Техническая эксплуатация автомобилей есть дисциплина, отрасль знаний, наука, имеющая свои понятия и категории. Техническая эксплуатация автомобилей (ТЭА) как наука определяет пути и методы эффективного управления техническим состоянием автопарка. Задачи ТЭА:
- обеспечение регулярности и безопасности перевозок;
- достижение полной реализации конструктивной и эксплуатационной надежности автомобиля;
- снижение затрат на содержание автомобилей;
- уменьшение влияния технических средств автомобильного транспорта на персонал и окружающую среду.
ТЭА наука прикладная. Это означает, что в ней используются в той или иной степени положения и категории всех дисциплин, которые преподаются в университете. В соответствии с этим, ТЭА можно рассматривать в техническом, экономическом, социальном и, в некоторых случаях, в политическом аспектах.
В числе других дисциплин используются положения теории надежности, поскольку именно надежностью во многом определяется эффективность использования автомобилей.
|
|
Надежность –сложное свойство, включающее безотказность, долговечность, ремонтопригодности, сохраняемость.
Надежность -- это свойство автомобиля сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять транспортную работу, в заданных условиях. Надежность автомобиля – это лишь одно из его качеств.
Качество – это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля (агрегата) к выполнению заданных функций при использованию по назначению.
Пример комплексов эксплуатационных свойств, определяющих качество автомобилей: вместимость,динамичность,экономичность,безопасность и т.д. В процессе эксплуатации по различным причинам многие качества изменяются и автомобиль в пределе теряет работоспособность.
Работоспособность – состояние автомобиля, при котором значения всех параметров, характеризующих его способность выполнять транспортную работу, соответствует требованиям нормативно-технической документации. При этом эксплуатационные свойства должны находиться в допустимых пределах.
Событие, заключающееся в утрате работоспособного состояния автомобиля называется отказом. Неисправность – состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. Таким образом, понятие “неисправность” гораздо шире понятия “отказ”. Критерии отказов и предельных состояний устанавливают в нормативно-технических документах. Работоспособное состояние поддерживается производственно-технической службой.
|
|
Работоспособное состояние, отказ, неисправность объединяются понятием “техническое состояние”. Техническое состояние автомобиля определяется совокупностью изменяющихся свойств, характеризуемых количественными показателями конструктивных параметров.
В процессе совершения транспортной работы автомобилем его техническое состояние по некоторым причинам изменяется. Знание основных причин изменения технического состояния необходимо для совершенствования конструкции и эффективного использования автомобиля. Существуют три основные причины изменения технического состояния: воздействие рабочих нагрузок, воздействие внешних условий и случайные причины.
Результатом воздействия постоянных нагрузок являются изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические изменения в материале деталей.
Изнашивание протекает под действием трения, зависящего от материала сопряженных деталей, качества поверхностей, наличия смазки и проч. Изнашивание – это процесс разрушения и отделения материала с поверхности детали или накопления остаточной деформации. Проявляется в постепенном изменении размеров и формы деталей. Результат изнашивания – износ.
Пластические деформации и хрупкое разрушение связаны с превышением предела текучести или прочности соответственно у вызких и хрупких материалов. Являются следствием просчётов при конструировании или нарушения правил эксплуатации (рапример, в результате дорожно-транспортных происшествий).
Усталостные разрушения возникают при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости материала. При этом происходит накопление и рост усталостных трещин, приводящих к усталостному разрушению. Характерные примеры – рессоры, полуоси, рамы.
Коорозия происходит вследствие агрессивного воздействия окружающей среды на детали.
Результатом действия коррозии является ржавление, уменьшение прочности, ухудшение внешнего вида. Основной агент коррозии – соль, которой в зимнее время посыпают дороги, компоненты отработавших газов, кислоты, находящиеся в почве и осадках. Коррозия поражает кузова, кабины, рамы. Коррозии способствует влага на металлических поверхностях. Коррозия ускоряет усталостное изнашивание и разрушение.
Старение – изменение технического состояния деталей и материалов под действием окружающей среды.Например, резино-технические изделия теряют прочность под действием масла, топлива, влажности, солнечной радиации и т.д. Топливно-смазочные материалы стареют не только в эксплуатации, но и при хранении.
Рассмотрим подробнее изнашивание как важнейший фактор изменения технического состояния автомобиля в процессе работы.
Выделяют абразивное, эрозионное, усталостное, коррозионне изнашивание, а также изнашивание при заедании и фреттинге.
Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего действия твердых частиц, находящихся между поверхностями трения. Пример – тормозные барабаны-колодки, шкворни-подшипники скольжения.
Эрозионное изнашивание наблюдается при действии потока жидкости или газа на материал отверстия. Эрозионному изнашиванию подвержены клапаны газораспределительного механизма и жиклёры карбюратора.
Усталостное изнашивание представляет собой разрушение поверхностного слоя материала под действием трения и циклической нагрузки. Наблюдается на беговых дорожках подшипников, зубьев шестерен.
Изнашивание при заедании происходит в результате схватывания материала, переноса его с одной повекхности на другую. Приводит к задирам, заклиниванию и разрушению материалов. Происходит в результате действия больших удельных давлний, разрыва масляной пленки, при это поверхности свариваются. Типичный пример мзнашивания при заедании – проворот вкладышей, заклинивание поршня.
|
|
Коррозионное изнашиваниепроисходит при сочетании механического изнашивания и агрессивного действия среды. Классический пример – изнашивание сопряжения кольцо-гильза цилиндро-поршневой группы.
Изнашивание при фреттинге представляет собой изнашивание соприкасающихся деталей при малых колебательных движениях. Типичный пример – изнашивание сопряжения «вкладыш-постель» в подшипниках коленчатого вала.