double arrow

Рыцарский куртуазный роман

3

Рыцарская куртуазная поэзия

Героический эпос

На рубеже XI-XII вв. получила признание письменная литература на народных языках. Впервые были сделаны записи средневекового эпоса, героических песен и сказаний. Наиболее ранними произведениями такого рода являются «песни о подвигах». Исполнителями этих песен-поэм, а нередко и сочинителями были жонглеры, странствующие певцы и музыканты. Во Франции величайшим литературным памятником той эпохи является «Песнь о Роланде».

В Германии знаменитая эпопея «Песнь о нибелунгах» явилась результатом переработки материала германских героических песен и сказаний о гибели в V в. бургундского королевства и смерти короля гуннов Аттилы (в эпосе - Этцеля).

Немецкий героический эпос отражал прежде всего идеалы феодального общества: идеал вассальной верности сюзерену, идеал щедрого вознаграждения за верную службу, идеал рыцарского служения даме, идеал великодушного правления.

Укрепление королевской власти обусловило возникновение новых форм искусства, которые принято называть куртуазными, т.е. придворными. Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными манерами, быть приобщенным к культуре, поклоняться Прекрасной Даме, являя собой образец придворного этикета, именуемого куртуазией. Именно с культа «дамы сердца» - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия. Наличие в провансальской поэзии таких форм, как тенсона, сирвентес и плач, свидетельствует о том, что хотя любовная тема и занимала в ней господствующее положение, но не являлась единственной. Трубадуры охотно откликались на злобу дня, касались в своих песнях вопросов политических и социальных.




Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними последовали немецкие миннезингеры - «певцы любви».

Миннезингеры играли в культурной жизни такую важную роль, что один из них - Тангейзер со временем стал даже героем популярной легенды, положенной великим немецким композитором XIX в. Вагнером в основу своей оперы, которая так и называется «Тангейзер».

В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман, чему во многом способствовало развитие города. Написание романа, произведения «долгого дыхания», предполагает не только поэтическое вдохновение и лирическое восприятие мира, но и обширные знания.

Говоря о литературе средних веков, следует выделить поэзию бродячих школяров-вагантов, встречаемых в Германии, Франции, Англии, Северной Италии. Расцвет поэзии вагантов, так же как и многих литературных жанров, связан с подъемом городов и ростом числа школ и университетов. Ваганты сочиняли свои песни на латыни. В средние века латинский язык был не только языком католической церкви, но также языком науки и образованности.



Итак, средние века стали временем зарождения общеевропейского архитектурного стиля - сначала романского, затем готического.

Культура средних веков представляет собой сложное и многостороннее сочетание церковной и простонародной культуры.

Впервые в истории искусство формировалось и развивалось в рамках единого для всех народов Европы христианского мировоззрения. И в связи с этим одной из главных особенностей средневекового искусства является его глубокий мистический, религиозный характер.

Формы архитектуры выражали христианскую идею духовности, устремления к Богу и со временем были настолько усовершенствованы, что перестали производить впечатление тяжелой каменной массы.

Интерес к внутреннему миру человека, противопоставление духовного начала телесному, его приоритет исказили восприимчивость к красоте реальных форм и разрушили характерное для античной культуры представление о телесной гармонии. Именно религиозный аскетизм обусловил создание идеала, во всем противоположного античному: все материальное теперь считалось греховным и недостойным изображения, образы приобрели крайне деформированную, экзальтированную форму.

В средние века возникла лирическая поэзия и музыка, стали культивироваться идеалы духовной любви. Получило развитие светское куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважение к женщине. Появились новые жанры литературы.



3




Сейчас читают про: