Для ремонтируемых систем целесообразно определять среднюю наработку до к-го отказа:Xkср=X1ср+X12ср+X23ср+...+Xk-1ср,kср=X1ср+∑Xk-1ср,kср,
X12ср=∑Х12ср/n,
где n-число автомобилей.
Вторым показателем является параметр потока отказов ω(х), который представляет собой плотность вероятности возникновения отказа восстанавливаемого изделия, определяемая для данного момента времени или пробега: ω(х)= ∑fk(х),
где fk(х)-плотность вероятности к-го отказа.
На практике параметр потока отказов определяют следующим образом:
ω(х)=m(X1)/[n(X2-X1)],
m(X1)-суммарное число отказов в интервале Х1,Х2.
Иными словами, ω(х)-это относительное число отказов, приходящееся на единицу времени или пробега одного изделия. Причём, при оценке надёжности изделия число отказов обычно относят к побегу, а при оценке потока отказов, поступающих для устранения-ко времени работы производственной зоны.
Вообще параметры безотказности ремонтируемых систем в большей степени характеризуют зону ремонта, чем автомобиль. Поэтому их используют для расчётов ресурсов, необходимых для ремонта (восстановления) автомобиля.
|
|
Рис 7. Схема формирования потока отказов
Здесь фиксировались моменты временипоявления случайных одинаковых отказов в группе из n автомобилей. Подобное наблюдение позволяет знать, сколько автомобилей с отказами данного вида будет поступоть в зону ремонта в течение смены (недели, месяца), будет ли их количкство постоянным и от каких факторов оно зависит.
Очевидно, что наработки на отказы случайны для каждого автомобиля и описываются соответствующей функцией f(x).
Во-вторых, эти наработки независимы у разных автомобилей. В-третьих, для зоны ремонта безразлично, от какого автомобиля поступает отказ и какой он по счёту. Для этого случая параметр потока отказов будет равен: ω(х)=m(X1)/[n(X2-X1)].
Стабилизация потока отказов
Реальный парк автомобилей состоит из автомобилей разных возрастов. Как в этом случае планиравать необходимое количество ресурсов, как будет вести себя параметр потока отказов? Для ответа на этот вопрос сначала вспомним, что ω(х) функция случайная, поэтому она имеет какой-то определенный закон распределения. Предположим, это нормальный закон, рис.8.
Рис. 8. Схема стабилизации потока отказов. f(l)-поток отказов.
Отказы начинают возникать с момента l -3σ и к моменту l +3σ заменится всё первое поколение деталей. Детали второго поколения вводятся постепенно. Максимум будет на пробеге 21, но его величина приблизительно в два раза меньше, так как кривая приблизительно в два раза шире, а σ2=2σ1. С момента 2 l -3σ2 начинают вводиться детали третьего поколения деталей. Его максимум будет при 3 l. Практически с этого иомента. f(l)- становится постоянным. Для случая нормального закона. f(l) =const начиная с значения l*l /3σ, для других законов распределения стабилизация наступает ещё быстрее. С этого момента интенсивность отказов постоянна, а потому закон распределения экспоненциальный, следовательно износовые (постепенные) отказы проявляют себя так же, как и внезапные.
|
|
Профилактика и ремонт в теории надёжности машин
Профилактика-комплекс технических мероприятий, проводимых до возникновения отказа с целью предупреждения отказов, уменьшения интенсивности изнашивания сопряжений.
Мероприятия ремонтного характера производятся после возникновения отказа. Цель ремонта-поддержание и восстановление работоспособного состояния.
Идеальным называется ремонт, который проводится в момент появления отказа с полным восстановлением работоспособности.
Взаимоотношение между профилактикой и ремонтом даёт представление рис.9.
1-интенсивность отказов неремонтируемых систем, 2- интенсивность отказов ремонтируемых систем (линия идеального ремонта), 3- интенсивность внезапных отказов, а-зона внезапных отказов, в-зона профилактики, с-зона ремонтов. Рис. 9. Профилактика и ремонт машин
Анализ диаграммы позволяет сделать следующие выводы:
- Автомобиль является восстанавливаемой системой, поэтому интенсивность отказов никогда не достигает максимальных значений кривой 1.
- Снижение простоев в ожидании ремонта и увеличение процента восстановления работоспособности снижает параметр потока откезов, приближая его к идеальному ремонту.
- Интенсификацией профилактики можно достичь сколь угодно малого параметра потока отказов, но не ниже интенсивности внезапных отказов.
- На интенсивность внезапных отказов не влияют режимы профилактики и ремонта.