Обратите внимание. В современной экономической теории принято употреблять не понятие "собственность", а термин "право собственности"

В современной экономической теории принято употреблять не понятие "собственность", а термин "право собственности". Это объясняется тем, что собственностью является не ресурс сам по себе, а "пучок", или доля, прав по его использованию. Чем шире "пучок правомочий', закрепленных за данным ресурсом, тем вы­ше его ценность. Так, своя вещь и вещь, взятая напрокат, имеют разную полезность для потребителя, даже если они полностью идентичны. Поэтому любой акт обмена есть не что иное, как обмен "пучками прав" собственности.

Полным "пучок прав" собственности состоит из следующих 11 элементов:

1. Права владения, т.е. права исключительного физического контроля над благами.

2. Права использования, т. е. права применения полезных свойств благ для себя.

3. Права управления, т. е. права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

4. Права на доход, т. е. права обладать результатами от использования благ.

5. Права суверена, т. е. права на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

6. Права на безопасность, т. е. права на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды.

7. Права на передачу благ в наследство.

8 Права на бессрочность обладания благом.

9. Запрета на использование способом, наносящим вред внешней среде.

10 Права на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга.

11 Права на остаточный характер, т. е. права на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановле­ние нарушенных правомочий.

Дифференциация правомочий и существование "пучка прав" собственности позволяют сделать следующее заключение:

Чем более рассредоточены права собственности, тем шире возможности для осуществления сделок по их передаче. Рынок немыслим ни при полном отсутствии прав собственности, ни при абсолютной их концентрации в руках отдельного субъекта, например государства.

Лекция 3. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Понятие спроса

2. "Парадоксы" закона спроса

3. Кривая спроса и цена спроса

4. Предложение и его функция

Прочитав эту главу, вы научитесь анализировать действие рыночных сил с помощью моделей спроса и предложения. Данные модели позволяют менеджерам прогнозировать изменения цен на ресурсы и производимые товары, а также выбирать объемы закупок ресурсов и выпуска товаров. В этой главе вы впервые встретитесь с графическими моделями. Применение в экономическом анализе графического метода обусловлено исключительно наглядностью и доступностью его для читателя, не имеющего основательной математической подготовки. Наконец, данной главе вы узнаете, какие факторы оказывают влияние на изменение желаний покупателей и продавцов приобретать и производить те или иные товары, от которых зависят объемы их покупок и продаж.

1. Понятие спроса, функция спроса и закон спроса

О месте и роли спроса. В рыночной (маркетинговой) системе ориентированной на производство товаров для других, анализ начинается с исследования не производства и предложения (как в командно-административной системе), а сбыта продукции. Причина такой замены "точки отсчета" в том, что в рыночной экономике все начинается с рынка и заканчивается рынком: производимый товар или услуга находит или не находит сбыт в зависимости от того, есть ли на него спрос. Иначе говоря, каждый товар должен производиться лишь тогда, когда, он нужен потребителю. Это и предопределяет приоритеты значение спроса в экономическом анализе рыночной системе хозяйства.

Что такое спрос и предложение? Рынки любых товаров состоят из покупателей и продавцов. Действия и решения покупателей на том или ином рынке отражают их желание приобрести определенное количество товара по определение цене и характеризуют рыночный спрос. Графически рыночный спрос может быть проанализирован с использованием кривей спроса. Действия и решения продавцов характеризуют их желание продать определенное количество товара по опре­деленной цене и отражаются рыночным предложением, которое может быть проанализировано с использованием кривой предложения.

Рыночный спрос характеризует желание и готовность покупателей приобрести некоторое количество товара за определенную плату. Это количество зависит от множества факторов (потребностей, предпочтений, доходов, числа покупателей, цен на данный товар, цен на другие товары, рекламы и т. д.).

Таким образом, функция спросаэто взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и факторами, определяющими его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: