Стратегическое планирование как наука
Сущность, характерные черты и этапы стратегического планирования
Процедуры планирования: прогнозирование, программирование, планирование
1.4. Объекты, субъекты и уровни стратегического управления
В. 1.1. Роль и необходимость планирования в жизни общества,
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в обществе, регулирования их направления и динамики, в обеспечении нормального функционирования коммерческих организаций особое место занимает планирование. Разрабатываемые в стране на всех уровнях нац. экономики прогнозы, программы и планы, являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующих субъектов управления и позволяют организовать всесторонне обоснованную работу по достижению поставленных перед обществом и хозяйствующими субъектами задач.
Роль планирования в жизни общества определяется положением, которое планирование занимает в системе управления.
|
|
В числе основных функций управления (1. подготовка и принятие упр. Решений; 2. организация выполнения упр. Решений; 3. мотивация и стимулирование выполнения решений; 4. учет и анализ хода выполнения решений; 5. регулирование (оперативное управление) процесса выполнения решений) двойственная функция «подготовка и принятие управленческого решения» означает работу по постановке целей, задач, которые преследует субъект управления и разработку мер, обеспечивающих их достижение. По своему содержанию такая деятельность и есть планирование.
Эта функция занимает центральное место в системе функций управления, т. к.:
во-первых, с нее начинается процесс управления и появляется управленческое решение, по поводу реализации которого и становится возможной сама управленческая деятельность;
во-вторых, от качества работы по подготовке управленческих решений, т. е. планирования, зависит успех и качество самих этих решений;
в-третьих, управленческое решение, являясь конечным результатом процесса планирования, связывает прошлое с будущим через настоящее и обеспечивает непрерывное протекание всех управляемых процессов.
Содержанием процесса планирования (подготовки упр. решений), касающихся различных аспектов жизнедеятельности общества, его отдельных подсистем и структурных элементов, является формирование соответствующих целей и определение оптимальных путей их достижения, обеспечивающих эффективное использование требующихся для этого ресурсов.
Планирование - специфическая форма общественной практики людей, являющаяся приоритетной функцией управления, которая состоит в подготовке разл. вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обосновании их оптимальности, обеспечении возможности выполнения и проверки их выполнения.
|
|
В СССР существовала общегосударств. система пл-я, пронизывающая сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламентирующая все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в их невыполнении наказывались административно и экономически.
При рыночных отношениях хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами.
Основные объективные обстоятельства, обусловливающее потребность макроэк. планирования в любом хозяйстве, закл. в следующем.
Во-первых, управление внутренне присуще обществу на любой ступени его развития. Оно имеет всеобщий характер и обусловлено тем, что труд был и навсегда останется трудом общественным, а разделение труда, установление определенных пропорций между различными элементами производства необходимы в любом обществе.
Во-вторых, без управления невозможно протекание соц.-эк. и политических процессов, происходящих в обществе, т.к. с его помощью устанавливаются общие правила экономического и социального поведения людей, решаются вопросы, связанные с взаимодействием разл. государств.
В-третьих, важной особенностью отношений по поводу управления является их планомерный характер. Сущность планомерности состоит в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соразмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. Планомерность, свойственная каждому трудовому акту, развивается по мере развития самого общества, углубления разделения и кооперации труда. Она выходит за рамки отдельных производственных единиц, распространяется на деятельность национальных и транснациональных корпораций, самого государства.
В связи с этим, управление, в т.ч. его центральное звено- планирование, имманентно (внутренне присуще) как для коммерческих структур, производящих материальные блага и услуги, так и для общества в целом и его отдельных подсистем.
Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэк. планирования в рын. хозяйстве. Это:
1. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т. д.
2. Систематический рост в общем объеме потребления доли общественного потребления, которое в основном регулируется государством.
3. Наличие отрицательных «внешних эффектов» экономической деятельности в т.ч. воздействие человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания.
4. Появление более сложных и чрезвычайно важных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения и интеграционных процессов.
5. Обострение глобальных проблем современности (продовольственной, истощение невоспроизводимых природных ресурсов и др.).
6. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия) и необходимость ликвидации их последствий.
Формы планирования многообразны и определяются многоуровностью и многоаспектностью управления. В частности, различают:
а) в зависимости от объекта пл-я: отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты пл-я;
|
|
б) в зависимости от уровней планирования: межстрановый, общегосударственный, региональный (субъектов федерации), уровень хозяйствующих субъектов, их ассоциаций;
в) в зависимости от горизонта пл-я: долгосрочное, среднесрочное, текущее;
г) в зависимости от круга решаемых проблем: стратегическое и тактическое.
В связи с нарастанием динамизма эк. и соц. процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе на всех уровнях все больше возрастает роль стратегического планирования.
Направления совершенствования процесса планирования заключаются:
во-первых, в изменении социально-экономической природы планов. Из орудия адм. принуждения они превращаются в инструмент нахождения сбалансированного консенсуса между субъектами федерации, хоз. субъектами, заинтересованными в принятии участия в тех или иных видах стр. планов;
во-вторых, в усилении стратегического характера планирования. Основное внимание в условиях рыночного хозяйства в макроэкономическом планировании уделяется структурным преобразованиям, решению ключевых социальных и научно-технических, а также экономических проблем. Коммерческим организациям стр. планы призваны помочь проявить хозяйственную самостоятельность и инициативу, обеспечивая им направленность в русло общенациональных интересов;
в-третьих, в повышении научной обоснованности проектов планов;
в-четвертых, во всемерной демократизации процесса планирования. Все хозяйствующие субъекты, субъекты Российской Федерации должны заблаговременно получать информацию о замыслах Правительства в соц.-эк. сфере, о намечаемых программах, с тем, чтобы суметь вовремя заявить о своих намерениях участвовать в тех из них, в которых они заинтересованы.
Содержание пл-я раскрывают его процедуры. В макроэкономике (на различных уровнях нац. эк-ки) выделяют следующие процедуры: прогнозирование; программирование; планирование.