Бюджетное устройство, принципы организации бюджетной системы

Неукоснительное соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий.

Совершенствование управления государственной собственностью.

Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств.

Повышение роли среднесрочного бюджетного планирования.

Обеспечение сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде.

Основные задачи бюджетной политики на 2007 г. и на среднесрочную перспективу.

2. Продолжение политики аккумулирования «конъюнктурных» до­ходов бюджета в Стабилизационном фонде РФ.

3. Достижение роста результативности бюджетных расходов. Рас­ходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом.

6. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государ­ственных и муниципальных нужд.

9. Реорганизация и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

Итак, бюджетная политика должна формироваться исходя из необ­ходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

Бюджетное устройство — организационно-правовое построение бюд­жетной системы, включающее в себя виды бюджетов, принципы и формы взаимосвязей между ними. Бюджетное устройство базируется на государ­ственном устройстве, отражая взаимосвязи, характерные для последнего.

Как установлено в Бюджетном кодексе РФ, бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов (рис. 3.1).

Федеральный бюджет — это центральное звено (первый уровень) бюджетной системы, обеспечивающее финансирование выполнения обще­национальных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом. С правовой точки зрения федеральный бюджет является формой образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ (см. параграф 3.4).

Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) включают в себя бюджеты республик, областей, краев, автономных областей (округов), а также бюджеты городов федерального значения. Эти бюджеты являются формой образования и расходования денежных средств в расчете на фи­нансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Совокупность региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы страны.

Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) — это форма образования и расходования денежных средств в расчете на фи­нансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Они составляют третий уровень бюджетной системы РФ.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов являются самостоя­тельным звеном бюджетной системы РФ и формируются на федеральном и территориальном уровнях.

Совокупность всех бюджетов РФ (за исключением бюджетов го­сударственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов образует консолидированный бюджет РФ. Термин «консо­лидированный бюджет» используется для обозначения свода бюджетов соответствующей территории (России в целом; субъекта РФ); муниципального образования, имеющего административно-территориаль­ное деление). Консолидированный бюджет составляется с целью прогноза и анализа складывающихся бюджетных пропорций. В обязательном по­рядке он представляется в органы законодательной (представительной) власти в пакете документов, сопровождающих законопроект о бюджете, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается.

Принципы организации бюджетной системы установлены в Бюджетном кодексе РФ. В их составе различают:

принципы построения бюджетной системы (единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований);

принципы формирования и исполнения бюджетов (полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств).

Первая группа принципов относится к методологии построения бюд­жетной системы. Основополагающий, принцип — единство бюджетной системы — означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за на­рушение бюджетного законодательства, единый порядок формирования доходов и осуществления расходов, ведения бюджетного учета и отчет­ности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы заключается в закреплении в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определении полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

~ право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

—право и обязанность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

—право органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

—право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, и другие права и обязанности.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований требует четкого законодательного определения бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в соответствии с едиными принципами, уста­новленными Бюджетным кодексом РФ. При этом бюджетные полномо­чия — это права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Вторая группа принципов, связанная с формированием и исполнени­ем бюджетов, по сути является развитием принципа единства и содержит необходимые требования по организации и проведению бюджетного про­цесса.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все они подлежат отражению в бюджетах, в том числе в бюджетах го­сударственных внебюджетных фондов, в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финан­сированию за счет средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует требование, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотре­нии, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средствдолжны исходить из необходимости достижения заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или наилучшего итога с применением опреде­ленного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае цент­рализации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

Принцип гласности означает:

• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления;

• обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей терри­тории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что их выделяют в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления этих средств на финансирование определенных целей.

Принцип подведомственных расходов означает, что получатель бюд­жетных средств должен иметь дело и получать бюджетные ассигнования только от одного органа публичной власти. В действующей практике бюд­жетополучатель работает с несколькими органами власти, что искажает всю систему управления общественными финансами — от планирования до формирования отчетности.

Рассмотренные выше принципы организации бюджетной системы РФ не являются «застывшими формами». Более того, постепенно возрастает их значение, они становятся нормами прямого действия.

3. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для состав­ления и исполнения всех бюджетов и обеспечивающей сопоставимость бюджетных показателей.

Бюджетные классификации большинства зарубежных стран постро­ены на основе международных стандартов статистики государственных финансов (СГФ), разработанной Международным валютным фондом (МВФ). В середине 1990-х гг. Россия также перешла на международную систему СГФ

В рамках классификации операций сектора государственного управле­ния (КОСГУ) все они делятся на текущие (операции с доходами и расхода­ми), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансо­вые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Включение информации об этих операциях в Единый план счетов бюджетного учета позволяет оценивать влияние деятельности сектора государственного управления на другие секторы экономики.

Бюджетная классификация (кроме ведомственной классификации расходов федерального бюджета) является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюд­жетной системы РФ. На региональном и местном уровнях ведомственные классификации разрабатываются самостоятельно с соблюдением общих принципов и подходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: