Социальная стратификация: основания, шкала и профиль социальной стратификации

Марксистское учение о классах, как основном элементе социальной структуры общества

Понятие социальной структуры и социальной стратифика­ции общества.

Социальная структура общества есть часть социальной сис­темы и объединяет в себе два компонента: социальные связи и соци­альный состав.

Социальный состав — это набор элементов, составляющих социаль­ную структуру.

Социальная структура — это устойчивая связь элементов в. социальной системе.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности.

Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное поло­жение людей по отношению друг к другу по многочисленным крите­риям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как группо­вая, классовая, общностная, стратификационная, институциональ­ная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположены горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социаль­ном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности, институты и орга­низации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества pat полагаются выше или ни­же других. А это значит, что они обладают большим или меньшим бо­гатством, властью, имеют ряд преимуществ и привилегий по сравне­нию с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность распо­ложенных в вертикальном иерархическом порядке социальных об­разований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом стра­тификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе.

В социологии существует множество концепций социальной стра­тификации. Исторически одним из первых является марксистское учение.

В марксистской социологии ведущее место отводится соци­ально-классовой структуре общества. Социально-классовая струк­тура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры явля­ются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали француз­ские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские полит­экономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного раз­деления труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в раб­ство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадав­ших в долговую кабалу.

Таким образом, главный признак класса — отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или невладение) определяет роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господству­ющие и подчиненные), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксисткий социально-классовый анализ стратификационной структуры общества базируется на одном важнейшем критерии — отношении к собственности на средства производства. Поэтому марк­систская стратификационная система фактически сводилась к двум уровням:

- класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуа­зия) и

- класс, лишенный собственности на средства производства (ра­бы, пролетарии, или имеющие весьма ограниченные права на собст­венность (крестьяне). Попытки представить некоторые социальные группы в качестве промежуточных слоев (интеллигенцию) или ранжировать какой-то класс на разные слои (крупная буржуазия, мел­кая буржуазия) оставляют впечатление недостаточной продуманно­сти общей схемы социальной иерархии в обществе. Уже в начале XX века узость такого подхода стала очевидной. В западной немарк­систской социологии было отмечено, что не только экономические критерии — относящие к собственности и уровень доходов, но и при­надлежность к определенным политическим кругам, социальный престиж и другие факторы определяют место индивидов и групп в социальной иерархии.

Cсторонники теории социальной стратификации утверждают, что существующая в том или ином обществе система стратификации теснейшим образом связана с господствующей в ней системой ценностей, на основе которой формируется «нормативная шкала оценивания».

Американский социолог Т.Парсонс увязывал шкалу стратифи­кации того или иного общества с господствующей в нем системой цен­ностей. Поэтому в основу ранжирования он положил шесть основных социально-значимых признаков, которые, по его мнению, выступают в качестве важнейших ценностей для индивида и общества:

1) при­надлежность к родственной ячейке (рождение, брак по личному выбо­ру);

2) личные качественные особенности индивида, которые служат основанием для отличия его от других людей (пол, возраст и т.д.);

3) до­стижения, рассматриваемые как ценность, в результате деятельнос­ти индивидов. Они могут воплощаться в материальных объектах, за которые он несет материальную ответственность;

4) собственность, т.е. материальное, интеллектуальное и духовное достояние, принад­лежащее индивиду, которое можно передать;

5) авторитет — инсти­туционально признанное право влиять на действия людей, независи­мо от непосредственно личного отношения этих других к направле­нию такого влияния (официальная должность и другой социально определенный статус — врач, родитель и т.д.);

6) власть — способ­ность влиять на людей и достигать своих целей либо сохранять то, чем владеет вне зависимости от того, санкционировано или не санкциони­ровано это официально.

Большой популярностью при построении стратификацион­ных систем в современной западной социологии пользуется «индекс социальной позиции», объединяющий такие важные социальные по­казатели, как доход, власть, образование и престиж. Ранжирование общества по этому совокупному критерию позволяет создать много­плановую картину общества. Однако и эта картина не охватывает всего богатства социального ранжирования. Поэтому в современной социологии все больше укрепляется мнение, что стратификационная структура общества многопланова.

Большую значимость субъектив­ного показателя для построения шкалы стратификации была проде­монстрирована У.Л. Уорнером в его исследованиях, проведенных в 40-е годы в ряде американских городов. У.Л. Уорнер провел исследо­вания социальной стратификации на основе субъективных оценок ролей друг другом относительно их социальной репутации или пре­стижа по четырем параметрам (доход, профессия, образование, эт­ническая принадлежность) и выделил 6 основных слоев или, как он называл, «классов»:

1) высший — высший класс включал богатых людей. Но главным критерием их выделения было «знатное происхождение»;

2) в нижний высший класс также входили люди высокого достатка, но они не были выходцами из аристократических семей. Многие из них лишь недавно разбогатели, кичились этим и стремились выставить напоказ свою роскошную одежду, драгоценности и ши­карные автомобили;

3) высший слой среднего класса состоял из высокообразованных лиц, занятых интеллектуальным трудом, и деловых людей, юристов, владельцев капитала;

4) низший средний класс представляли, главным образом, канцелярские служащие и другие «белые воротнички» (секретари, бановские кассиры, делопроизводители);

5) высший слой низшего класса составляли «синие воротнички» — заводские рабочие и прочие работники физического труда;

6) наконец, низший слой низшего класса включал самых бедных и отверженных членов общества.

Исследования У.Л. Уорнера убедительно показали, что рацио­нально или интуитивно люди осознают иерархию общества, чувству­ют основные параметры, определяющие положение человека в об­ществе и способны дать оценку своего места в нем.

Выделение оснований и уровней социальной иерархии, позво­ляющее построить шкалу социальной иерархии того или иного обще­ства, имеет весьма важное значение для понимания происходящих в нем процессов. Однако не меньшее значение в этом деле имеет и зна­ние профиля социальной стратификации, определяемого соотноше­нием и удельным весом различных социальных слоев в том или ином обществе.

Стабильность иерархической структуры общества в значительной мере зависит от удельного веса и роли среднего слоя или среднего класса.

«Средний класс» — значительный по объему слой общества, зани­мающий промежуточное положение между двумя полюсами социаль­ной иерархии. Это понятие использовалось представителем «филосо­фии жизни» Г. Зиммелем, значительное внимание среднему классу уделял и М. Вебер. Средний класс в современных развитых обще­ствах — это самая многочисленная (60-70% всего населения), но весь­ма неоднородная часть общества. Нет единого критерия принадлеж­ности к среднему классу, между различными группами, входящими " в средний класс, нет четких границ. Каковы критерии выделения сред­него класса? Это и уровень доходов, и стандарты потребления, и определенный уровень образования, и способность к квалифициро­ванному труду.

Средний класс — это и мелкие предприниматели, и фермеры, и высоко квалифицированные рабочие, и специалисты сферы обслу­живания, административный персонал, представители «свободных» профессий. Внутри среднего класса также существует своя иерархия, например, деление на «белые воротнички» и «синие воротнички ». Сред­ний класс — это основной потребитель товаров и услуг благодаря сво­ей многочисленности, финансовым возможностям и развитой систе­ме потребностей. Средний класс является также опорой политических институтов, он — ядро массы избирателей. Средний класс — основ­ной объект манипуляций масс-медиа. Он — основной читатель, зри­тель, слушатель. Одновременно средний класс является носителем некоего социально-культурного стандарта, той незримой точки, к ко­торой стремятся приблизиться низшие слои населения и отойти от нее — высшие. Средний класс — это желаемое будущее низших слоев, это достижимый идеал, приближение к которому не требует чуда или сверхчеловеческих усилий. Чем разнообразнее, динамичнее средний класс, тем больше возможностей само его существование открывает для тех. кто стоит ниже на социальной лестнице. Тем самым средний слой придает обществу устойчивость, трансформирует революцион­ные перераспределительные утопии («кто был ничем, тот станет всем»), «уравнительные» образы лучшего будущего. Средний класс, следова­тельно, указывает направление социального продвижения для низ­шего класса и сам является источником обновления высшего класса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: