Принцип единства централизма и самостоятельности

В.2.2. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования

Согласование ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие между собой - заключительная стадия в логике СП.

Поскольку объем ресурсов в планируемом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности производства, всего ресурсного потенциала общества и его хозяйствующих субъектов. Большое значение на этой стадии имеет шкалирование, ранжирование потребностей по признаку наибольшей насущности, выделение системы приоритетов в удовлетворении потребностей. Лишь на основе искомого соответствия между по­требностями и ресурсами можно завершить разработку прогнозов и формировать стратегический план.

СП, его логика опирается на опреде­ление закономерности, получившие название принципов плани­рования.

Под принципом планирования следует понимать объектив­ную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное дей­ствие ряда законов развития, как объекта планирования, так и самой практики планирования, и определяющего задачи, направление и ха­рактер составления, возможности выполнения плановых заданий, а также проверки их выполнения.

Так как СП является центральным эле­ментом системы управления обществом, фирмой, для него также общезначимыми являются четыре общих принципа управления, которые применительно к СП имеют следующее содержание.

1. Принцип единства экономики и политики при приоритете поли­тики. На макроуров­не -- плановые документы являются инструментом реализации по­литики, господствующих в данное время классов, социальных об­щностей людей и выступают поэтому, не только в качестве соц.-эк. и хозяйственных решений, но и решений политических (политика - концентриро­ванное выражение экономики). Б ез приоритетного начала полити­ки в управлении экономикой, последняя не может успешно раз­виваться, чем и определяется соотношение между экономикой и политикой.

На микроуровне собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

В рыночном хозяйстве централизм обеспечивается прежде всего системой государственного заказа, разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых комплексных программ, мероприятиями финансовой, кредитной и валютной политики, со­льной защиты населения и т.д. Вместе с тем, в рамках существующего законодательства коммерческие организации свободны в их действиях, в подготовке и реализации планов своей текущей и перспективной работы.

В рамках фирмы: филиалы свободны в хозяйственной деятельности, в т.ч. и в планирова­нии, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.

Соотношение между централизмом и самостоятельностью носит конкретно-исторический характер, т. е. может изменяться в зависимости от задач и особенностей развития страны в тот или той период времени, в зависимости от внешних и внутренних условий.

3. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает необходимость учета в процессе их составления следующих требований:

а) действия всей системы законов развития общества (экономических законов рыночного хозяйства, законов развития социальных отношений, науки и техники); сущности, содержания и форм проявления практической деятельности;

б) глубокое изучение и практическое использование достижений на­уки и техники в целях прогрессивной структур­ной перестройки экономики, экологизации производства, обеспечения его социальной на­правленности, интенсификации и эф­фективности;

в) на основе широкого использования экономических инстру­ментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление про­изводства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, бы­строе реагирование на постоянно изменяющиеся потребности об­щества;

г) орга­ническое единство стратегических и тактических пл. документов;

д) достоверность планово-учетной инфор­мации для расчетов показа­телей пл. документов;

е) совершенствование технологии разработки всех плановых документов;

ж) обеспечение комплексного использования всех других эле­ментов методологии стратегического планирования.

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приори­тете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и кол­лективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов.

Несогласованность интересов хозяйствующих субъектов, внут­ри трудовых коллективов не позволяет управлять экономическими и социальными процессами, достигать намеченных целей, а отсутствие экономических стимулов трудовой активности людей, ведет к низкой эффективности труда, к разрушению самой экономической системы.

Кроме охарактеризованных выше общих принципов управле­ния СП опирается на три специфических или локальных принципов.

1.Обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев.

2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегиче­ских программ и планов.

3. Принцип единства процесса разработки, обеспечения возмож­ности выполнения и проверки выполнения программ и планов.

1. Сущность принципа обеспечения оптимальной пропорциональ­ности на основе выделения ведущих звеньев (приоритетов) состоит впланомерном, сознательномформировании, соответствующими субъектами управ­ления, пропорций, соответствий между структурными элементами уп­равляемой подсистемы, исходя при этом из определенного критерия оптимальности. В качестве критерия оптимальности могут высту­пать: а) время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; б) объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем мате­риальных ресурсов во всех их разновидностях; в) количество ра­ботников, необходимых для решения плановой задачи.

Для общества в целом ведущим звеном (приоритетом) могут быть определенные сферы его жизнедеятельности, те отрасли и ре­гионы страны, от успешного развития которых зависят как подъем всей экономики, ее отраслей, так и решение основных социаль­ных задач. На микроуровне ведущими звеньями могут являться отдельные участки производства, техно­логические процессы, отдельные направления совершенствования менеджмента, маркетинговой деятельности и т.д.

В связи с изменени­ем внешних и внутренних условий объекта СП должны меняться и приоритеты, ставиться иные стратегич. цели, задачи.

Объективной основой данного принципа является относи­тельная ограниченность ресурсов. В свою очередь, сами потребности не равноценны по своей значи­мости для субъектов и объектов СП. Поэтому возникает необходимость предпочтения одних перед дру­гими на основе шкалирования и ранжирования.

2. Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегиче­ских программ и планов. Объективной основой данного прин­ципа является единство воспроизводственного процесса в рам­ках фирмы, региона, страны в целом, существование единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой.

Единство различных плановых документовможет быть формаль­ным ( обеспечиваться едиными формами, показа­телями, таблицами, способами расчета показателей) или материальным ( опираться на конкретные ресурсы, необходи­мые для выполнения заданий).

Единство стратегических планов фирм достигается посредством координации в единое целое планов их структурных подразделений, филиалов, разработанных в русле общей стратегии организации. На макроуровне указанная проблема решается путем взаимного согласования федеральных и региональных программ и планов, взаимной увязки их показателей.

Комплексность пл. документов всех уровней и временных горизонтов обеспечивается в результате учета в процессе их составления всех внешних и внутренних факторов, отражения в пл. документах многомерности окружающего объект планирования мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: