Международное регулирование миграционных процессов

План

ТЕМА 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

1. Миграция рабочей силы как форма МЭО

2. Национальное регулирование процессов трудовой международной миграции

3. Международное регулирование миграционных процессов

4. Украина в процессах международной миграции

1. Миграция рабочей силы как форма МЭО

Международная миграция рабочей силы возникла много столетий назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Первым массовым перемещением трудящихся стал целенаправленный завоз рабов из Африки на американский континент, в результате чего в 18-19 вв. население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После запрета рабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старого Света в страны Нового Света.

В середине XIX в. было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения: массовая эмиграция населения из Ирландии в США. Широкомасштабная миграция в начале 80-х гг. XIX в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе ее экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы явились также аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышение уровня жизни. новая волна эмиграции из Европы в США отмечена в 20-е гг. XX в. К уже названным причинам следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе.

После второй мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США: во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей; во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), с Кубы (1980 г.); в-третьих, наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

В Европе после второй мировой войны, в особенности с начала 60-х гг., также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции: рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран этого региона.

Международная миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция - выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

В соответствии с классификацией, МОТ различают пять основных типов современной международной миграции:

1) переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

2) работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

3) профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

4) нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся, тем не менее, трудовой деятельностью;

5) беженцы — лица, вынужденные эмигрировать из своих стран ввиду какой-либо угрозы. Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн. чел. находились в тех странах, гражданами которых они не являлись. Если в первой половине XIX в. преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу XIX в. наиболее активными мигрантами стали разорившиеся крестьяне. После второй мировой войны на мировой рынок труда вышли научно-техническая интеллигенция и квалифицированные рабочие.

На труде иммигрантов держатся целые отрасли промышленности: во Франции они составляют 1/4 занятых в строительстве и 1/3 - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% всех горняков, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х гг. в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы как одного из факторов производства оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в оплате труда.

Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграции, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.

Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.

В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы теорий международной миграцией объясняются различия в темпах экономического роста между странами.

Тем не менее общепризнанным остается факт разделения причин международной трудовой миграции на экономические и неэкономические.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

- различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие
этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;

- различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

- несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

- состояние национального рынка труда.

К причинам, неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране эмиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции в рамках ПРС также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

Интенсивность международной миграции рабочей силы в мировом хозяйстве зависит от ряда факторов. Среди них:

- глобальный характер мирового экономического развития и растущая
взаимозависимость стран;

- НТП, развитие которого сопровождается структурной перестройкой
экономики, появлением новых профессий, изменением спроса на уже имеющиеся;

- развитие ТНК, способствующее соединению рабочей силы с капиталом, которые либо осуществляют движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы мира;

- фазы экономического цикла, на которых находится экономика отдельных стран и мировая экономика в целом: в фазе подъема спрос на рабочую силу, в том числе и иностранную, возрастает, в фазе кризиса - падает;

- процессы экономической интеграции в мировом хозяйстве, стимулирующие международную миграцию рабочей силы между объединяющимися странами, которые, как показывает практика, превращаются в новые центры притяжения рабочей силы из третьих стран;

- растущее осознание людьми широких экономических возможностей,
которыми располагают другие страны, развитие и удешевление транспортных средств, расширение международной системы информации.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

\) по направлениям:

- из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

- между промышленно развитыми странами;

- между развивающимися странами;

- высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

- из развивающихся в бывшие социалистические страны;

2) по территориальному охвату:

- межконтинентальная;

- внутриконтинентальная;

3) по времени:

- возвратная;

- безвозвратная.

4) по степени законности:

- легальная;

- нелегальная.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных сфер необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление, как «утечка умов», например из Европы в США. Создание единого экономического пространства в Европе также стимулирует внутриевропейскую межстрановую миграцию.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом, это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов и странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами - с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е гг.) особенно был замечен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена.

Имеет место и миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Международная миграция рабочей силы - явление сложное и по своим последствиям неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

- вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой
мобильностью, облегчаются структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;

- существенна экономия принимающих стран на обучении прибывающих рабочих и специалистов. К примеру, в результате «похищения умов» США лишь в сфере образования и науки сэкономили с 1965 по 2000 г. не менее $25 млрд.;

- иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается значительно ниже национальных кадров, в результате чего фирмы экономят на издержках и повышается конкурентоспособность производителей или продукции.

- велика роль иммигрантов в омоложении структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению. По данным МОТ, в середине 70-х гг. удельный вес молодых людей в общем числе иностранных работников достигал в Бельгии 49,8%, Швеции - 45%. По данным отчета Европейского Совета, в 80-е гг. доля молодежи в возрасте до 25 лет в шести крупнейших западноевропейских странах составляла от 37 до 51% всего иностранного населения, в то время как доля молодежи местного населения не превышала 32-38%;

- иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;

- иностранные рабочие часто служат амортизатором между
работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, так как их увольняют первыми;

- иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80% иммиграции в ФРГ и Франции. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы - в Малайзии, боливийцы - в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие в том числе и экспортный доход для страны, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров - горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.

Вместе с тем, иммиграция порождает в принимающих странах и ряд проблем и противоречий:

- обостряется ситуация на национальном рынке труда;

- вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;

- провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

- Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран
эмиграции. Положительным
в отдающих странах является то, что:

- эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;

- после работы за границей в страну возвращаются обученные, более
квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;

- для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты. Например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х гг. давала прибыль $970 млн., туризм - $600 млн., а денежные переводы эмигрантов - $3,1 млрд. По данным МВФ, только за период с 1986 по 2000 гг. ежегодные доходы 37 стран по статье «переводы работающих за рубежом» превышали более $100 млн. для каждой из этих стран, а для 10 стран - более $1 млрд. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали доходы страны от экспорта.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб. Потеря части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения, теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов. Особенно отрицательны последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Каждое экономическое явление в своем развитии проходит различные этапы, имеющие отличия не только по количественным параметрам, но и качественным. Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

Прежде всего, отметим возрастание масштабов миграции. В Канаде и Австралии удельный вес иностранного населения колеблется между 15 и 20%. Доля иностранцев в Швейцарии составляет 18,9%, в Бельгии - 9, Гер мании - 8,8%.

На начало 2002 г. в мире насчитывалось более 40 млн. трудящихся-мигрантов, в то время как в 1960 г. - лишь 3,2 млн. чел.

Число нелегальных иммигрантов в Европе превышает 4,5 млн. чел., в США - более 5 млн.

Среди современных особенностей процесса международной трудовой миграции можно выделить следующие.

1. Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы. Последние десятилетия отмечены ростом численности иностранцев практически во всех промышленно развитых странах. На них приходится 54 млн. иммигрантов - почти половина всех жителей планеты, проживающих за пределами стран происхождения. А доля иностранцев в их населении достигает 4,5% по сравнению с 2,3% в среднем в мире и 1,6% в развивающихся странах. Причем нетто иммиграция обеспечивает сейчас почти половину прироста населения развитых стран.

В Канаде число эмигрантов, принятых на постоянное место жительства в 1990-1994 гг., достигало 1,2 млн. человек по сравнению с 690 тыс. в 1985-1989 гг.; в США аналогичные показатели составили 3,85 млн. и 3 млн. чел. соответственно.

2. Увеличение внутриконтинентальной миграции. В 60-х - начале 70-х гг. в Европе большое значение для стран как эмиграции, так и иммиграции приобрела внутриконтинентальная миграция. Кроме ФРГ, странами иммиграции стали Франция, Бельгия, Швейцария, в меньшей степени - другие государства Западной и Северной Европы. Для всех этих стран были характерны высокие темпы экономического роста в 50-60-е гг., интернационализация производства и труда, обострение демографической ситуации. Странами эмиграции стали Турция, Италия, Греция, Испания, Португалия и Югославия. Это были менее экономически развитые страны, с высоким удельным весом неквалифицированной рабочей силы и отличающиеся более высоким естественным приростом населения. В 90-е гг. ситуация изменилась - к странам эмиграции добавились постсоветские государства.

Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран Европейского Союза. В ЕС принята «Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС» (подписанная 9 декабря 1989 г.).

В разделе I Хартии записано: «Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем»; «свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране».

В Хартии декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется ее социальным обеспечением. По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах Евросоюза. Низкоквалифицированные работники окажутся менее мобильными.

Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.

Процессы внутриконтинентальной миграции усилились также на американском и африканском континентах.

3. Появление новых центров притяжения миграции. С начала 70-х гг. новый крупный международный рынок рабочей силы начал складываться в нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Строительство новых объектов увеличило потребности в рабочей силе. Ее экспортерами стали также страны, не обладающие нефтью: Иордания, Оман, Йемен, где доля эмигрантов в рабочей силе доходила до 28%. В крупнейших импортерах рабочей силы этого региона - Саудовской Аравии, Кувейте, ОАЭ, в середине 70-х гг. неарабы составляли 75% населения. В 80-е годы такими центрами стали также Тайвань, Южная Корея, Китай, Сингапур, ЮАР, более развитые северные страны Африки.

В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы:

- страны Западной Европы, где насчитывается 13 млн. мигрантов и
членов их семей. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются: Германия, Франция, Великобритания, Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды;

- Северная Америка: с 1995 г. ежегодный доступ иммигрантов в США
установлен на уровне 650 тыс. чел. из них 2/3 представляют собой категорию родственников и 1/3 - квалифицированные специалисты и члены их семей;

- нефтедобывающие страны Ближнего Востока, сформировавшиеся
как рынок рабочей силы в 70-е гг. В начале 80-х гг. эти страны приняли более 4,5 млн. иностранных рабочих. Значителен удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих региона. Например, в ОАЭ они составляют 97%, в Катаре - 95,6, в Кувейте - 86,5. Главным экспортером рабочей силы на Ближнем Востоке является Египет;

- Австралия, где используется около 200 тыс. иностранных рабочих. С
1982 г. Здесь проводится миграционная политика, в соответствии с которой в страну в первую очередь принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. В начале 90-х гг. в экономику Австралии влилось $1,2 млрд., а 9 тыс. инвесторов и 28 тыс. их семей получили визы;

- страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где основными импортерами рабочей силы являются НИС, а также Япония, Бруней;

- страны Латинской Америки, где общее число мигрантов составляет 3 млн. человек. Наиболее распространенной формой является сезонная сельскохозяйственная миграция. В последние годы для стран этого региона особый интерес представляют иммигранты из стран Центральной и Восточной Европы тех специальностей, в которых ощущается острая нехватка кадров (нефтяники, инженеры-химики и т.д.);

- страны Африки. Для этого региона характерна внутриконтинентальная миграция, составившая в 90-е гг. более 2 млн. чел. Основные принимающие страны этого региона - страны Северной Африки и ЮАР.

4.Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой. Так, бывшая Югославия смогла сделать валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что ее казна постоянно пополнялась за счет трудовых переводов
из-за рубежа.

5.Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35
лет) преимущественно рабочих профессий.

6. «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом и вслед за ним».

7. По-прежнему высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними. В США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе - около 3 млн. нелегальных мигрантов. В 2000 г. число пограничников в США возросло до 10 тыс. чел. (почти втрое больше, чем в начале 90-х гг.) в целях усиления пограничного контроля на границе с Мексикой, откуда проникает подавляющая часть нелегальных мигрантов. В Германии для борьбы с нелегалами пограничникам даже разрешено осматривать дома, расположенные в тридцатикилометровой зоне, прилегающей к восточной границе. В целом, можно говорить об интенсификации миграционных процессов во всех их проявлениях.

2. Национальное регулирование процессов трудовой международной миграции

Миграционные процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводит определенную миграционную политику.

Государственная миграционная политика - это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее.

Во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.

Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение на проживание в США.

Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии, Норвегии, Турции, Греции, Ирландии, Зимбабве, Польше, Словакии и других странах.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая регулирование трудовой эмиграции, включает в себя соответствующие статьи Конституции страны, национальное эмиграционное законодательство, двусторонние и многосторонние международные соглашения. В дополнение к этому ряд стран принимает специальные эмиграционные программы.

Миграционная политика подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.

В экономической литературе выделяют три направления иммиграционной политики.

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются.

Эта политика преследует цель постоянного обновления трудящихся-мигрантов, поэтому некоторые авторы пишут о так называемой ротационной иммиграции. Так, в ФРГ в 1970 г. прибыло 135 тыс. иностранных рабочих в возрасте от 16 до 21 года, а покинуть страну было вынуждено более 55 тыс. в возрасте от 21 до 35 лет. При ограничении срока пребывания в стране члены семьи иммигранта не имеют права на въезд.

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с
правом въезда членов семьи.

3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и
предполагающая право на получение гражданства после определенного срока..

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую,
вредную,грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

- специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты,
узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

- представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

- специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые,
спортсмены, врачи, писатели;

— крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя:

1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности. Например, в Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее 3 лет, в США - 5 лет.

2. Введение возрастного ценза для въезжающих. В Алжире возраст рабочих разных специальностей не должен превышать 40 лет, в Швеции и Норвегии возраст буровиков-нефтяников ограничен 20-40 годами.

3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. Например, фирмы Швеции и Норвегии проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов.

4. Ограничения политического характера. Так, в США ограничен въезд членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа. В Ирландии отказывают иностранцам, ранее осужденным на срок более 1 года.

5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

6. Ограничение времени работы в стране: в Норвегии разрешение на
временную работу выдается на срок не более 1 года, в Зимбабве - не более 5 лет.

7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции. В США с 1924 г. структура иммиграционных квот, установленная конгрессом, была благоприятной для жителей Северо-Западной Европы. Реформа иммиграционного законодательства в 1965 г. стимулировала въезд выходцев из Азии и Латинской Америки. Новый иммиграционный закон 1990 г. предоставил большие возможности для квалифицированных специалистов из стран Европы.

9. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его применение зависит от колебаний конъюнктуры рынка труда, специальности и квалификации мигранта, от страны его происхождения.

Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике государств, из которых идет отток трудовых ресурсов. Можно выделить следующие направления эмиграционной политики государств:

- стимулирование трудовой миграции;

- ограничение трудовой миграции;

- создание условий для реэмиграции;

- создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:

- жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

- лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот;

- установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

- проведение валютной и банковской политики поощрения валютных
переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам, освобождение их от налогов, льготные почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.д.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, не облагаемых налогами;

- проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам свыше 40 наименований изделий;

- разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

- выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья;

- выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.

В Рекомендациях 86 «О трудящихся-мигрантах» в статье 20 записано: «Когда сохранившие свое гражданство трудящиеся-мигранты или члены их семей возвращаются на родину, данное государство должно предоставлять им право на любые находящиеся в силе виды помощи неимущим и безработным, а также право воспользоваться мероприятиями по трудоустройству безработных путем освобождения их от всякого предварительного условия проживания или работы в данной стране или местности».

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает в себя, двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав; деятельность международных экономических организаций, таких как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (МОМ) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г., согласно Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраны труда, безопасности и распространения всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства - от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

1.Разработка конвенций и рекомендаций о труде.

2.Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки.

3. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Разработка конвенций и рекомендаций о труде — важнейшая форма деятельности МОТ. Содержащиеся в них международные нормы о труде охватывают самые различные области трудовых отношений и социальных вопросов, относящихся к трудящимся-мигрантам. Среди них: защита трудящихся-мигрантов; равноправие граждан страны и иностранцев в области социального обеспечения; сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения по инвалидности, старости, на случай потери кормильца.

МОТ рекомендует всем странам, включенным в процессы миграции, координировать политику в области занятости, улучшать медицинское и общественное обслуживание мигрантов, бороться против привлечения подготовленных кадров и «утечки умов», облегчать добровольное возвращение мигрантов на родину.

Назовем некоторые из Рекомендаций МОТ:

- Об отношениях к трудящимся-иностранцам (1919 г.);

- О защите женщин-эмигранток на борту корабля (1926 г.);

- О вербовке, трудоустройстве и условиях труда трудящихся-мигрантов (1939 г.);

- О защите трудящихся-мигрантов в слаборазвитых странах и территориях (1955 г.).

На Генеральных конференциях МОТ обсуждались, например, такие проблемы:

- миграция в целях получения работы (1949 г.);

- равноправие граждан страны и иностранцев в области социального
обеспечения (1961,1962 гг.);

- сохранение прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения (1982 г.).

Таким образом, вопросами использования труда мигрантов МОТ занимается на всем протяжении своей истории. Уже в Рекомендации 2 от 1919 г. в сем членам организации предлагалось распространить на трудящихся-иностранцев действие своих законов относительно защиты их прав. В 1922 г. была одобрена Рекомендация-19 о предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений, касающихся эмиграции, иммиграции, репатриации.

Первым нормативным актом МОТ, направленным на решение вопросов миграции рабочей силы, по существу, стала Конвенция 48, принятая в 1935 г., вступившая в силу в 1938 г. В соответствии с этой Конвенцией устанавливалась система международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости, на случай потери кормильца. Права распространялись на всех проживающих на территории члена организации иностранцев, независимо от гражданства.

В 1949 г. была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах, положения которой сохраняют свою актуальность до сих пор.

Обратим внимание на два положения этой Конвенции:

1)она распространяется на иммигрантов, законно пребывающих на
территории страны;

2)в ней предусмотрено право трудящихся-мигрантов на постоянное
жительство в «принимающей» стране после определенного срока работы.

В 1955 г. МОТ принимает еще один важный документ - Рекоменда-цию-100 - о защите трудящихся-мигрантов развивающихся стран. Этот документ направлен на регулирование миграции в интересах экономического и социального развития развивающихся стран, ограничения нежелательной для)тих стран потери трудовых ресурсов.

В числе предлагаемых мер - принятие специальных программ экономического развития в странах эмиграции, создание новых рабочих мест. Одновременно предусматриваются административные меры, направленные на «ограничение вербовки в районах, где отлив рабочей силы может иметь отрицательное влияние, как на экономическую организацию, так и на здоровье, благосостояние и развитие соответствующего населения».

В 1974 и 1975 гг. были приняты два Документа о трудящихся-мигрантах - Конвенция-143 и Рекомендация-151, которые предлагали государствам-членам принять меры (от административных, гражданских вплоть до тюремного заключения) по пресечено нелегальной миграции и незаконного найма (к вербовщикам, работодателям и др.). Документы включали принципиально новое положение о том, что если трудящийся-мигрант, находящийся в стране на законных основаниях, потерял работу, то он не может рассматриваться, как нелегально проживающий, и продолжает пользоваться всеми правами.

Нормы МОТ содержат не только перечисление прав мигрантов, но и обязанности социальных служб иммиграции..

Социальные службы стран пребывания, кроме обычных услуг, оказываемых мигрантам, как и гражданам своей страны, осуществляют в отношении трудящихся-мигрантов и членов их семей ряд социальных функций:

- помощь в приспособлении к экономическим, социальным и культурным условиям страны;

- помощь в получении информации и консультаций от компетентных
органов;

- помощь в полном использовании возможностей, предоставляемых в
области образования, профессиональной подготовки, обучения языкам, здравоохранения, жилищных условий и т.п.;

- осуществление мер, направленных на адаптацию мигрантов к условиям жизни в стране пребывания и помощь в воссоединении семей;

- ознакомление трудящихся-мигрантов сразу же после приема на работу с информацией на родном (или знакомом) языке об основных элементах законодательства и правил, положениях коллективных договоров, относящихся к защите трудящихся, предотвращению несчастных случаев, а также о правилах и процедуре техники безопасности, связанных с характером его работы.

Каждая страна-член МОТ должна:

- обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;

- в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;

- обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;

- содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать дву- и многосторонние соглашения;

- содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;

- проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями. Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная организация по миграции (МОМ), которая разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.

В функции МОМ входит:

- способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

- способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и
членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

- организовывать перемещение беженцев и др.

Большую работу по защите беженцев и их репатриации проводит Управление Верховного комиссара по беженцам при ООН.

Во многих международных организациях есть службы, которые занимаются вопросами миграции. Так, в ВОЗ есть служба, которая занимается разработкой специальных норм по физическому состоянию трудящихся-мигрантов и их семей, в ЮНЕСКО - служба, которая разрабатывает и реализует программы в области образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Аналогичные службы есть в ОЭСР: так называемая система постоянного наблюдения за миграцией СОПЕМИ, в Западной Европе - Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Соглашения о найме иностранных работников заключили ФРГ, Франция, Австрия и некоторые другие государства. ФРГ, например, принимает сейчас на временной основе 500-1000 работников из Венгрии и Польши, а также менее крупные контингенты из Чехии и бывшей Югославии. Кроме того, согласно двусторонним программам приграничной работы, чехам, словакам и полякам, живущим не далее 50 км от границы с ФРГ, разрешается работать в этой стране при условии их ежедневного возвращения домой.

Сотрудничество в вопросах иммиграции и предоставления убежища стало неотъемлемым условием ассоциированного членства в ЕС стран Восточной Европы.

Интенсивное развитие межстрановой трудовой миграции и процессов ее регулирования являются одной из характерных черт развития международных экономических отношений и гостеприимных условий.

В мире и, особенно, в Европе иммиграционный вопрос все туже связывает руки правительств, иммиграционные «разборки» становятся ощутимым фактором двусторонних отношений, например Франции и Британии.

Британия, в которой размеры нелегальной иммиграции приобретают угрожающие размеры, намерена бороться за общий для ЕС иммиграционный закон. За последние два года из 150 тысяч претендентов на статус беженцев Британии удалось выдворить из страны только 18 тыс.

Не лучше положение дел в Италии, имеющей 5 тыс. миль морских границ, через которые устремляются сотни тысяч нелегалов.

В Дании скоро не останется места для датчан, целые кварталы городов заселяются мусульманами, и это уже не интеграция, а оккупация, как считают датчане.

Подобное положение во всех богатых странах, где население отказывается от тяжелых работ, предпочитая им проблемы иммигрантов, с которыми пока справляются, но очевидно, что белая раса неизбежно вынуждена делиться богатством, достигнутым за счет ограбления бедных стран, которые «делегируют» миллионы своих представителей явочным порядком.

Однако против решения перекрыть поток нелегалов выступают Франция и Швеция, антиглобалисты и другие, т.е. процесс этот противоречив.

Испанский форум ЕС в июне 2002 г. констатировал, что в ЕС находится 20 млн. иммигрантов и 5 млн. беженцев и число их ежегодно увеличивается при всех запретах и мерах противодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: