Индивидуальный подход к ученикам на уроках информатики учёт психологических и возрастных особенностей

Применение индивидуального подхода в процессе обучения наз. индивидуализацией обучения. Под индивидуализацией обучения понимают организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпов обучения, учитывающих различия учащихся, уровень разности их способности к обучению в практических работах.

Рассмотрим случаи, когда индивидуализация обучения строится на особенностях темперамента, силы и подвижности нервной системы, профессиональной ориентации. Особенности нервной системы сказываются на продолжительности выполнения задания, необходимости его разнообразия, подбора уровня сложности. Попыткуи предъявления к учащимся требований, противоречащим основным свойствам их темперамента приводят к крайнему напряжению нервной системы. Это же происходит при попытке подавить свойства темперамента профессиональными навыками и привычками. Чем более выражен творческий характер деятельности, тем более ограниченную роль в ней играют навыки и привычки. Поэтому маскировка свойств темперамента возможна лишь при шаблонной деятельности. Если в процессе обучения происходит неожиданный переход к необычной системе, у учащихся могут быть даже нервные срывы. Различные свойства темперамента подавляются не в одинаковой степени, а крайняя выраженность темперамента проявляется в любом случае.

Осуществляя индивидуальную работу с учащимися, необходимо ставить две взаимосвязанные задачи:

1. Выявление основных особенностей личности учащегося и создание соответствующих им моделей.

2. Целенаправленное воздействие на учащегося с целью развития, укрепления их интересов, склонностей и продвижения учеников по уровню развития познавательной деятельности.

При разработке заданий для учащихся с различными типами нервной системы, профессиональными интересами и уровнями успеваемости следует учитывать силу подвижности и уравновешенность нервной системы учащегося. Если эти показатели не высоки, то, как правило, ответы таких учащихся несколько стереотипны, они склонны переносить старые методы деятельности на новые задания, тяготеют к формулировкам учебника и не делают попыток исправить свой неправильный ответ. В системе быстрого фронтального опроса они часто стараются сбить темп, чтобы собраться с мыслями. Если известно, какой вопрос следующий, они обычно готовят ответ на него, стараясь выиграть время, а поэтому могут дать неудовлетворительный ответ на неожиданно заданный вопрос. При выполнении домашнего задания, если разные задания по одному предмету требуют разных способов выполнения, они испытывают трудности. В то же время эти учащиеся отличаются последовательностью и систематичностью в работе. Таким учащимся рекомендуется тщательно готовиться к уроку, стараться преодолевать себя при переходе от одного задания к другому. При опросе им нужно выделять дополнительное время на раздумье.

Учащиеся с высокой подвижностью нервных процессов сразу воспроизводят содержательную часть ответа. Обычно они не готовят твет заранее и заняты решением тех вопросов, которые им заданы в данный момент. При выполнении домашнего задания они могут без видимых причин перепрыгивать от задания к заданию работать быстро, без оглядки, что отрицательно сказывается на качестве работы. Для них важна выработка навыков самоконтроля, важно тщательно следить за качеством исполнения. Полезно подчёркивать разнообразные детали, чтобы преодолеть монотонность задания.

Тип темперамента оказывает существенное влияние на деятельность учащихся в процессе обучения, т.к. интерес является важным мотивом учебной деятельности, целесообразно включать в задание сведения, интересующие учащихся. Чтобы при организации индивидуального учебного процесса обучения учитывать профессиональные интересы, полезно сздавать профессионально направленные комментарии, которые позволят учащимся увидеть, что получаемые ими знания пригодятся в будущей профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: