Теоретическая модель личности управленца как системообразующий фактор социального управления

В настоящее время в общественном сознании произошли большие перемены. В частности, люди стали глубже понимать, какую роль играет личность руководителя в регулировании общественных процессов на всех уровнях. Поэтому судьба и развитие учебных заведений нового типа связана прежде всего с выдвижением на руководящие посты людей, способных повести за собой массы и организовать их на высокопродуктивную работу в современных условиях. Сейчас мы живем в такое время, когда открывается простор для проявления ярких, одаренных личностей, способных возглавить трудовые коллективы и создать их подлинными лидерами.

Именно социальное управление позволяет по-новому взглянуть на систему современного менеджмента и увидеть причину существенных изменений в управлении.

Прежде всего, коренным образом изменился главный субъект управления - личность, а не только те процессы, на которые она воздействует.

Главный вопрос формирования социальных технологий управления - раскрепощение внутренних сил управленца, его творческих возможностей и профессиональных способностей. Решение этой проблемы - главное достижение социального менеджмента. Поэтому представляется крайне важным сформировать современную теоретическую модель личности менеджера-управленца, которая позволяет понять те базовые личностные и профессиональные черты, которые сегодня необходимы для эффективного управления.

Обычно в понятии «личность» не являются ведущими такие категории, как «характер», «темперамент», «индивидуальность», не включаются эмоциональные черты человека, его природные задатки и врожденные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, которые не только не снижаются в современном мире, но продолжают возрастать. И тем не менее «сильные личности», творчески одаренные, не только принимают удары на себя, но успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые не «делают свою судьбу» за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существования.

Каждая личность должна выбрать свою роль, свою функцию. Выбор делает каждый человек, общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Общественная социальная организация, которая лишает личность свободы выбора, возможности реализовать себя, защитить жизненный смысл существования, не только не целесообразна, не конкурентоспособна, но и взрывоопасна, а поэтому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов не социальное, а в большей мере воспитательное, педагогическое дело.

Социальная сущность современного развития общества против «социальной одинаковости», «социальной уравниловки», но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми «рожденными пороками» рынка, требованиями неомальтузианской теории.

Сегодня пробивает себе дорогу теория «естественного права» человека на развитие и реализацию каждым человеком своих способностей к созидательному мышлению и творчеству. Поэтому проблема раскрытия творческого потенциала личности менеджера - это не только проблема общества, но и во многом самого управленца.

Для общества, как и для отдельной личности - первое условие всякого прогресса – есть самопознание. Самопознание для социального менеджера – первое условие успешной профессиональной деятельности, ее эффективности и значимости. Поэтому в центре социального управления – индивидуальный менеджер, его личность, его судьба – это новый пакет знаний в управленческой и организационной культуре, который сегодня активно развивается.

В последнее время возрастает роль наукоемких социальных технологий саморазвития личности, менеджера в частности, которые помогают человеку оптимизировать процесс самопознания.

Какие качества личности необходимы современному руководителю в первую очередь?

Основными для самопознания и самореализации внутренних сил социального менеджера-управленца может быть теоретическая модель социального менеджера:

Личностная характеристика, качество Индикаторы качества
Поиск возможностей и инициативность Видит и использует новые деловые возможности; действует до того, как его вынудят к этому событию
Упорство и настойчивость Готов встретить вызов, преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели
Готовность к уменьшению риска Предпочитает ситуацию умеренного риска; взвешивает ее, предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты
Ориентация на эффективность и качество Находит пути делать продукцию качественнее и дешевле; стремится достичь совершенства, улучшить стандартные эффективности
Вовлеченность в рабочие контакты Принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы
Целеустремленность Ясно выражает свои цели, имеет долгосрочное видение; ставит и корректирует краткосрочные задачи
Стремление быть информированным Лично собирает информацию о клиентах, конкурентах; использует в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности
Систематическое планирование и наблюдение Планирует, разбивая задачи на подзадачи; разрабатывает или использует процедуры слежения за выполнением работы
Способность убеждать и устанавливать связи, быть социальным лидером Использует осторожнее стратегии для влияния и убеждения людей, а также деловые и личные контакты, как средство достижения своих целей
Независимость и самоуверенность Стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается на себя; верит в свою способность выполнять трудные задачи

Из приведенных в таблице качеств личности видно, что одни из них - результат получения опыта, другие – представляют собой врожденные свойства, остальные - продукт развития природной предрасположенности.

Социальный менеджмент - особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий и требований. Во-первых, его обязательным условием и признаком является свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельности принятия решений. Во-вторых, эта деятельность предполагает ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. В-третьих, его признаком является ориентация на достижение успеха.

На основе вышесказанного можно очертить контуры той теоретической модели, которая сегодня определяет требования к профессиональным и личностным качествам личности управленца-менеджера. Она может быть определенным эталоном при оценке проблемной ситуации в этой области управления, определения приоритетов в сфере улучшения кадровой политики, методов обучения.

Теоретическая модель личности современного управленца может быть представлена следующими составляющими:

- генетическая предрасположенность к управлению (одаренность, талантливость в нескольких видах деятельности, связанных с целостным освоением действительности);

- творческий склад ума, способность быть лидером;

- наличие развитого интеллекта и высоких моральных качеств;

- наличие собственной позиции, которая передается людям, организует их, мотивирует достижение общих целей;

- способность к системному восприятию мира, стратегическое мышление;

- разносторонние знания, в том числе современных теорий и технологий управления;

- волевые качества: способность брать на себя ответственность, настойчивость в достижении цели в преодолении препятствий;

- коммуникативность- способность четко формулировать общезначимые цели и объединять вокруг людей, быть организатором, находить путы выхода из неординарных ситуаций.

Эти личностные и деловые качества, высокие гражданские и ценностные ориентации, позволяющие подчинять личные интересы общественным, быть гражданином Отечества, являются сегодня базовыми определяющими в эффективном управлении, где главным субъектом действия является человек, хорошо обученный, целесообразно выдвинутый обществом в эту сферу работы и изначально мотивированный к ней по своему складу характера. Таких личностей в обществе должно быть достаточно, чтобы оно могло осуществить свой достойный выбор среди политических лидеров в высшие звенья управления.

Возрастание роли «человеческого фактора» в управлении очевидно, в связи с этим повышается значение субъективного начала в организации сплошных социальных систем, а это с неизбежностью означает появления особой роли научного управления, только оно сегодня в состоянии скоординировать усилия разных субъектов управления, соотнести цели и методы управления, оценить имеющиеся ресурсы развития.

Поэтому сегодняшняя концептуальная, антикризисная схема управления немыслима без использования современных методов управления: прогнозирования, проектирования современных информационных технологий, математического и социального проектирования. Их носителями является личность управленца-менеджера, которая должна быть сформирована обществом на разных этапах социализации: семьи, школы, всех гражданских институтов общества. Последние должны стать носителями не только высокой культуры управленческий отношений, но и соответствующих культурных ценностей, что определяет их способность принять те передовые установки, которые несут в них передовые лидеры - управленцы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: