Фактура. Костюм наряду с утилитарной функцией выполняет функцию эстетическую

Декор

Костюм наряду с утилитарной функцией выполняет функцию эстетическую. Придать одежде художественную выразительность позволяет ее декоративное оформление. Современному костюму свойственно декорирование.

Декоративная направленность в проектировании костюма выражается посредством различных приемов, которые можно объединить в две группы:

1 группа. Непосредственный декор ткани и материала костюма:

—крашение;

—набойка (печатание рисунка на ткани);

—различные техники росписи ткани (батик, шелко-графия и др.);

—художественное ткачество.

2 группа. Накладной декор костюма:

—вышивка;

—аппликация;

—печворк (составление полотна ткани из модулей-лоскутков);

—квилтинг (фигурная объемная стежка по печворку);

—отделочная строчка, стежка;

—перфорация;

—напыление (различными видами покрытий);

—тиснение;

—плетение;

—инкрустация (отделка другими материалами — кожей, мехом, трикотажем и др.);

—фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, тесьма, шнур, молнии, декоративные петли — застежка «клевант»);

—различные виды отделки (кисти, бахрома, тесьма, кружево, ленты, канты);

—искусственные цветы и объемные композиции из различных материалов (мех, бисер, ткань, кожа, проволока, зеркальные модули и т. д.);

—накладные украшения (металлические отделки — модули, стразы, кристаллы и т.д.).

Требования функциональности костюма не ставят наличие декора в разряд обязательных. Однако в восприятии художественной формы зрителем, декору отведена большая роль. Рисунок и орнамент на материале, из которого выполнена модель костюма, влияет на восприятие художественного образа в целом.

Гладкокрашеная ткань с простой структурой способствует выделению декора на своей поверхности. На ткани с рисунком декор менее «читаем» и заметен.

Проектирование в костюме отделки складками, защипами, буфами, жатыми и мятыми структурами позволяет создавать особый декоративный эффект.

Присутствие декора в костюме должно быть обосновано и вызвано стремлением придать модели большую художественную выразительность. Цель проектирования костюма состоит не в придумывании модели «нарядного убранства» и тем самым создания народного, этнического или иного современного образа, цель проектной разработки модели заключается в том, чтобы опираясь на декорирование, как на средство и инструмент, сделать костюм знаком целостной художественной системы современной моды.

Декор в костюме. Фор-эскиз Костюм с использованием отделки

Факторы, определяющие использование декора в костюме:

—функциональное назначение костюма (строгая деловая или специальная рабочая одежда не предполагает наличие декора);

—стилевая направленность модели костюма (чистый классический стиль не нуждается в декорировании);

—конструктивное решение костюмной формы (декор уместен в простых конструкциях, где он не мешает восприятию особенностей конструктивного решения модели);

—пластическое решение костюма (декор не должен нарушать общей пластики формы, отягощать динамику линий костюма, нарушать гармонию пластической организации костюма);

—фактура материалов костюма (зачастую фактура настолько самодостаточна, что не требует дополнительного декорирования);

—технологические требования процесса производства модели (декор часто понижает уровень технологичности модели в условиях промышленного производства, что является аргументом в сторону отказа от усложняющего технологический процесс элемента при выпуске недорогих моделей одежды большими сериями);

—экономические требования, предъявляемые к модели костюма (вещь должна быть экономически целесообразно выгодна, поэтому если декорирование значительно увеличивает трудоемкость и материальные затраты на декоративные отделки, что в конечном счете повышает стоимость модели, то она становится невыгодной для производителя).

Фактура — это одно из свойств окружающего нас предметного мира, такое же значимое для восприятия предметов, как форма и цвет. От фактуры зависит восприятие художественного образа созданной вещи.

Фактура материала является одновременно средством и элементом композиции костюма. Костюм диктует доминанту фактуры материала при создании художественного строя, образа модели одежды. Выбор фактуры и текстуры материала позволяет говорить о них как о средствах, выражающих строение поверхности материала, способ обработки этой поверхности. Рассмотрим, чем же определяется выбор фактуры материала и от чего он зависит. Во многом выбор фактуры оказывается предопределен историческим периодом моды, тем этапом, который она переживает. Большую роль при выборе фактуры играет главенствующий стиль, царящий на мировых подиумах.

Фактура помогает выявлять форму и силуэт костюма, «работает» одновременно на подчеркивание индивидуального стиля художника, который в большей степени определяется своеобразным, присущим только каждому конкретному автору приемами в работе с костюмом. Но в этом таится определенная опасность. Дело в том, что если фактура и структура материала очень выразительны, то их воздействие на зрителя может быть сильнее, чем воздействие самой формы костюма. Чрезмерное действие, излишняя броскость и яркость фактуры могут быть чересчур навязчивы, прямолинейны в своем стремлении обратить все внимание на себя. В таком случае происходит разрушение гармонии образа, его целостности и выразительности.

Фактура материала должна соответствовать размерам модели, ее назначению и той среде, в которую эта модель будет помещена.

Разберем, что же дает композиции костюма фактура, поиску и выбору которой уделяется такое значение. Прежде всего, использование различных фактур и материалов вносит эстетическое своеобразие и возможность выбора стиля, выражения индивидуальности для потребителей модной одежды.

Кроме этого, фактура помогает достичь должного многообразия в проектировании промышленной моды, где изделия создаются на основе одной базовой конструкции. Даже если формы проектируемых изделий будут близки друг к другу, либо совсем идентичны, вплоть до пропорций и конфигураций деталей, с помощью различных по фактуре материалов удается достигнуть разнообразия и художественной выразительности моделей одежды.

Фактура требует к себе должного внимания и грамотного обращения. Элементы фактуры различаются по величине: одни могут восприниматься нами как самостоятельные элементы формы, и представляться в небольших количествах, другие очень малы по размерам, так что зрительно нечитаемые отдельно друг от друга и их количество достаточно велико. В случае крупных размеров элементов фактуры происходит их влияние на «рельеф» поверхности ткани, они расчленяют поверхность и выступают как элементы членения. Это свойство необходимо учитывать, когда ставится задача создания цельного, чистого по форме образа.

Восприятие фактуры зависит от степени освещения фактурной поверхности. Ворсовая, шероховатая, пупырчатая поверхности воспринимаются совершенно различно, если меняется угол и степень освещения этих поверхностей.

На восприятие фактуры влияет удаленность фактурной поверхности от глаз наблюдателя.

При использовании различных по фактуре материалов сильно меняется восприятие одного и того же цвета. Это свойство фактурных поверхностей очень важно учитывать при создании моделей одежды для свободного времени и отдыха, а также при разработке детского ассортимента и вечерних туалетов. Цвет значительно смягчается на ворсистых поверхностях и усиливается на гладких. В блестящей ткани из-за блеска трудно рассмотреть поверхность, и цвет носит неповерхностный характер, воспринимается прежде всего блеск, а затем уже цвет.

Важен тот факт, что в зависимости от фактуры ткани в костюме, восприятие массы фигуры значительно меняется. У гладких тканей структура поверхности зрительно не различается, и массивная форма воспринимается облегченно, что дает положительный результат в проектировании изделий на полную фигуру. Гладким поверхностям присущи блики, а на фактурной поверхности они исключены. В тяжелых фактурных, ворсовых тканях фигура кажется массивнее и тяжелее, такая фактура зрительно увеличивает форму.

Сочетание в одной модели различных по фактуре материалов помогает раскрыть художественный замысел автора, добиться разнообразия решений, новаций в подходе технологической обработки изделия, повысить эксплуатационные качества модели, сэкономить дорогостоящие материалы (например, мех, кожа, лен и др.) Пропорциональные решения в качественном и количественном сочетании фактур позволяют добиваться художественной выразительности моделей. Использование разнообразных фактур позволяет значительно расширить ассортимент выпускаемых изделий.

Например, за основу берется двухшовная прямая юбка. Выполненная из гладкой костюмной ткани, она будет носить деловой характер; исполненная из ткани с узелковой, рельефной фактурой — выражать прогулочный стиль; а если эту же юбку сшить из блестящего атласа и покрыть сверху прозрачным кружевным чехлом, то в такой юбке можно отправиться на праздничный вечер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: