Как социальная система организация имеет специфические свойства

Организационные структуры управления и их социологический анализ. Сущность социальной организации

Макросоциологический уровень управления

В социальной структуре общества вместе с социальными общностями и группами в качестве ее важнейших компонентов выступают социальные институты и организации. Именно последние выполняют важные функции устойчивости и стабильности общества, обеспечивая механизм его нормального воспроизводства и интеграции. Результатом управленческого процесса выступает их организованность - синоним социальной упорядоченности.

В научной литературе понятие «социальная организация» используется, по меньшей мере, в трех содержательных аспектах: функциональном (как процесс упорядочения, организаций социального объекта); атрибутивном (как свойство определенного социального объекта, характеризующего его упорядоченность); предметном (как условное название некоторого социального объекта, имеющего институциональный характер).

Во всех этих содержательных аспектах подчеркивается динамичный характер социальных организаций, отличающий их от относительно статичных социальных структур. Будучи особой формой организации социального взаимодействия, социальные организации могут носить формальный (официальный) и неформальный (неофициальный) характер.

Чаще всеготермин социальная организация используется для обозначения группы людей, работающих совместно для достижения определенных целей.

Организация как процесс упорядочения разнонаправленной активности социальных компонентов (людей, социальных групп и коллективов) должна обеспечить координацию и взаимодействие.

Признаками организации являются наличие целей существования, организационной структуры и культуры, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов (натуральных, материальных, человеческих).

Все организации, несмотря на различия, выполняют сходные функции и выполняют функцию интеграции социальных элементов и регламентации их разнонаправленной активности, без чего совместная деятельность людей невозможна.

· Организация - это социальная общность.

· Организация - иерархическая система, ее отличительный признак: наличие как минимум двух элементов - субъекта и объекта управления.

· Социальная природа людей как объекта организации предполагает в качестве своего непременного атрибута встречную спонтанную активность социальных групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадающие с целями организации.

· Организация обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через их достижение, что предполагает в ней элементы рациональности.

· Организация опирается на горизонтальные структуры - разделение и специализацию труда по функциональному признаку.

· Организация построена по вертикальному (иерархическому) признаку, что обусловлено необходимостью координировать ненаправленную деятельность горизонтальных структур, их спонтанную активность.

· Организация выполняет определенные функции по отношению к микросоциуму и макросоциуму.

Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Организационная структура проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры.

Организационная культура - это ценности, отношения, поведенческие нормы, характерные для данной организации. Организационная культура показывает типичный для членов данной организации подход к решению проблем.

Внешняя среда - люди и институты, с которыми организация взаимодействует, и которые оказывают на нее влияние. Основными элементами внешней среды для современных экономических организаций являются потребители, поставщики, конкуренты, государство, техника и технология.

Система управления персоналом - методы, процедуры, приемы воздействия организации на своих сотрудников с целью максимального использования их потенциала для достижения организационных целей. Основными системами управления персоналом являются подбор, обучение и развитие, оценка и вознаграждение персонала.

Социологи выделяют следующие пять характерных черт социальной организации:

1. достижение определенных целей;

2. разделение людей по ролям и статусам;

3. социализация по функциональному признаку;

4. наличие институциональных норм и требований;

5. совпадение организации с целостной социальной системой.

Организация имеет свою особую структуру, она всегда строится по вертикальному (иерархическому) признаку, в котором отчетливо выделяются управляющий и управляемый внутренние компоненты.

Социальная организация – это специально созданная для достижения определен­ной цели группа людей, выполняющая определен­ную общественную функцию. Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое по­зволяет людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы достичь индивидуально, поодиночке. Следовательно, цель – желаемый ре­зультат, которого стремится достичь группа людей, рабо­тающая вместе и составляющая данную организацию. В своей повседневной жизни люди оказываются втя­нутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спор­тивную команду

Применительно к социальным объектам термин «организация» традиционно употребляется в трех смыслах.

Во-первых, так может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, органу власти, добровольному союзу.

Во-вторых, этот термин может означать определенную деятельность по организации, включающую распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию.

В-третьих, имеется в виду характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда под организацией подразумевается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В таком контексте термин «организация» употребляется, например, когда речь идет об организованных и неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях формальной и неформальной организации.

Различают формальные и неформальные организации. Критерием этого разграничения является степень фор­мализации существующих в них связей, взаимодействий и отноше­ний.

В основе формальной организации лежит разделение труда, возникающее как результат необходимой специализации.Разделе­ние труда выступает в виде системы статусов – должностей, каж­дая из которых наделена специфическими функциями таким образом, что все функциональные задачи оказываются распределенны­ми между членами организации, наличие определенной цели действий. Формальная организация обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия. Она включает в себя различные регуляторы, нормирующие и пла­нирующие деятельность данной социальной организации: нормы и образцы служебного поведения, программы деятельности, прин­ципы и нормы вознаграждения. Социальная струк­тура формальной организации зависит от цели, для осуществления которой создана данная организация, определяется ценностно-нормативными стан­дартами, которые регулируют распределение и взаимодей­ствие социальных позиций (должностей), обу­словлена иерархической упорядоченностью и соподчиненностью статусов и ролей.

В процессе своего функционирования социальная ор­ганизация вырабатывает два ряда требований: к каждому входящему в ее состав индивиду, требование индивида к организации. От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих взаимных требований зависит устойчивость данной организации, ее динамика и эффективность ее деятельности.

Неформальные организации – это спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодей­ствий, норм межличностного и межгруппового общения, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой, предполагает личностные неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формальных предписаний и т.д. В ней нет жес­токого закрепления безличных стандартов, делающих организацию устойчивой. Взаимозависимость уровней управления и функцио­нальных областей составляет структуру организации. В ней выделяется несколько компонентов: специализированное разделе­ние труда, сфера контроля и координация совместной дея­тельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде ( политической, экономической, юридической, социальных воздействий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: