Внебюджетные фонды

Система внебюджетных фондов РФ социальной направленности включает в себя настоящее время, как уже отмечалось, три фонда:

* Пенсионный фонд РФ;

* Фонд социального страхования РФ;

* Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Впервые целевые внебюджетные фонды стали создаваться в Россий­ской Федерации в период перехода страны на новые экономические от­ношения на основе Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», что привело к появлению нового звена общегосударственной системы фи­нансов. Государственные внебюджетные фондыэто государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управ­ляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для осуществления расходов в интересах граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социаль­ном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Специфической особенностью внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое исполь­зование средств.

С 1993 по 2000 г. в Российской Федерации действовал Государствен­ный фонд занятости населения, средства которого предназначались для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения. Основным источником доходов этого Фонда до 1 января 1996 г. были взносы работодателей в размере 2%, а в последующие годы — в размере 1,5% начисленной оплаты труда по всем основаниям. С 1 января 2001 г. данный Фонд прекратил существование. В настоящее время расходы на мероприятия по професси­ональной ориентации, подготовке и переподготовке безработных граждан, организации общественных работ, выплат пособий по безработице, со­держанию органов службы занятости и т.п. осуществляются из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ.

Социальные внебюджетные фонды являются относительно самостоя­тельными финансово-кредитными учреждениями. Э та самостоятельность имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, коопе­ративных, частных предприятий (организаций). Функции внебюджетных социальных фондов заключаются в мобилизации и использования имею­щихся в их распоряжении средств в размерах и на цели, регламентирован­ные государством. Последнее законодательно устанавливает ставку ЕСН и базовые ставки в части, подлежащей зачислению в каждый внебюджет­ный фонд социальной направленности, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Пенсионный фонд РФ образован 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, он является круп­нейшим из внебюджетных социальных фондов.

Основными задачами ПФР как самостоятельного финансово-кредит­ного учреждения являются аккумуляция налоговых поступлений сумм ЕСН и страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидно­сти, военнослужащим, компенсаций пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Фонда, финансовое и ма­териально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщиков и иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. За счет средств ПФР финансируются различ­ные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

Доходами бюджета ПФР являются налоговые платежи, а также по­ступления недоимок, пени и иных финансовых санкций по взносам в этот Фонд; неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от других бюджетов бюджетной системы РФ).

Единый социальный налог в Российской Федерации введен в действие с 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Переход к взиманию ЕСН стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и контроля за их поступлением.

ЕСН предназначен для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (стра­хование) и медицинскую помощь. ЕСН имеет целевую направленность, но его характерной чертой является безвозмездность. Взимание этого налога не предполагает предоставления эквивалентного по объему социального обеспечения налогоплательщикам или третьим лицам.

Налогоплательщиками ЕСН признаются:

*лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

 

*индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимаю­щиеся частной практикой.

Объектами налогообложения ЕСН являются:

для организаций и индивидуальных предпринимателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, — выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполне­ние работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам;

* для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты физическим лицам, — выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выпла­чиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц;

для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, за­нимающихся частной практикой, — доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговые льготы, предоставляемые по уплате ЕСН, носят ярко вы­раженный социальный характер. Так, освобождены от уплаты этого налога организации любых организационно-правовых форм — с сумм доходов, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое фи­зическое лицо — инвалида I, II и III групп (независимо от вида получаемой им пенсии).

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетны­ми периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Авансовые платежи по ЕСН уплачивают еже­месячно не позднее 15-го числа следующего месяца исходя из величины начисленных выплат. Налоговую базу определяют отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. Исчисляется сумма ЕСН налогоплательщи­ками отдельно по каждому фонду и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Установлены следующие базовые ставки в части, подлежащей зачисле­нию в федеральный бюджет, при исчислении и уплате ЕСН:

20% — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим липам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями; для налогоплательщиков — организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;

15,8% — для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

14% — для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

7,3% — для индивидуальных предпринимателей;

5,3% — для адвокатов.

Фонд социального страхования РФ призван способствовать матери­альному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом про­цессе. Он учрежден в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и «Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, Утвержденным постановлением правительства РФ от 12 февраля 1994 г. U «о Фонде социального страхования Российской Федерации» и влияет средствами государственного социального страхования РФ.

Обязательное социальное страхование1 представляет собой систему соз­даваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получе­ния медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рис­ков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Действие обязательного социального страхования распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и другие категории граж­дан, но только в случае, если законодательством РФ предусматривается уплата ими или за них страховых взносов или налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.

Денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверж­даются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении — правлением данного Фонда и его председателем.

Основная задача ФСС — выплата страхового обеспечения по следу­ющим видам социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахо­ванного лица или нетрудоспособных членов его семь и, находящихся на его иждивении.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

• страховые взносы;

• дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

• штрафные санкции и пеня;

• денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

• доходы от размещения временно свободных денежных средств обя­зательного социального страхования;

• иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в ФСС.

Фонды обязательного медицинского страхования занимают значи­тельное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Они призваны обеспечить гражданам Российской Фе­дерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объемах и на условиях соответствующих программ.

Ставки ЕСН в части, зачисляемой в территориальные ФОМС варьи­руются и составляют:

2% — для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам: организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, а также для налогоплательщиков — организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой зоны;

1,2% — для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

* 1,9% - для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов,

занимающихся частной практикой.

например, услугами скорой и неотложной помощи, при плановой госпитализации.

Финансовые средства ФОМС образуются за счет налоговых поступ­лений: ЕСН, единого налога на вмененный доход, единого сельскохозяй­ственного налога в частях, подлежащих зачислению в Фонд.

За неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) про­грамм обязательного медицинского страхования. За счет средств ПФР осуществляются дополнительные платежи на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости.

Гражданам Российской Федерации гарантируются предоставление ме­дицинской помощи и ее оплата через систему ОМС в объеме и на условиях действующей на территории субъекта РФ территориальной программы ОМС, которая является составной частью территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помоши. Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств обяза­тельного медицинского страхования, перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления меди­цинской помощи в них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: