылает специальные демонстрационные программы на компьютеры учащихся, которые работают с ними самостоятельно. Возрастание роли и дидактических возможностей демонстраций с помощью компьютера объясняется возрастанием общих графических возможностей современных компьютеров. Основная дидактическая функция демонстрации – сообщение школьникам новой учебной информации.

Лабораторная работа (фронтальная) является основной формой работы в кабинете информатики. Все учащиеся одновременно работают на своих рабочих местах с соответствующими программными средствами.

Индивидуальный практикум – более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными работами, которая характеризуется разнотипностью заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, возможно, ресурсы Интернет; более сложными вопросами к учителю.

Учитывая гигиенические требования к организации работы учащихся в КВТ, учитель должен следить за тем, чтобы время непрерывной работы учащихся за компьютером не превышало рекомендуемых норм. В ходе практикума учитель наблюдает за успехами учащихся, оказывает им помощь, при необходимости приглашает всех учащихся к обсуждению общих вопросов, обращая внимание на характерные ошибки.

Термин «лекция» используется в двух значениях: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальная. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов (например, в виде гипертекста или презентации) усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Ученики могут получить и распечатку конспекта. При этом оптимальная форма конспекта предполагает наличие в левой части страницы тезисно изложенных основных моментов, а справа – место для комментариев учащегося. Это способствует индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций.

Семинар является переходной формой от фронтальной к индивидуальной работе и поэтому сохраняет свое значение в изучении информатики. В курсе информатики необходимо вырабатывать ряд НЕмашинных и ДОмашинных навыков и умений, так как некоторые из них таких навыков и не предполагают (например, решение задач по теоретическим основам информатики), другие требуют предварительного или последующего обсуждения (метод проектов, выступление с докладом или его обсуждение, разработка алгоритма). Работать без предварительного изучения инструкции расточительно по отношению к машинному времени и зрению учащегося. Наконец, нужна адекватная форма работы для коллективного осмысления в более спокойной обстановке того, что сделано на компьютере, что и почему получилось или не получилось.

Проектная форма обучения. В основе проектной формы лежит творческая деятельность. Признаками проектной формы обучения являются:

- наличие организационного этапа подготовки к проекту – самостоятельный выбор и разработка варианта решения, выбор программных и технических средств, выбор источников информации;

- выбор из числа участников проекта лидера (организатор, координатор), распределение ролей;

- наличие этапа самоэкспертизы и самооценки (рефлексии на деятельность), защиты результата и оценки уровня выполнения;

- каждая группа может заниматься разработкой отдельного проекта или участвовать в воплощении коллективного проекта.

Экскурсия имеет три основные цели: показать «живую» информатику в управлении или на производстве; провести профориентацию на специальности, связанные с использованием ЭВМ; скорректировать у учащихся «книжные» и умозрительные представления о настоящей информатике.

Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: