Значение социологии Конта

Закон интеллектуальной эволюции человечества

Конт считал, что человечество в своем развитии проходит три стадии:
1. Теологическая, которая охватывает древность и ранее Средневековье (до 13 века). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения во главе со жрецами и военными и военно-авторитарным политическим режимом. На этой стадии человеческий ум за каждым явлением природы и жизни людей усматривал сверхъестественные силы. Здесь до минирует религиозная мифология. В конце теологической стадии осуществляется период к единобожию (монотеизм).

2. Метафизическая стадия, которая охватывает 14-18 век. Для нее характерен переход от одного разрушающегося (старого) общественного порядка к другому (новому). Поэтому она называется критической. В духовной сфере здесь на первый план выдвигаются философы метафизики, а в политической - юристы, литераторы, публицисты. Сыграв положительную роль в разрушении теологии, эта стадия породила другую крайность, как утверждает Контрреволюцию, индивидуализм, демократию, которые выступают препятствием нормальному развитию общества. На этой стадии человеческий ум оперирует уже не воображением, а понятиями, которые отражают реальные процессы внешнего мира. Однако из-за слабого разви­тия науки эти понятия еще довольно абстракты.

3. Позитивная стадия начинается в 19 веке, вместе с утверждением позитивного научно­го познания. Наступает расцвет промышленности, уходит в прошлое военный быт. На смену аристократии приходит социократия (власть общества). Принципы развития социократии выражаются особой наукой, базирующейся на социологии, эта наука - позитивная политика.

В центр духовной жизни выдвигаются ученые, философы-позитивисты и деятели искусства, На смену старой религии с верой в рога приходит позитивизм, как «религия человечества» с проповедью всеобщей любви и поклонения личности и обществу, всему человечеству. Управление хозяйством должно осуществляться промышленниками и техническими специалистами] На этой стадии человеческое сознание в своих выводах исходит преимущественно из научных наблюдений, истинная наука должна сочетать наблюдения предвидений. В рациональном предвидении состоит практическое назначение позитивистской социологии и философии. По мнению Конта, социальной гармонии в обществе можно достигнуть с помо­щью науки, которая должна найти механизм взаимодействия между всеми частями общест­ва.

Определяется тем, что на основе синтеза достижений естествознания того периода он:

1. Впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;

2. Определил социологию как особую науку и поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в области этой науки;

3. Обосновал закономерный характер развития истории и важнейших социальных институтов общества;

4. Актуальны и сегодня взгляды Конта на факторы гармонии в обществе и его стабильность, а также на роль политиков в согласовании интересов различных социальных групп и личностей;

5. Две идеи, берущие начало в работах Конта, получили дальнейшее развитие в социологии: применение научных методов для изучения общества и практическое исследо­вание науки для осуществления социальных реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: