Фазовые переходы. Уравнение Клапейрона - Клаузиуса

Раздел 10. Отражение эстетических тенденций развития общенациональной и мировой художественной культуры в современных феноменах региональной культуры Сибири

Лекция 16. Тема: Язык музыки как отражение тенденций развития современной художественной культуры (на материале творчества группы музыкантов под руководством Н. Нелюбовой)

Дух культуры, состояние ее развития определяются общими тенденциями, которые носят глобальный характер и охватывают как сферу художественной культуры, в том числе искусство и литературу, так и область науки.

Универсальной тенденцией для развития искусства и науки рубежа ХХ – ХХI в.в. является стремление к синтезу. В науке эта тенденция проявляется в интересе к сфере междисциплинарных исследований, в актуализации этой сферы. Так, несколько десятилетий назад сформировались области научного знания, лежащие на стыке лингвистики и других наук – лингвокультурология, когнитивная лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, математическая лингвистика и другие. В настоящий момент этот процесс активно развивается: формируются новые области знания, которые образуются на стыке уже этих наук, междисциплинарных по своей природе.

В искусстве и образовании синтез проявляется в образовании новых жанров и форм творчества. Примером одной из таких форм творчества, созданных на основе эстетического синтеза, в деятельности коллектива под руководством Наталии Нелюбовой является проект «Концерт в интерьере фильма» (дебют состоялся в Томске, в клубе «Аэлита» 28 апреля 2009 г): к немым кинолентам 1915 и 1916 гг. продюсера Александра Ханжонкова «Дети века» и «Жизнь за жизнь» музыканты создали звуковое сопровождение в форме музыкального концерта, который исполняется вживую, синхронно с показом немого кино. Попадание аудиоряда в кадр фильма уникально: в основе лежат сюжетно-тематические соответствия и ассоциации, общие эмоциональные настроения видеоряда, то есть немых кинолент как текстов культуры, с одной стороны, и песен, романсов, музыкальных композиций эпохи серебряного века, с другой стороны.

Музыка занимает особое и очень важное место в пространстве художественной культуры. Мысли, идеи, ощущения, переживания, чувства, живущие в культуре, музыка воплощает в уникальной форме: с одной стороны, предельно обобщенной и абстрактной, а, с другой стороны, – в чувственно-конкретном воплощении. Из отзывов о музыке выдающихся литераторов, философов и мыслителей, включая Ф. Ницше, Ф.М. Достоевского, Р. Тагора и тысячи других авторов, можно составить тома антологии. Самое примечательное то, что, будучи фанатами своего литературного дела, все они в ряду искусств безоговорочно отдавали пальму первенства музыке.

Всякое значительное явление культуры позволяет на примере его функционирования проследить тенденции, характерные для состояния и развития культуры в целом. В контексте развития национальной культуры зачастую именно феномены региональной культуры становятся наиболее ярким воплощением культуры общенациональной. Этот тезис, в частности, подтверждает материал творчества жемчужины сибирской региональной культуры (г. Томск), коллектив этнической музыки «Сомана КуКун». В составе уникального музыкального коллектива – Наталия Нелюбова – стихи, музыка, вокал, гитара, темир-комуз; Борис Еремеев – ударные, перкуссия, шаманский бубен; Степан Пономарев – скрипка, фортепиано, губная гармоника, свирель, аккордеон и Григорий Лосенков – бас-гитара, аккордеон.

Источник, который питает и оплодотворяет музыкальное творчество коллектива под руководством Н. Нелюбовой, из которого рождаются образы, ритмы, – это, прежде всего, этническая музыкальная культура, мелодика народной музыки.

С 1930-х годов на территории Томской области проводились раскопки, результатом которых стало уникальное открытие археологов – кулайская цивилизация, существовавшая на томской земле приблизительно с 5-го в. до н.э. по 5-ый в. н. э. Важным событием в жизни музыкального коллектива стал альбом музыкальных фантазий на тему кулайской культуры «Сомана КуКун», записанный в 2005 г., – явление на редкость своеобразное, резко выделяющееся на фоне всей музыкальной продукции региона и страны. Под кулайскую музыкальную культуру нельзя стилизоваться, потому что она, как дописьменная культура, не сохранилась. Ритмы, тональность музыкальных композиций, представляющих рефлексию нашей современницы-томички, на тему кулайской культуры, выросли из опыта восприятия и интерпретации музыки и эпоса народов сибирского Севера, Тувы, Киргизии. Традиционная для них мелодика сплелась с ритмами рока и джаза, окрасилась приемами музыкальной стилистики постмодерна, еще раз утверждая роль субъективного начала в искусстве и подтверждая принцип «Вымысел и фантазия – король творчества».

Музыкальное воплощение «кулайской темы» отразило интерес к новому, неизведанному, умонастроение периода «смены вех», реакцию на исчерпанность содержания современной массовой музыкальной культуры. Музыкальный ритм песен-версий на тему кулайской культуры погружает сознание слушателей в особое состояние, зачастую напоминающее нечто бессознательно-нерасчлененное, внутриутробное, как до-бытие, как пребывание в темном и теплом материнском лоне. В это состояние сознания нас уводит музыкальный ритм, которому совершенно адекватен своеобразный вербальный текст. Единство музыкального и вербального текстов отражают особое видение мира человеком архаической культуры, когда человек еще находился в неконфликтных отношениях со своим социальным окружением, самим собой и Природой, из которой он не был вычленен и которой он себя не противопоставлял, чувствуя свое единство с миром растений и животных, воспринимая последних как своих сородичей и прародителей. Возможно, в текстах музыкальных композиций «Голова волка», «Что тебе трудно, птица?», «Уехал в лодке», «Олени в ее глазах», «Охраняют меня» нашла воплощение ностальгия современного человека по утраченной гармонии с Миром Природы и попытка эту гармонию восстановить в самом факте музыкально-поэтического творчества.

Что значит для современного художника связь прошлого и настоящего? Повод для творчества? Пространство, в котором рождаются произведения искусства? Налицо устремленность в культуру прошлого. Однако при этом создаются тексты культуры, которые воспринимаются сознанием слушателей как остро современные.

Природа художественного творчества такова, что для художника обращение к культурной памяти – не столько цель, сколько повод для поисков средств самовыражения, реализация стремления испытать себя в бесконечности стилей, форм и жанров. Для художника важно не только то, какой была культура прошлого, но и то, как сегодня творческое самосознание художника откликается на эти факты культуры, создавая их версию.

В художественной культуре новейшего времени– литературе, живописи, кино, театре – почти всякая новая художественная форма рождается как синтез уже существовавших родов, жанров и жанровых форм. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова – так называемый нетрадиционный роман, роман-лабиринт. Тетралогия А. Битова «Империя I», «Империя II», «Империя III», «Империя IV» – это и не роман, и не очерк, и не эссе, и не дневник писателя; ясно одно: это интеллектуальная проза; но какая именно? А «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, который литературоведы благополучно окрестили «феноменологическим романом», вместил в себя элементы поэтики романа и даже романа-эпопеи, очерков, эссе и стихотворений, которые автор подарил своему главному герою – Юрию Живаго.

Точно так же в музыке возникает множество новых стилей, рождающихся на пересечении и представляющих собой сложные «сплавы» оперы и рока, рока и поп-музыки, рока и кантри или, как в композиторском творчестве Н. Нелюбовой, рока и фолька, реггей и рока. Особый интерес для исследователя представляют собой художественные тексты, в которых разные стилевые тенденции совмещаются, вступают в перекличку и взаимодействуют, как, например, в «Русской эротической песне о Соколе».

Логика творческого процесса, его направленность, отразившаяся в этих синтезированных жанровых формах – установка на неожиданность, интригу, провокационный вызов-предложение приобщиться к тайне искусства:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В музыкальной композиции «По реке плывет дом» сознание слушателей вместе с ключевым образом плывущего дома «выплывает» из ритмов блюза и незаметно вплывает в ритм самого настоящего рока. Слушателей привлекает и очаровывает не просто смесь музыкальных стилей, а чудо превращения, метаморфозы из блюза (джазовый жанр) в рок, чудо, которое происходит на наших глазах, но механизм которого остается для нас не постижимым, потому что нельзя «алгеброй гармонию разъять».

Такой высокий уровень мастерства художника и чудо рождения произведения искусства и имел в виду В. Маяковский, когда в 1913 г. написал стихотворение «А вы могли бы?», которое я использовала как эпиграф к этому произведению, композиторскому творчеству Натальи Нелюбовой и музыкальному творчеству коллектива, вдохновляемого ее талантом.

Синтез форм творчества является не только межжанровым и даже не только межродовым явлением искусства; он охватывает разные сферы человеческой деятельности – и, в том числе, науку – и носит глобальный характер. Наш высокоталантливый современник, итальянский математик, философ и поэт Фауст Тапержи (университет Второго Возрождения) в 2005 г., в возрасте 95-ти лет, писал: «Сорок лет жизни я посвятил изучению связей между искусством и наукой и ни разу не пожалел, что потратил на это время».

Характерной чертой культуры новейшего времени является интертекстуальность художественных текстов, то есть связь творческого сознания автора с другими текстами, которая проявляется во включениив свой текст фрагментов или упоминаний чужих текстов – так называемых аллюзий, а также в реминисценциях – обыгрывании чужих тем, мотивов, образов. Интертекстуальность можно считать в своем роде маркером включенности текста в культуру художественного слова.

Для художественной культуры ХIХ в. характерна социальная, историческая, психологическая мотивированность включения аллюзий и реминисценций в художественный текст. Иначе говоря, включение «чужого» текста всегда так или иначе опосредовано. В художественном тексте ХХ в. это обязательное опосредование снимается, и мы наблюдаем спонтанность, стихийность, имманентность включения аллюзий и реминисценций в художественный текст. Так, в музыкальной композиции «Конгурей», исполняющейся на тувинском языке в тувинской музыкальной традиции, но на современных музыкальных инструментах, в музыкальный текст встраивается аллюзия из репертуара группы «Ди Перпл».

Ярким примером насыщенности многочисленными фольклорными и литературными аллюзиями, маркирующими постмодернистский мир смеховой культуры и тотальной иронии, стала музыкальная композиция «Посвящение русской литературе». (стихи А. Михеева и Н. Нелюбовой, музыка Н. Нелюбовой).

Талантливый живописец, поэт или музыкант отличается от эпигона тем, что не только выражает своим творчеством характерное, показательное, типичное для эпохи, которую он проживает и переживает, но и оспаривает устаревшие, изжившие себя идеи и формы. Он способен преодолеть сложившиеся стереотипы этого «правильного мира», ставшие канонами, бросить вызов своим современникам и времени, уподобляясь плавцу, который гребет против течения. Эта тенденция нашла художественное воплощение в музыкальной композиции «Правильный мир» (соло на скрипке – С. Пономарев) и видеоклипе, созданном на ее основе томским философом и поэтом Андреем Филимоновым.

Спонтанность, стихийность, имманентность включения аллюзий и реминисценций в художественный текст не означает отсутствие внутренней логики, присущей творческому сознанию создателей текстов. Так, в «Правильном мире» включение аллюзии «Темная ночь», возможно, мотивировано фактом осмысления современного мира, переживаемого нами исторического периода как времени, утратившего привычные ориентиры, которые были такими ясными и незыблемыми в «правильном мире» еще совсем недавнего исторического прошлого. Знаменитая советская песня эпохи II-ой мировой войны «Темная ночь» – это классическое выражение «правильного мира», один из лучших и узнаваемых образцов воплощения темы настоящей любви и верности. Вот почему аллюзия с «Темной ночью» всплывает в музыкальном тексте. В данном случае нравственные ценности старого, «правильного мира», не опровергаются; скорее творческое сознание художника констатирует, что мы уже находимся, увы, в границах другого исторического времени и другого Мира.

В музыкальных текстах Н. Нелюбовой очевиден диалог культур, включающий элемент эстетической игры, которая часто проявляется в музыкальном юморе. Музыкальным юмором виртуозно владеют все члены маленького, но сплоченного творческого коллектива. К юмору они часто прибегают как к действенному средству профессиональной коммуникации – средству достижения эстетического эффекта и коммуникативной цели в общении со зрителями; юмор используется, по выражению Н. Нелюбовой, как «необходимое психотерапевтическое средство от всех болезней». Мы видим перед собой поликультурное сознание, открытое миру разных национальных культур. Мы видим акт коммуникации музыкальных языков (читай: музыкальных традиций) разных этносов. Музыкальная композиция «Со вьюном я хожу» демонстрирует, как можно обыграть мелодический строй русской народной песни в его потенциях и возможностях, превратив минор печальной русской песни в китайский мажор.

Творчество музыкального коллектива под руководством Н. Нелюбовой является источником обновления музыкального инструментария и, значит, становится фактом культуры и заслуживает внимания исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: