Исключить сознательный пропуск каких-либо вопросов, зафиксированных в анкете, кроме специально оговоренных

Правила ведения беседы

Влияние интервьюера на ответы респондента может сказаться в самых различных направлениях.

Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакций и умение вести разговор в нужном направлении. Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно.

На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников, интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Если респондент интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития и т. д. Поэтому в работе с анкетой, где много вопросов имеющих целью выяснить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста. Положительные результаты дает опрос который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы интервьюер находился в прямых служебных отношениях с респондентом.

Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, дают неправильные оценки фактам и т.д. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам.

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевидно, и их присутствие надо исключить. При необходимости интервьюер должен предпринять усилия, чтобы обеспечить бесед с глазу на глаз.

При проведении опроса интервьюер должен соблюдать следующие правила:

не допускать своей интерпретации формулировки вопросов. Изменение формулировок разрешается лишь в исключительных случаях, и о первом же подобном факте следует ставить в известность научных руководителей опроса;

• не допускать своего толкования ответа на вопрос;

• задавать вопросы строго в той же последовательности, которая предусмотрена анкетой;

Если опрашиваемый не понял вопроса, то интервьюеру рекомендуется еще раз медленно повторить его и дать возможность подумать респонденту.

Те вопросы, цель которых — выявление мнения респондента о каких-либо фактах, более всего требуют точности формулировок, и интервьюеру надо придерживаться только той формулировки, которая дана в анкете. При постановке вопросов о факте интервьюер может уточнять, разъяснять вопрос, чтобы добиться правильного понимания.

Приведем наиболее распространенные средства, которые используются большинством интервьюеров для стимулирования респондентов, получения наиболее полной и точной информации.

Выражение согласия — внимательный взгляд, кивок, улыбка, поддакивание. Использование коротких пауз. Повторение основного вопроса.

Частичное несогласие, например: «Вы говорите, что... Однако некоторые люди полагают, что...».

Просьба пояснить, например: «Мне не совсем ясно, как... Не могли бы Вы объяснить, что имеете в виду...», «Итак, Вы только что сказали, что... Уточните, пожалуйста...».

Уточнение с помощью неправильного повторения ответа, например:

— Вы заметили, что обычно возникают споры по вопросам трудовой дисциплины?

— Нет, я сказал «иногда».

— Простите, я, очевидно, не расслышал.

Указания на противоречия в ответах.

Повторение последних слов респондента (метод «эхо»).

Нейтральное требование добавочной информации, например: «Это интересно, я хотел бы знать больше о проведении Вами свободного времени. Не могли бы Вы рассказать об этом немного подробнее?».

Требование определенной добавочной информации, например: «Почему Вы думаете именно так? Как вы пришли к этому выводу? Когда?».

В заключение беседы интервьюер может вернуться к вопросам, на которые получены неполные ответы. Закончив беседу интервьюер спрашивает о согласии респондента принять участие в последующих социологических исследованиях: они могут проводиться в форме почтовой анкеты или телефонного опроса (по проблемам, требующим оперативного решения). Затем интервьюер интересуется, сколько, по мнению респондента, продолжалась беседа. Уход из ситуации «домашнего интервью должен быть вежливым по отношению ко всем членам семьи респондента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow