Романская культура

В истории континентальной Европы X век был веком разрухи и буквально апокалиптических бедствий: войн, голода, эпидемий.

Искусство, получившее в дальнейшем название романского, развивалось на территории от Испании до Польши, включая Италию на юге, Великобританию и Скандинавские страны на севере. Термин «романское искусство», «романский стиль» (от лат. romanus - римский) возник в начале XIX в., когда художники-романтики, открыв для себя искусство раннего средневековья, заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.

К этому же времени относится и зарождение рыцарства. Само слово «рыцарь» означает в переводе с немецкого «всадник». Рыцарем сын знатного человека становился с момента вручения ему оружия, когда он достигал возраста, чтобы стать воином. Юноша благородного происхождения, прежде чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени должен был исполнять обязанности оруженосца при каком-либо сеньоре. Когда подходил срок, юноша получал меч как символ его нового положения. Кроме меча посвящаемый получал панцирь, шлем и копье.

Бесконечные распри рыцарей при почти не прекращающихся войнах обусловили появление укрепленных замков. Замок стал символом власти сеньора над окрестными землями, а также культурным символом эпохи. Замок являлся одновременно и жилищем феодала, и крепостью, поэтому большое внимание уделялось стенам. Толщиной они были в несколько метров, их окружали глубокие рвы, заполненные водой. Единственным входом в замок служили ворота через башню, от которой через ров наводили подъемный мост. Стены замка увенчивались зубцами, позади которых был деревянный настил. Со временем башни стали делать круглыми, чтобы увеличить радиус обстрела. В центре двора возводилась каменная башня - донжон - последнее убежище в случае осады. Обычно это была трех-четырехэтажная башня, весьма уродливая, с очень толстыми стенами и узенькими, редко расположенными окнами.

При общем сходстве планировки и укрепления феодальных замков существовали некоторые региональные различия. К примеру, архитектура Испании несла на себе отпечаток реконкисты - освободительных религиозных войн с маврами. Почти все строения - монастыри, города, замки - имели характер крепостей и возводились на вершинах обрывистых скал. Особенно много таких строений было в Кастилии, даже получившей свое название от испанского слова castillo - крепость. Самым большим и величественным из романских замков Кастилии является построенный на крутой скале в Сеговии королевский дворец Алькасар, окруженный толстыми стенами, вырастающими прямо из скалы, с множеством башен. В Англии замок представлял собой тип крепости, где рвы и палисады вокруг лагеря лучников сочетались со зданием в центре. Оно было кубической формы, внизу располагались складские помещения, наверху жилые комнаты и холл. Таков и лондонский Тауэр.

Таким образом, устройство жилища феодала диктовалось прежде всего необходимостью обороны, а не стремлением к комфорту и красоте. Поэтому в течение долгих лет основную массу художественных произведений составляли предметы прикладного искусства. Стены жилых и парадных помещений украшались только ткаными коврами - шпалерами, предназначавшимися также для утепления каменных стен. Росписи встречались лишь в капеллах, скульптура -для украшения надгробий.

С XII в., когда началось массовое возведение городов, характерной становится регулярная планировка. План определяли проведенные под прямым углом центральные магистрали, на пересечении которых размещался жизненный центр города - рыночная площадь с церковью. Вокруг располагались резиденция епископа и различные общественные здания: крытый рынок, биржа, таможня, суд, больница. Позднее, в результате коммунальных революций, волной прокатившихся в XII в. по всей Европе, во многих местах возникло городское самоуправление - муниципалитет, который располагался в ратуше.

Городская ратуша - это большой каменный двух-трехэтажный дом. Нижний этаж открывался на площадь просторной галереей, где совершались различные торговые операции, а в случае непогоды размещались купцы со своим товаром. Во втором этаже находились парадные залы, где проходили заседания городского совета, а иногда и судебные разбирательства; в третьем - подсобные помещения. Над ратушей возводилась сторожевая башня - гордость средневековой республики, символ ее независимости и свободы.

Центром романского города являлся кафедральный городской собор. Кафедральные городские соборы существенно отличались от монастырских церквей прежде всего тем, что они предназначались не только для богослужения и были тесно связаны с жизнью города: здесь собиралась община для совета, здесь заключались торговые сделки, здесь хранились исторические реликвии и сокровища, здесь покоились останки выдающихся сограждан.

Собор строили с расчетом вместить в него все население города. При этом романские зодчие должны были решить три важнейшие проблемы: сохранить в плане базилику, наиболее полно отражающую требования религиозного католического культа, решить проблему каменного перекрытия и на ее основе установить соотношение пространства и объема здания. Использование для перекрытия нефов крестовых сводов, позволивших увеличить объем базилики, но и потребовавших более мощных опор для распределения нагрузок, обусловило появление толстых стен с небольшим количеством узких проемов и массивных столбов центрального нефа. С тем чтобы привести крестовые своды центрального нефа в соответствие с крестовыми сводами боковых, зодчие применяли так называемую связанную систему, сущность которой заключалась в том, что на каждый пролет центрального нефа приходилось два пролета боковых. Составившая основу перекрытия романского храма полуциркульная арка стала как бы лейтмотивом романского архитектурного стиля: она завершала входной портал, повторялась в арках нефов, в очертаниях сводов, оконных проемах.

По-новому в романских храмах стала решаться проблема освещения. В отличие от крестово-купольного храма, романский базиликальный воплощал собой идею крестного пути - пути страдания и через него - искупления грехов. Тяжелая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в полумраке, в предалтарной части прерывалась «рукавами» трансепта, которые завершались великолепными оконными проемами - розами с цветными стекольными вставками - витражами. Росписи сохранились лишь в редких храмах, но известно, что в романскую эпоху живописи уделяли гораздо больше значения, чем раньше: она располагалась не только на стенах и в апсиде, но захватывала своды, крипту, деревянную скульптуру, украшавшую стенки хора, и даже окна, где появились цветные витражи.

Существовало две техники витражной росписи. Роспись гризайль проводилась черной и серой краской по бесцветному стеклу зеленоватого дымчатого тона, создавая иллюзию рельефов. Второй способ представлял собою сюжетную роспись по наборному цветному стеклу. Варили стекло в специальных печах, затем резали в соответствии с подготовленным рисунком и набирали на специальных шаблонах, после чего покрывали по цветному фону росписью.

Важной особенностью романского собора стало появление скульптурного каменного декора, а именно барельефа. Рельефы начали также быстро заполнять архивольты и тимпаны порталов. Боязнь пустот стала характерной чертой романских рельефов. Особенность каменного декора романского храма состояла прежде всего в изображении нечистой силы

Главной особенностью романского изобразительного искусства являлся его религиозный характер. На смену античному идеалу и преклонению перед красотой человеческого тела пришла идеализация духовного начала, что и обусловило появление нарочито деформированных, непропорциональных, аскетически бесплотных фигур романских статуй.

Несмотря на формирование общеевропейского архитектурного стиля, для которого типичными были мотив полукруглой арки, базиликальный тип храма, массивные стены и башни с шатровым завершением, сложилось множество региональных художественных школ, различия которых весьма значительны.

Во Франции на облик храмов решающее влияние оказало паломничество.

Паломничество к приобретенным святыням и возникновение так называемых паломнических церквей стало приметой времени.

Культ реликвий повлек за собой изменения восточной части церкви в целом: устройство храма позволяло посетителям, не нарушая богослужения, пройти через боковые нефы и в обход посетить все капеллы, где хранились реликвии.. Таковы церкви Сен Северен в Тулузе, Сен Мадлен в Везеле, Сен Лазар в Отене.

Немецкая архитектура тесно была связана с каролингской.

Новый этап в истории немецкой архитектуры начался строительством монументальных храмов в имперских городах на Рейне. Возведенные в XI-XII вв. соборы в Шпейере, Майнце и Вормсе принадлежат к числу самых величественных и монументальных храмов романского стиля. Все они представляют собой длинные, строгих геометрических форм здания с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, башнями со шлемовидным завершением

Особое место в немецкой архитектуре заняла церковь аббатства Мария Лаах, справедливо считающаяся классическим зданием немецкой романики, поскольку вобрала основные принципы немецкого храмового зодчества романской эпохи. Церковь представляла собой трехнефную базилику двусторонней ориентации, вход в которую с обеих сторон предварял атриум. Западный хор далеко выступал вперед. Восточная часть завершалась полуцилиндром апсиды. Дополняли картину мощные башни. Наружный облик здания определили геометризованные объемы, покрытые скупым декором; внутреннее пространство полностью перекрывали крестовые своды. Сходный характер имела архитектура кёльнских церквей, отличающихся лишь трехлепестковым завершением хора: кроме восточной апсиды, завершающей центральный неф, пристраивали еще две на концах трансепта. Замечательным примером подобного типа здания служит церковь Апостолов в Кёльне, сходная по своему облику с соборами других рейнских городов.

Совершенно иначе выглядели романские храмы Италии. Первым и наиболее характерным образцом романской культовой архитектуры в Италии можно считать базилику Сант Амброджо в Милане с обширным прямоугольным атриумом, равным по площади самой церкви. Фасад церкви оформлен двумя рядами глубоких арочных галерей, придающих стене легкий воздушный характер. Мотив галереи, состоящей из ряда полуциркульных арок, является наиболее распространенным для романских храмов и в Тоскане, области в средней Италии.

Из сохранившихся здесь сооружений романского стиля прежде всего привлекает внимание знаменитый собор в Пизе, являющийся лишь частью обширного, сложного монументального комплекса, включающего в себя также кампанилу, баптистерий и кладбище и выражающего весь круг человеческого бытия - от рождения до смерти. Фасад большого пятинефного собора с очень высоким средним нефом украшен расположенными в несколько ярусов изящными аркадами, которые повторяются в украшении баптистерия-ротонды и опоясывают в несколько рядов цилиндрический объем кампаниллы - «Падающей башни». Беломраморный собор не имеет на фасадах скульптуры, зато украшен вставками цветного мрамора.

Таким же изящным геометрическим узором украшены фасад и интерьер воспетой Данте церкви Сан Миньято аль Монте во Флоренции и находящийся там же баптистерий.

Наиболее важная постройка средневековой Испании - собор Сант Яго де Компостела в Галисии, желанная цель многочисленных пилигримов, полностью повторял тип паломнической церкви, сложившейся во Франции. В Сеговии планировка церквей была усложнена сооружением открытых арочных галерей, наподобие клуатра, служивших светским целям: они использовались как крытые рынки или место для собраний горожан. Наряду с базиликальными храмами встречались и центрические постройки, характерным образцом которых является двенадцатигранная церковь Вера Крус в Сеговии - плоско перекрытое низкое здание с поднятой центральной частью и глухими стенами, прорезанными сверху редкими окнами. Специфической особенностью храмовых построек Англии, в целом повторяющих устройство французских, являлось соединение в одном здании типов монастырского и приходского храмов. Узкие трехнефные здания, такие, как церковь св. Павла в Лондоне, достигали длины более 170 м. В связи с этим особую роль приобрела башня над средокрестием, призванная уравновесить сильно разметнувшееся в стороны здание. Башни составляли излюбленный элемент английской архитектуры, служа высотной доминантой местности.

Помимо рыцарского замка и кафедрального городского собора, к основным архитектурным сооружениям в романскую эпоху относился и монастырский ансамбль. Романский стиль называют даже монастырским стилем. Готическое искусство

Готика явилась высшей ступенью средневекового искусства и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Родиной готического стиля считается Франция, а его основой - церковное зодчество. В 1137 г. Сугерий, настоятель монастыря Сен-Дени, начал перестройку церкви аббатства, служившего со времен Меровингов усыпальницей королей, в связи с необходимостью увеличения ее внутреннего пространства. Основу новой конструкции составил крестовый нервюрный (от франц. nervure - ребро каркаса) свод. Четыре опоры соединяли боковыми выступающими арками, затем перебрасывали две диагональные. Вместо доминировавшей раньше полуциркульной стали применять стрельчатую арку, которая позволяла перекрывать любой в плане пролет. Применение нервюрного стрельчатого свода позволило предельно облегчить стены и почти вытеснить их, заменив высокими окнами, отделенными одно от другого лишь узкими перемычками опор. Чтобы снять нагрузки со стены, боковой распор сводов «гасили» за счет выступающих из стен «лопаток» либо вынесенного за пределы стен подпорного уступчатого столба - контрфорса. Поскольку в готическом культовом зодчестве сохранилась базилиальная форма здания, где средний неф возвышался над боковыми, использовалась специальная соединительная арка - аркбутан, которую перебрасывали от пяты свода главного нефа на контрфорс бокового. Таким образом, фасад расчленялся по вертикали на три части посредством контрфорсов или выступающих «лопаток», что символически соотносилось с идеей Троицы.

Такие архитектурные приемы позволили увеличивать собор в высоту до 154 м, что было выше даже египетских пирамид. Стена, не являясь более несущей конструкцией, заменялась окнами с цветными вставками - витражами. Западный фасад церкви аббатства Сен-Дени стал прообразом фасадов готических соборов.

Западный фасад также членился на три части, но уже по горизонтали. Нижнюю составляли входные двери - порталы. Над порталами во втором ярусе располагалась аркадная галерея либо три окна. Выше опять галерея, и фасад завершался декоративной башенкой. На шпиле башни, расположенной над средокрестием помещали петуха - символ христианского бодрствования, либо фиал (декоративное завершение в виде распустившегося крестоцвета, фигурной пирамидки).

Порталы и окна имели высокие остроконечные завершения - вимперги.

Для оконных проемов использовали стрельчатую форму дуги, но чтобы сделать окно более красивым, использовали горбыли - каменные вертикальные пере городки, в верхней части переходящие в причудливый каменный узор, главным мотивом которого служили трилистник, роза, качающееся пламя.

Внутреннее пространство готического храма также членилось на
три зоны: нижнюю составляла аркада, среднюю - трифорий (галерея над средними нефами, аркада ко' торой выходит в центральный неф), верхнюю - окна.

Вся конструкция готического храма, устремленная вверх, как бы выражала стремление человеческой души ввысь, к небу, к Богу. Отличительной особенностью готических архитектурных конструкций было то, что они прямо преображались в декорацию. И наиболее наглядным примером этого являются статуи-колонны, выполняющие одновременно и конструктивную, и декоративную функции.

Соборы наполнялись скульптурой снаружи и изнутри. Перспективные стрельчатые порталы украшали статуями королей, святых, ангелов, ветхозаветных царей. Тимпаны богато декорировали, как и в романских храмах, но в отличие от романской малой пластики в готике произошел переход от барельефа к горельефу. Ясно обозначились три основные темы декора: Страшный суд, цикл сюжетов, посвященных Марии, и цикл, связанный со святым, которому посвящен храм, - патроном храма, или с наиболее почитаемыми местными святыми.

Характерной чертой готической пластики становится S-образный изгиб фигур, чрезвычайно мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой».

Нововведением готической скульптуры явилась капитель с растительным орнаментом. На смену стилизованным листьям аканфа пришли мотивы местной флоры: дубовые листья, листья плюща, земляничные кустики, чертополох, виноградные лозы, плети хмеля. Особое внимание уделялось скульптуре внутри соборов. Статуям поклонялись как живым, что породило множество легенд об оживающих статуях, описанных позднее в «готических романах». Созвучными каменной готической скульптуре были деревянные скульптурные композиции, ярко раскрашенные и вызолоченные, украшающие внешние стенки хора. Интерьер дополнялся ажурными, из-за сплошь покрывающей их скульптуры, живописными алтарями.

Главной составляющей готической скульптуры стала мемориальная пластика: значительное место в оформлении интерьеров соборов заняли надгробия. Они представляли собой довольно простые композиции, центром которых являлась лежащая фигура усопшего в полный рост со сложенными на груди руками.

Ведущее место в интерьере храма отводилось алтарному образу - иконе или статуе Божьей Матери - и фигурам святых, заключенным в архитектурно оформленную нишу.

Полихромная роспись стен, колонн и скульптур усиливалась красочностью развешанных вдоль нефов шпалер-мильфлеров (от франц. millefleurs - тысяча цветов), в которых изображения фигур располагались на темном фоне, сплошь усеянном цветами.

Место стенных росписей в готических храмах заняли витражи. Помимо композиций на библейские и евангельские сюжеты, отдельных фигур Христа, Марии, апостолов, на них помещались эпизоды из легенд о святых, изображения исторических событий, назидательных притч, занятых работой по украшению храма ремесленников. Поэтому в витражах преобладали красные, синие и фиолетовые краски. Наряду с ними особой любовью пользовались оранжевый, белый, желтый, зеленый.

Готический стиль держался в Европе свыше трех веков и прошел три основные стадии развития. В период зарождения и в последующее столетие он определялся как ранняя готика (ХП-ХШ вв.). В XIV в. он получил название «лучистая готика» от формы горбылей в окне-розе, лучами расходящихся от центра. Дальнейшее развитие стиля в XV в., характеризующееся избытком украшений, излюбленным мотивом которых стало качающееся пламя свечи, определило его новое название - «пламенеющая готика».

Особое место среди готических соборов занял собор Парижской Богоматери - Нотр Дам де Пари, призванный стать главным храмом Франции в связи с растущим значением Парижа. Это одно из самых грандиозных сооружений - пятинефная базилика, вмещающая до девяти тысяч человек. Переход к «лучистой готике» обозначился перестройкой Нотр Дам де Пари и строительством собора в Реймсе. В середине XIII-начале XIV в. в Нотр Дам были встроены боковые капеллы между контрфорсами; увеличено число окон и их размеры; расширены рукава трансепта, слабо выступающего за внешние границы стен, и завершено оформление его южного конца почти бесплотным ажурным орнаментом. Собор Парижской Богоматери приобрел в «лучистом» стиле черты изысканного изящества.

Реймсский собор, ставший местом коронации французских монархов, называли «каменной симфонией». Масса здания, тяжелая у земли, по мере подъема становится все более легкой: массивные контрфорсы маскируются многочисленными башенками, придающими им живописный вид; скульптура оторвана от плоскости стены; башни служат лишь для того, чтобы выразить движение вверх, к небу.

Вершиной развития стиля «лучистой готики» стала церковь Сен Шапелъ - Святая капелла, построенная при Людовике IX Святом в Париже предположительно архитектором Пьером де Монтеро. Здесь почти отсутствуют стены: пространство между опорами свода на две трети всей высоты заполнено двухчастными витражными окнами, соединенными попарно шестилепестковыми розами, отчего пространство капеллы кажется сотканным из пурпурного цвета витражей, мерцания мозаик и бликов позолоты.

В конце XIII в. готика распространилась на все районы Франции приобретя в различных областях специфические черты.

В Нормандии крупнейшим является Руанский собор, включавший много черт местной архитектуры - мощную башню над средокрестием, высокие тяжелые башни на растянутом западном фасаде. На юге Франции новые формы появились после жестокого подавления здесь «ереси», и храмы напоминали крепости с узкими высоко поднятыми окнами-бойницами и башнями.

Завершающий этап развития готики - «пламенеющая готика». Боковые нефы церквей, строившихся в этот период, часто выводились на одинаковую высоту с главным «кораблем», в результате чего весь храм приобретал вид большого и светлого зала, чему в немалой степени способствовали крайне тонкие пучки опор с веерообразно расходящимися из них нервюрами, создавая прихотливый зонтичный свод с многочисленными лучами. Наиболее ярким образцом стиля «пламенеющей готики» стал дворец Клюни, построенный в Париже для вдовы Людовика XII.

Готика, зародившаяся во владениях французских королей и дворянской знати, стала символом христианской монархии. Этот стиль был тесно связан с рыцарской этикой, придворной куртуазностью и представлял собой рафинированное и аристократически-утонченное течение, но, распространившись по Европе, в каждой стране оно приобрело свою специфику.

В Англии на характере архитектуры сказалось значение сельскохозяйственных районов и меньшая роль городов. В сельской местности на открытом месте храм мог устремляться не только ввысь, но и в стороны. Поэтому английской готике присущи растянутые фасады, далеко вынесенные сдвоенные трансепты. Иначе выглядит церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне - по своему архитектурному декору она стала воплощением так называемого перпендикулярного стиля, получившего название от пересечения под прямым углом горбылей в окнах и узора на плоскости стены. Особенно ярко этот стиль проявился в декоре пристроенной к церкви капелле Генриха VII, где с «ажурной» стеной перекликается кружевной узор сводов, тончайшие нервюры которого расходятся веером.

В Германии становление готики совпало с распадом империи на ряд самостоятельных княжеств. Здесь сложилось два типа культовых сооружений: базиликальный и зальный. Базилика легла в основу городского кафедрального собора. Так, знаменитый Кёльнский собор, имеет трансепт, хор с обходом, венец капелл, двухъярусные аркбутаны. Вместе с тем эффект, производимый архитектурой собора, строится на контрастах. Грандиозность пятинефного пространства подчеркнута разницей в два с половиной раза между высотой среднего и боковых нефов. Отличительной чертой соборов в Германии было появление алтарной преграды - леттнера (пюпитра для чтения). Приходские монастырские церкви были в основном зального типа, то есть представляли собой здание с нефами, равными по ширине и высоте. В таких церквах восточная стена имела трехапсидное завершение при отсутствии хора и трансепта.

В Испании ощущалось сильное влияние мавританского зодчества, которое наложило отпечаток не только на внешний вид собора, но и на его внутреннее устройство и декор. Характерными чертами испанской готики стали значительная ширина здания, почти равная высоте нефа, без ярко выраженного трансепта, и небольшие размеры окон. Грандиозный кафедральный собор в Толедо, древней столице Испании, своей шириной и близостью к зальному типу напоминает мавританские мечети. Таковыми же являются соборы в Сеговии и Севилье - грандиозные трех- и пятинефные базилики.

В испанских готических соборах хор выдвинут на середину центрального нефа и отделен с трех сторон высокой стеной, богато украшенной скульптурой (кафедральный собор в Толедо). Главенствующее положение в отделке храмов заняли богатые резные орнаменты, располагающиеся причудливыми пятнами прямо на плоскости стен и столбов. Этот декоративный стиль, получивший название «платереск» (от исп. platero - ювелирный), подразумевал тонкое, подобное ювелирному, декоративное украшение зданий. Причем основным признаком стиля являлся принцип коврового заполнения плоскости стены скульптурой.

Избрание чешского короля Карла I в 1347 г. германским императором (под именем Карла IV) положило начало расцвету средневековой Чехии и выдвижению Праги в число крупнейших культурных центров Европы. Силуэт въездной башни на Карловом мосту стал господствующим архитектурным мотивом Праги. Здесь был отстроен один из шедевров готики - собор св. Вита в Пражском граде. План собора св. Вита соответствовал традиционной французской схеме базилики с трансептом, обходом хора и венцом капелл. Однако зодчим удалось создать в базиликальном здании ощущение единого большого пространства, акцентировав внимание на центральном нефе.

Одним из самых характерных и повсеместных проявлений готики был чрезвычайно изысканный, утонченный стиль книжной миниатюры - практически одинаковый при всех дворах Европы. В обиход вошла учебная литература, в которой нуждалась университетская наука, а также рыцарские романы, записи стихотворных и прозаических произведений. Общеевропейским центром искусства книги стал Париж, куда стекались самые искусные переписчики, переплетчики, миниатюристы.

Эволюция готической иллюстрации характеризуется преодолением традиционной плоскостности изображения и включением в нее реальных мотивов и реалистических деталей. Этот важный сдвиг в миниатюре наметился в результате усилий многих французских мастеров, в том числе знаменитых братьев Лимбургов, авторов «короля манускриптов» - «Богатейшего часослова герцога Беррийского».

«Богатейший часослов герцога Беррийского» как бы завершил развитие готической миниатюры и явился своего рода трамплином для следующих поколений живописцев, работающих в новой, ренессансной манере.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: