Украина в процессах международной миграции

Увеличение открытости украинского общества неизбежно ведет ко все большему вовлечению Украины в международный обмен рабочей силой. Переход к рыночной экономике создает реальные условия для формирования рынка труда. Одной из важных черт его становления является резкий рост миграционных процессов как внутри страны, так и за ее пределами. Причинами украинской миграции выступают:

1) структурная перестройка экономики, связанный с ней рост безработицы; процесс разгосударствления и приватизации собственности, который
сопровождается увеличением мобильности капитала, его интенсивным межотраслевым и межрегиональным переливом, резкой дифференциацией доходов и обнищанием основной массы населения;

2) неравномерность в размещении производительных сил, существенные отличия в социально-экономических условиях жизни в городе и селе, в разных регионах страны;

3) резкое ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах (в
Донбассе, например, она существенно не улучшается даже после спада производства);

4) интенсификация миграционных процессов на национальной, религиозной и т.п. почве;

5) расширением внешнеэкономических связей Украины, а также либерализацию режима выезда граждан за границу.

Три года подряд, по официальным данным, безработица не превышает 4%, а по расчетам МОТ (Международная организация труда) - около 15%. С учетом скрытой безработицы этот показатель составляет от 30 до 45% общей численности занятых (их в Украине около 21 млн. чел.).

Объективных предпосылок для быстрого преодоления такой ситуации в Украине нет, поэтому граждане страны выезжают за границу в поисках работы и средств выживания. И если раньше основным мотивом эмиграции был этнический, то в последние годы таким стал экономический фактор.

В течение 1994-1998 гг. наибольшее число эмигрантов из Украины выехали в Россию (800 тыс. чел.), Израиль (102 тыс.), США (70 тыс.), Германию (50 тыс. чел.).

По расчетам аналитиков и экспертным оценкам, на срок от 1 месяца до 1 года на заработки за границу в наши дни выезжает от 1 до 5 млн. украинских граждан, большинство которых — нелегалы, не имеющие никаких прав и социальной защиты. Только 1% мигрантов работает легально. По данным парламентского комитета по вопросам труда и социальной политики, сегодня в Италии трудится более 150 тыс. украинских граждан, в Чехии и Словакии -100 тыс., в Португалии - 50 тыс. (она дала согласие еще на 20 тыс.), в Турции - 50 тыс.

Особую опасность представляет «утечка умов», в большинстве случаев безвозвратная. Только специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук эмигрировало более 6 тыс. чел.

Главные причины массовой эмиграции:

-отсутствие перспектив профессионального роста для многих способных людей;

-экономическая нестабильность в стране и неопределенность путей выхода из нее;

-отсутствие безопасности граждан и др.;

-большая разница в условиях жизни и, особенно, оплате труда в Украине и странах Запада.

Так, за рубежом зарплата работников в сферах образования, здравоохранения, программирования, на морском транспорте выше в 15-40 раз, в строительстве, автотранспорте, сфере услуг - в 10-12 раз, в сельском хозяйстве и на подсобных работах в 3-5 раз. Среднемесячные доходы мигрантов превышают, по подсчетам, $2 млрд., что составляет треть номинальных денежных доходов всего населения Украины за год.

Ориентировочно средний заработок в месяц за рубежом составляет: научные и медицинские работники, педагоги - $1800, студенты - 1700, руководители предприятий и подразделений - 1400, рабочие, мелкие предприниматели - 1000, безработные - $750.

Более 700 посреднических структур получили лицензии на посредничество в трудоустройстве за границей, но условия лицензирования ими постоянно нарушаются.

К экономическим преимуществам Украины как донора европейского и мирового рынка труда относятся: снижение уровня безработицы и смягчение социальной напряженности в обществе, надежды на возврат в Украину части зарплаты эмигрантов, которую оценивают в $25-30 млрд., а также право ставить вопрос о получении компенсации за подготовку рабочей силы от стран, приютивших наших эмигрантов.

Миграционная политика в Украине по сути отсутствует, наши граждане за границей не защищены. Например в Чехии, зарплата у них во много раз ниже, чем у чехов, при этом за каждый месяц нелегального пребывания требуется внести чиновникам тысячу крон. Следует учитывать, что даже временная эмиграция миллионов людей разрушает семейные связи, расшатывает общество, дестабилизирует его.

Миграционная политика Украины должна опираться на межгосударственные соглашения со странами - потенциальными пользователями нашей рабочей силы. Такие соглашения, кроме правовой и социальной защиты соотечественников за границей, должны предусматривать отбор наших земляков, их профессиональную подготовку и переподготовку на местах до выезда за границу, оговаривать условия проживания, возможность обучения и т.д. Важной функцией украинской дипломатии должна стать защита интересов граждан Украины за рубежом.

Украина приняла Государственную миграционную программу на 2001-2005 гг., но до сих пор не определен единый орган, отвечающий за процессы миграции.

Миграция - двухсторонний процесс. Экспортируя свою рабочую силу, Украина неизбежно импортирует иностранную. Применение в производстве зарубежных технологий, освоение «ноу-хау», создание совместных предприятий, их участие в приватизации ведет к наплыву из-за границы бизнесменов, менеджеров, коммерсантов и других специалистов. В Украине сегодня более 500 тыс. нелегальных иммигрантов. Каждый день через границу Украины проникают к нам десятки иммигрантов, следующих в Европу транзитом, а при неудаче оседающим в разных регионах страны и еще более обостряющих социальное напряжение.

Ежегодно из Украины депортируют 200 тыс. нелегалов.

Таким образом, интеграция Украины в мировой рынок труда предусматривает учет тенденций развития современной международной трудовой миграции, ее форм и особенностей, механизма ее государственного регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: