double arrow

Создание основания детали

Построение трехмерной модели детали начинается с создания основания – ее первого формообразующего элемента. Основание есть у любой детали; оно всегда одно.

В качестве основания можно использовать любой из четырех типов формообразующих элементов – элемент выдавливания, элемент вращения, кинематический элемент и элемент по сечениям.

Чаще всего в качестве основания используют самый крупный из этих элементов. Если в составе детали есть несколько сопоставимых по размерам элементов, в качестве основания выбирают тот из них, к которому потребуется непосредственно добавлять (вырезать) наибольшее количество дополнительных объемов.

Как правило, эскиз представляет собой сечение объемного элемента. Реже эскиз является траекторией перемещения другого эскиза - сечения. Для создания объемного элемента подходит не любое изображение в эскизе, оно должно подчиняться следующим правилам.

- контуры в эскизе не пересекаются и не имеют общих точек.

- контур в эскизе изображается стилем линии "Основная"(допускается наличие осевой линии);

- в эскизе может быть один или несколько контуров;

- если контур один, то он может быть разомкнутым или замкнутым;

- если контуров несколько, все они должны быть замкнуты;

- если контуров несколько, один из них должен быть наружным, а другие – вложенными в него;

- допускается один уровень вложенности контуров.

Эскиз может быть построен на плоскости (в том числе на любой плоской грани тела). Для выполнения некоторых операций (например, создания массива по окружности) требуется указание оси (осью может служить и прямолинейное ребро тела).

Если существующих в модели граней, ребер и плоскостей проекций недостаточно для построений, могут создаваться вспомогательные плоскости и оси, задав их положение одним из предусмотренных системой проектирования способов.

Применение вспомогательных конструктивных элементов значительно расширяет возможности построения модели.

Ассоциативное изображение модели формируется в обычном чертеже. В нем создаются выбранные пользователем ассоциативные виды трехмерной модели (детали или

сборки):

- стандартный вид (спереди, сзади, сверху, снизу, справа, слева);

- проекционный вид (вид по направлению, указанному относительно другого вида);

- вид по стрелке;

- разрез/сечение (простой, ступенчатый, ломаный);

- местный вид;

- местный разрез;

- выносной элемент.

Стандартные и проекционные виды автоматически строятся в проекционной связи (пользователь может разрушить эту связь в любой момент работы с документом). Формирование чертежа производится путем последовательного добавления необходимых проекций или разрезов. Первоначально создается произвольный вид с указанной пользователем модели, при этом задается ориентация модели, наиболее подходящая для главного вида. Далее по этому и следующим видам создаются проекции и разрезы. При необходимости в чертеж могут быть добавлены выносные элементы; изображение любого вида может быть усечено (таким образом формируется местный вид и вид с разрывом). При создании чертежей простых моделей можно воспользоваться командой «Стандартные виды», позволяющей сразу получить необходимый набор проекций.

Все виды связаны с моделью: изменения в модели приводят к изменению изображения в ассоциативном виде.

При создании разреза/сечения имеется возможность назначить "не разрезаемые" компоненты изделия (детали или сборки).

При создании любого вида имеется возможность указать, какие компоненты изделия не требуется в нем отображать.

Имеется возможность синхронизировать данные в основной надписи чертежа (обозначение, наименование, массу) с данными из файла модели.

По разработанной модели сборки можно автоматически получить ее спецификацию. Полученная спецификация имеет ассоциативную связь как со сборочной моделью, так и со сборочным чертежом (в частности, из трехмерной модели в спецификацию передаются обозначения, наименования и количество компонентов).

Чертежу, содержащему ассоциативные виды трехмерной модели, автоматически присваиваются атрибуты, в которых содержатся сведения о массе и материале модели. Если чертеж содержит изображения нескольких моделей, в его атрибуты заносятся сведения о той модели, данные о которой отображаются в основной надписи этого чертежа. При синхронизации данных в основной надписи чертежа с данными из файла модели происходит обновление содержимого этих атрибутов.

Основное отличие обычного чертежа от параметрического со стоит в следующем.

1. Обычный чертеж содержит лишь информацию о составляющих его объектах. Например, для каждого отрезка в файле чертежа хранятся его параметры: координаты начальной и конечной точек. Даже если два отрезка имеют общую точку, введенную с использованием привязки, информация о координатах этой точки хранится для каждого отрезка совершенно независимо. В результате перемещения одного из отрезков их общая точка будет потеряна.

2. Параметрический чертеж, кроме данных об объектах, содержит информацию о связях между объектами и о наложенных на объекты ограничениях.

Под связями понимаются зависимости между параметрами объектов. Например, одной из наиболее распространенных видов связи является совпадение точек. Если два отрезка имеют такую связь, то система автоматически поддерживает непрерывное равенство координат этой точки для обоих отрезков. В результате можно как угодно перемещать любой из отрезков, но не удастся разорвать их в точке связи.

Под ограничениями понимается зависимость между параметрами отдельного объекта или равенство параметра константе. Например, если на отрезок наложено ограничение «вертикаль», то система автоматически будет обеспечивать непрерывное равенство координат его конечных точек по оси Х. Такой отрезок можно как угодно перемещать, удлинять или укорачивать, но не удастся его наклонить.

При наложении на объекты чертежа связей и ограничений постепенно формируется параметрическая модель — устойчивый комплекс объектов, элементы которого непрерывно выполняют заданные параметрические зависимости. Такая модель может динамически менять свою форму без нарушения связей между элементами.

По умолчанию параметризация выключена и КОМПАС—ЗD работает в обычном режиме. Чтобы создать параметрический чертеж, следует включить и настроить параметризацию.

При использовании параметрического режима следует учитывать следующие рекомендации.

1. Параметрический режим целесообразно использовать для создания изображений деталей средней сложности и простых сборок. Создание параметрических чертежей действительно сложных объектов лучше возложить на специализированные программы. Только они могут обеспечить формирование полностью определенного закона изменения параметрической модели, полноценный диалог и средства контроля.

2. Начинать параметрические построения следует с простых типовых деталей, которые с небольшими изменениями наиболее часто используются в различных изделиях. На любом предприятии можно найти большое количество таких деталей: валы, оси, рычаги, кронштейны, втулки, крышки и т. п. При разработке чертежей на их вычерчивание тратится значительная доля времени.

3. При создании параметрического чертежа не следует стремиться непременно воспроизвести в нем все фаски, галтели, канавки и другие мелкие элементы. На это может уйти слишком много времени. Важнее получить работоспособную модель в общем виде. Уточнить геометрию модели можно позднее при создании на ее основе конкретного чертежа.

4. В сложных деталях можно выявить отдельные типовые элементы. В таких случаях сле дует использовать частичную параметризацию. Сама деталь будет начерчена в обычном режиме, а типовой элемент можно оформить как параметрическую модель.

5. Не стоит создавать параметрическое изображение детали, которая меняется лишь время от времени. В таких случаях лучше обойтись стандартными средствами редактирования чертежа.

Время, затраченное на построение параметрического чертежа, может значительно превышать время, необходимое на его построение в обычном режиме. Однако эти потери компенсируются позднее, когда в считанные минуты или даже секунды на основе созданной модели вы сможете получить большое количество различных ее вариантов.

Пользователь может сам выбрать, с каким именно представлением чертежа ему удобнее работать - с параметризованным или обычным. При необходимости в одном документе могут сочетаться параметризованные и непараметризованные объекты. Кроме того, можно легко переходить от одного представления геометрии к другому, например, накладывая параметрические ограничения на созданный ранее обычный чертеж.

Создавать параметрические графические объекты возможно либо путем программирования, либо путем интерактивного формирования модели непосредственно при рисовании. В ряде CАD-систем можно чертить изображение с одновременным заданием закона построения, который, однако, потом нельзя изменить в случае ошибки (придется удалить все построение и начать его заново), либо такое изменение сильно затруднено.

Существует и другой подход, когда можно накладывать ограничения (связи) на объекты уже начерченного ранее изображения узла или детали, причем в любом порядке, не придерживаясь какой-либо жесткой последовательности. В этом случае возможно произвольное изменение модели, не приводящее к необходимости повторных построений с самого начала.

Такая технология параметризации (можно назвать ее вариационной), значительно ускоряет проектирование и последующее внесение изменений в документы.

Работая в параметрическом режиме, можно накладывать различные размерные (линейные, угловые, радиальные и диаметральные) и геометрические (параллельность, перпендикулярность, касание, принадлежность точки к кривой, фиксация точки и т.д.) ограничения на объекты модели, а также задавать уравнения и неравенства, определяющие зависимость между параметрами модели.

Ряд ограничений может быть определен без явного ввода числовых значений (например, условие касания двух кривых или условие равенства радиусов). Напротив, такие ограничения, как фиксированный радиус окружности или величина размера выражаются именно числовыми значениями.

Отличие параметрического изображения от обычного состоит в том, что в нем предусмотрены взаимосвязи между объектами. Часть взаимосвязей формируется автоматически при вводе (совпадения точек, положение точки на какой-то геометрической кривой, параллельность, перпендикулярность, симметрия, касания), если пользователь не отключил такую возможность. Совпадения точек и положение точки на кривой параметризуются через выполненную при указании этой точки привязку (глобальную или локальную), а условия параллельности, перпендикулярности и касания - в соответствующих процессах ввода объектов.

Дополнительные взаимосвязи и ограничения можно назначить объектам чертежа в любой момент работы над документом. Команды для назначения подобных связей и ограничений находятся на отдельной инструментальной панели. Соответственно, в любой момент можно и отменить ограничения для одного или нескольких выбранных объектов.

При работе с параметрическими чертежами и фрагментами необходимо учитывать:

1. Чем больше ограничений наложено на объекты модели, тем меньше вероятность сильных разбросов при пересчетах. В качестве вспомогательных ограничений можно применять фиксацию точек, назначение горизонтальности или вертикальности отрезков, простановку дополнительных размеров.

2. Если при редактировании параметрической модели наложенные на нее связи и ограничения допускают несколько вариантов перестроения, будет реализован тот из них, который обеспечивает минимальное изменение параметров. Может оказаться, что этот вариант не соответствует ожиданиям пользователя. Для получения предсказуемых результатов при редактировании рекомендуется при создании параметрической модели наложить связи и ограничения, однозначно определяющие ее топологию.

3. Иногда параметрическая модель впадает в некое "замороженное" состояние. При этом не удается, например, выполнить перемещение точки или объекта либо изменить значение размера, хотя внешне такому редактированию вроде бы ничто не препятствует. В подобной ситуации можно попытаться "встряхнуть" модель, выполнив какое-либо другое перемещение объекта, или изменение размера или наложив и сняв какое-либо ограничение.

4. Рекомендуется не выполнять "резких движений" при редактировании параметрической модели, лучший стиль при работе с ней - постепенность. Например, не следует слишком сильно изменять значение размера (было 5 градусов, а стало 120). Такие значительные изменения лучше выполнять последовательно, за несколько приемов. То же самое можно сказать и о редактировании перетаскиванием точек - не следует сдвигать объект или точку сразу на очень большое расстояние, лучше выполнить такое перемещение за несколько действий.

5. Сопоставить параметр объекта (например, длину отрезка) с переменной можно только через простановку ассоциативного размера, характеризующего этот параметр, и присвоение ему (размеру) имени переменной.

6. Не следует ожидать, что при наложении связей и ограничений будут автоматически возникать параметрические уравнения.

7. Помните, что время обработки параметрической модели существенно зависит от насыщенности чертежа или фрагмента параметризованными объектами.

Никаких специальных действий при вводе объектов выполнять не нужно. Однако следует обязательно учитывать, что совпадения точек объектов параметризуются через выполненные при указании этих точек привязки. При этом не имеет значения, какая привязка действовала - глобальная или локальная. Точка, указанная просто "неподалеку" от другой точки, без выполнения привязки, параметризоваться не будет. Под словом "точка" здесь понимается не точка - геометрический объект, а любая задаваемая характерная точка объекта при его построении (начальная и конечная точки отрезка, центр окружности или эллипса и т.д.). Совпадение точек параметризуется и при перетаскивании характерных точек объектов (тоже через выполненную привязку).

Различные дополнительные взаимосвязи и ограничения можно назначить объектам в любой момент, когда это потребуется. Это могут быть:

1. Горизонтальность и вертикальность

2. Выровнять по горизонтали, по вертикали, совпадение точек, точка на кривой, симметрия.

3. Параллельность, перпендикулярность, коллинеарность.

4. Касание

5. Зафиксировать точку.

6. Равенство радиусов, равенство длин.

7. Зафиксировать размер.

8. Установить значение размера.

Точно так же можно в любой момент можно снять некоторые или все ограничения с селектированного объекта (нескольких объектов).

Другим важным способом задания взаимосвязей между объектами является простановка размеров. При простановке линейных размеров ближайшая геометрическая точка разыскивается автоматически, и включать объектную привязку не обязательно. Признаком параметрического размера является рамка вокруг размерной надписи, отображаемая цветом подсвечивания (по умолчанию - красный).

Важное замечание. При удалении любого параметрического объекта будут автоматически удалены ассоциированные с ним объекты оформления, такие как угловой размер, размер на окружности или дуге, шероховатость, обозначение базы, штриховка.

Вы можете присвоить любому ассоциативному размеру имя переменной (создать связанную переменную). Это имя используется для того, чтобы в аналитической форме задать зависимость значения размера от других параметров, также представленных именами переменных.

Размер, которому присвоено имя переменной, может быть только нефиксированным

Для преобразования обычного чертежа или фрагмента в параметрический нужно выполнить следующие действия.

1. Наложить связи и ограничения, которые можно сформировать в полуавтоматическом режиме. К ним относятся совпадение точек, горизонтальность, вертикальность, параллельность и перпендикулярность.

2. Чтобы сделать размеры, штриховки, обозначения центра, шероховатости и обозначения баз ассоциированными с геометрическими объектами, можно в режиме редактирования каждого из этих объектов указать заново базовые кривые.

В эскизах используемых при создании моделей реализуется вариационная идеология параметризации.

Каждый эскиз, участвующий в образовании трехмерной модели, может быть параметрическим. На его графические объекты могут быть наложены следующие типы параметрических связей и ограничений:

- вертикальность прямых и отрезков;

- горизонтальность прямых и отрезков;

- коллинеарность отрезков (в том числе коллинеарность отрезков, непосредственно принадлежащих эскизу, и проекций ребер детали на плоскость этого эскиза);

- параллельность прямых и отрезков (в том числе параллельность прямых и отрезков, непосредственно принадлежащих эскизу, проекциям ребер детали на плоскость этого эскиза);

- перпендикулярность прямых и отрезков (в том числе параллельность прямых и отрезков, непосредственно принадлежащих эскизу, проекциям ребер детали на плоскость этого эскиза);

- выравнивание характерных точек объектов по вертикали (в том числе выравнивание характерных точек объектов, непосредственно принадлежащих эскизу, по проекциям вершин детали на плоскость этого эскиза);

- выравнивание характерных точек объектов по горизонтали (в том числе выравнивание характерных точек объектов, непосредственно принадлежащих эскизу, по проекциям вершин детали на плоскость этого эскиза);

- зеркальная симметрия графических объектов (в том числе относительно проекции ребра детали на плоскость эскиза);

- равенство радиусов дуг и окружностей;

- равенство длин отрезков (в том числе равенство длин отрезков, непосредственно принадлежащих эскизу, длинам проекций ребер детали на плоскость эскиза);

- касание кривых (в том числе касание кривых, непосредственно принадлежащих эскизу, и проекций ребер детали на плоскость эскиза);

- объединение характерных точек объектов (в том числе объединение характерных точек объектов, непосредственно принадлежащих эскизу, и проекций вершин детали на плоскость этого эскиза);

- принадлежность точки кривой (в том числе принадлежность характерной точки объекта, непосредственно принадлежащего эскизу, проекции ребра детали на плоскость этого эскиза);

- фиксация характерных точек объектов;

- фиксация и редактирование размеров;

- присвоение размеру имени переменной;

- задание аналитических зависимостей (уравнений и неравенств) между переменными;

По умолчанию, обычно при создании эскизов включен параметрический режим. Поэтому многие связи и ограничения накладываются автоматически при выполнении команд построения и осуществлении привязок.

При редактировании любого графического объекта не должны нарушаться существующие в нем параметрические связи и ограничения. Поэтому при редактировании одного объекта другие объекты автоматически перестраиваются так, чтобы соблюдались связи и ограничения. При этом совершенно неважно, в каком порядке создавались объекты, каким способом (автоматически или отдельной командой) накладывались связи и ограничения – любой объект может "потянуть за собой" любые другие объекты, создававшиеся как до, так и после него.

Следует отметить, что любой эскиз можно сделать непараметрическим, разрушив все связи и ограничения (или не формируя их). Система при построении модели запоминает иерархию элементов модели.

Под иерархией понимается порядок подчинения элементов модели друг другу.

Элемент считается подчиненным другому элементу, если для его создания использовались любые части и/или характеристики этого другого элемента.

Например, эскиз построен на грани основания - эскиз подчиняется основанию. В эскизе есть проекции ребер приклеенного формообразующего элемента - эскиз подчиняется этому элементу. Вырезанный формообразующий элемент построен путем операции над эскизом - элемент подчиняется эскизу. При приклеивании формообразующего элемента глубина его выдавливания задавалась до вершины элемента вращения - элемент выдавливания подчиняется элементу вращения. Фаска построена на ребре кинематического элемента - фаска подчиняется кинематическому элементу. Вспомогательная ось проведена через вершины формообразующих элементов - ось подчиняется этим элементам. Вспомогательная плоскость проведена через ось перпендикулярно грани формообразующего элемента - плоскость подчиняется оси и формообразующему элементу. И так далее.

В иерархии КОМПАС-3D существует два типа отношений между элементами. Если элемент подчинен другому элементу, он называется производным по отношению к подчиняющему элементу. Если элементу подчинен другой элемент, то подчиняющий элемент называется исходным по отношению к подчиненному.

Плоскости проекций, существующие в модели детали сразу после ее создания, всегда являются исходными элементами (только опираясь на них, можно построить первый эскиз и другие элементы модели) и никогда не являются производными элементами (их параметры не зависят от других элементов).

Последний в дереве построений элемент никогда не является исходным (т.к. после него не строились элементы, которые могли бы на нем основываться).

Все остальные элементы могут быть как исходными, так и производными. Один и тот же элемент может быть производным и исходным для разных элементов. Например, отверстие является производным элементом собственного эскиза и исходным элементом для фаски, построенной на ребре этого отверстия.

Элемент всегда является производным от одного или нескольких элементов, находящихся выше него в дереве построения, и может являться исходным для одного или нескольких элементов, находящихся ниже его в Дереве построения.

Однако это правило не определяет однозначно отношения конкретных элементов, и по положению элементов в дереве невозможно судить о том, какие из них являются исходными и/или производными по отношению к данному элементу.

Эскиз всегда имеет один исходный элемент – плоскость или формообразующий элемент, на грани которого построен этот эскиз. Остальные объекты могут иметь несколько исходных элементов.

Иерархию элемента требуется знать, как правило, для того, чтобы установить, изменение (редактирование или удаление) каких элементов может прямо или косвенно повлиять на данный элемент, и на какие элементы может повлиять изменение данного элемента.

Благодаря тому, что иерархическая структура трехмерных элементов постоянно хранится в файле модели, возможно осуществление иерархической параметризации модели.

При иерархической параметризации (как и при вариационной) постоянно сохраняются существующие в модели связи между ее элементами.

К связям между элементами трехмерной модели, построенной например в КОМПАС-3D, относятся

- принадлежность эскиза плоскости или плоской грани;

- тип формообразующего элемента, построенного на основе эскиза;

- существование в эскизе проекции ребра (вершины) формообразующего элемента;

- связь вспомогательной оси или плоскости с опорными (базовыми) элементами, использовавшимися для ее построения;

- автоматическое определение глубины выдавливания формообразующего элемента (через все или до указанной вершины);

- соответствие всех параметров элементов массива (по сетке, вдоль кривой) и зеркальных копий параметрам исходных элементов;

- принадлежность круглого отверстия грани;

- участие определенных ребер в образовании фаски или скругления;

- отсечение части детали плоскостью или профильной поверхностью;

- участие определенных граней в образовании тонкостенной оболочки;

- ориентация ребра жесткости относительно плоскости эскиза этого ребра (ортогонально или параллельно);

- участие определенных граней в образовании уклона.

Все эти связи (вернее, те из них, которые существуют в модели) сохраняются при любом перестроении модели.

Любой элемент участвует в параметрических связях со своими исходными и производными элементами. Причем перечисленные выше связи обладают следующим свойством: при изменении исходного элемента меняется производный, производный элемент можно изменить путем редактирования исходного элемента и собственных, независимых параметров этого производного элемента.

Таким образом, при иерархической параметризации (в отличие от вариационной) имеет большое значение порядок создания объектов, точнее, порядок их подчинения - иерархия. Редактирование элемента вызывает перестроение только производных элементов.

Иерархические параметрические связи между элементами модели являются неотъемлемой частью этой модели. Вы не можете отказаться от формирования этих связей или удалить их (в отличие от параметрических связей графических объектов в эскизе). Связи автоматически возникают по мере выполнения команд создания элементов модели и существуют, пока эти элементы не будут удалены или отредактированы. Например, при создании эскиза на грани формообразующего элемента возникает соответствующая иерархическая связь. В результате этот эскиз при любых изменениях модели будет оставаться на "своей" грани (до тех пор, пока его не удалят или не перенесут на другую грань).

Сопряжение - это параметрическая связь между компонентами сборки, формируемая путем задания взаимного положения их элементов (например, после установления двух граней разных компонентов параллельно друг другу сами эти компоненты оказываются сопряженными; после расположения на одной оси двух отверстий разных компонентов эти компоненты оказываются сопряженными и т.д.). В сопряжениях могут участвовать грани, ребра, вершины, графические объекты в эскизах, а также вспомогательные элементы разных компонентов.

Сопряжение компонентов сборки является одним из проявлений вариационной параметризации модели. Пользователь сам решает, на какие компоненты и в каком порядке накладывать сопряжения. Любое сопряжение можно удалить или отредактировать.

В системах проектирования, например КОМПАС-3D, можно задать сопряжения следующих типов:

- совпадение элементов;

- параллельность элементов;

- перпендикулярность элементов;

- расположение элементов под заданным углом;

- расположение элементов на заданном расстоянии;

- касание элементов;

- соосность элементов.

При наложении сопряжений на компоненты сборки следует иметь в виду следующие обстоятельства.

1. Компоненты, элементы которых сопрягаются, автоматически перемещаются так, чтобы выполнялось условие сопряжения. Поэтому в сопряжении не могут участвовать элементы, принадлежащие одному и тому же компоненту либо сборке в целом. Например, нельзя установить совпадение двух осей, являющихся элементами сборки, даже если они проходят через ребра или вершины разных деталей.

2. По этой же причине нельзя создать связь между двумя зафиксированными компонентами сборки. Напомним, что компонент можно зафиксировать при помощи соответствующего переключателя при настройке его свойств.

3. Относительное перемещение сопряженных компонентов ограничивается. Например, если на два компонента наложено сопряжение Под углом, то при повороте одного из них второй повернется так, чтобы угол между указанными элементами этих компонентов не изменился.

4. На компонент, который уже участвует в одном или нескольких сопряжениях, можно наложить только такое сопряжение, которое не будет противоречить наложенным ранее.

5. Если из двух сопряженных компонентов один зафиксирован, то подвижность второго компонента (а следовательно, и возможность его сопряжения) ограничивается больше, чем если бы он был сопряжен со "свободным" компонентом.

Сопряжения, как правило, существуют в любой сборке, так как другими способами (например, перемещением компонентов мышью, использованием привязок при вставке и др.) трудно расположить компоненты сборки требуемым образом, а при редактировании несопряженных компонентов их взаимное положение легко нарушается. Например, два компонента сборки были каким-либо образом установлены так, чтобы две их грани совпадали. После изменения глубины выдавливания элемента, принадлежащего одному из компонентов, грань, с которой совпадала грань другого компонента, была перемещена. В том случае, если совпадение граней было установлено «вручную», их взаимное положение будет нарушено. Компонент, который не редактировался, останется на своем месте, и его снова придется устанавливать в нужное положение. Если же совпадение граней было достигнуто путем наложения на компоненты сопряжения Совпадение, то после редактирования одного из сопряженных компонентов и перестроения сборки произойдет такое перемещение второго компонента, чтобы условие сопряжения не нарушалось, т. е. так, чтобы грани, участвующие в сопряжении Совпадение, по-прежнему располагались в одной плоскости.

В сборке, "собранной" с использованием сопряжений, рекомендуется фиксировать хотя бы один компонент. Он будет играть роль "неподвижного звена" в цепочке сопряженных компонентов. С ним будут прямо или опосредованно сопрягаться остальные компоненты.

По умолчанию фиксируется первый компонент, вставленный в сборку из файла.

Если ни один из сопряженных компонентов не зафиксирован, то перемещение любого из них или наложение на него очередного сопряжения может привести к нежелательному перемещению остальных компонентов, хотя условия сопряжений по-прежнему будут выполняться.

Существует возможность задания в модели переменных, управляющих ее размерами и топологией. Можно также вводить выражения, связывающие эти переменные между собой.

Часто в сборки приходится вставлять типовые модели, отличающиеся лишь значениями своих параметров. Обычно это несложные детали типа втулок, колец и т.п. Вы можете не создавать множество файлов таких моделей, имеющих различные комбинации значений параметров, а построить одну параметрическую модель и при вставке в разные сборки изменять ее параметры. Такие модели могут храниться как в библиотеках моделей, так и на диске. Редактирование параметров вставленной модели осуществляется путем изменения значений переменных модели. Переменные формируются в модели при ее создании. Чтобы переменные модели были доступны для редактирования при вставке ее из библиотеки, они должны быть внешними.

Кроме того, существование в модели переменных позволяет изменить ее размеры и топологию, не прибегая к прямому редактированию элементов или изменению их свойств.

В трехмерных моделях могут использоваться переменные, соответствующие размерам в эскизах элементов, а также переменные, соответствующие параметрам элементов.

Общая схема работы с переменными и уравнениями в документе-модели следующая.

1. Первоначальный перечень переменных и параметров модели формируется автоматически: в него заносятся все внешние переменные существующих в модели эскизов и параметры созданных в модели операций. В список переменных сборки также включаются внешние переменные вставленных в нее деталей.

2. Переменным и параметрам, которые будут входить в систему уравнений, определяющую размеры и топологию модели, пользователь присваивает псевдонимы - имена, под которыми переменные и параметры будут участвовать в уравнениях. Переменная (параметр), имеющая псевдоним, становится переменной модели.

3. Используя переменные модели, пользователь вводит выражения для вычисления значений других переменных и параметров.

При создании параметрических моделей и во время работы с ними рекомендуется учитывать следующие обстоятельства.

1. Разные параметры элементов имеют разные диапазоны значений. Например, значение переменой, поставленной в соответствие параметру «угол» (этот параметр имеют элементы вращения, выдавливания и другие) не может быть меньше нуля и больше трехсот шестидесяти. Иногда случается так, что параметрам, диапазоны значений которых различны, ставится в соответствие одна и та же переменная (т.е. для них задаются одни и те же имена переменных). Впоследствии этой переменной может быть присвоено значение, выходящее за пределы диапазона, установленного для одного из параметров. В этом случае в модели возникает ошибка, устранить которую можно изменив значение переменной, либо присвоив параметрам переменные с разными именами.

2. Если в эскизе имеется несколько переменных, то желательно, чтобы внешними (следовательно, доступными в модели) были лишь независимые переменные. Если же разрешить одновременное изменение значений зависимой и независимой переменных, то уравнение или неравенство, в котором участвуют обе эти переменные, не будет иметь однозначного решения. В этом случае "поведение" модели практически непредсказуемо.

Внешние переменные деталей, вставленных в сборку, доступны для изменения в этой сборке (в окне работы с переменными и уравнениями они отображаются на уровне вставленной детали). Благодаря этому в сборке можно изменять размеры и топологию вставленных деталей, не открывая файлов самих деталей.

При изменении значений переменных детали, вставленной в сборку, файл-источник детали остается прежним. Сделанное изменение отражается только на внешнем виде вставки.

В одну и ту же сборку можно вставить несколько одинаковых деталей, задав их переменным различные значения.

Переменным вставленных деталей можно присвоить псевдонимы. Используя появившиеся при этом переменные сборки, можно задать выражения, связывающие переменные деталей между собой и/или с параметрами сборки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: