Законодательный процесс

Изменение состава субъектов РФ

Статус субъектов РФ

1. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Анализ решений КС РФ по «делу о республиканском суверенитете» и по «делу о дорожных вондах»

2. Особенности отдельных видов субъектов РФ. Анализ решений КС РФ по «чукотскому»делу и по делу о толковании ч.4 ст.66 Конституции РФ

3. Классификация субъектов РФ

4. Порядок изменения состава субъектов РФ

5. Статус столицы РФ

6. Институт автономии в РФ

7. Административно-территориальное устройство субъектов РФ

8. ЗАТО

Вопросы 1-3 самостоятельно

Судебная практика. Дело о «республиканском суверенитете»

Постановление КС РФ от 07.06.00

Дело о «дорожных фондах» Постановление КС РФ от 15.07.96г по делу о проверке конституционности п.1 ст.1 и п.4 ст.3 Закона РФ от 18.10.91 «О дорожных фондах в РФ»

Чукотское дело постановление КС РФ от 11.05.93г по делу о проверке конституционности Закона РФ от 17.06.92 «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав РФ»

Дело о толковании ч.4 ст.66 Постановление КС РФ от 14.07.97 по делу о толковании ч.4 ст 66 Конституции РФ

ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ от 17.12.2001г с изм. и доп.

Изменение состава субъектов РФ может производиться двумя способами:

1. Принятие нового субъекта

2. Образование субъекта

Требования к обоим способам изменения состава субъектов РФ:

1. Добровольность (принятия и образования)

2. Необходимость соблюдения:

· Государственных интересов РФ

· Принципов федеративного устройства РФ

· Прав и свобод человека и гражданина

3. Необходимость учета:

· Сложившихся исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ

· Соц.- экономических возможностей субъектов РФ

Принятие в РФ нового субъекта:

Принятие в РФ нового субъекта- это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

Условия принятия нового субъекта:

1. В качестве нового субъекта может быть принято иностранное государство в целом или его часть

2. Принятие осуществляется по взаимному согласию РФ и иностранного государства в соответствии с договором

3. В случае принятия иностранного государства в целом новому субъекту предоставляется статус республики (либо края или области- по договору)

4. В случае принятия части иностранного государства новому субъекту предоставляется статус края, области, автономного округа или автономной области

Правовыми формами реализации компетенции фед. собрания (ФС) являются принимаемые им акты. Основными актами ФС являются законы.

Законы характеризуются рядом черт:

- принимаются палатами ФС

- выражают волю народа

- содержит правовые нормы (является нормативным актом)

- обязателен для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, гражданами.

- должны соответствовать акты всех других гос. органов.

- имеет прямое действие на всей территории РФ

- обладает высшей юридической силой

- не может противоречить только Конституции РФ

В соответствии со статьей 76 К РФ, по предметам ведения РФ принимаются:

1. ФКЗ:

- по вопросам ЧП (ст.56)

остальное найти самим, с ссылкой на статью

-ФЗ

Законы принимаются ФС в особом порядке, который реализуется в законодательном процессе.

Стадии законодательного процесса:

- Законодательная инициатива (в ГД вносится законопроект. Согласно ст. 104 К РФ, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным представителям органов субъекта РФ, КС РФ, Верховному суду РФ, ВАС РФ, судам только по вопросам их ведения)

К РФ делит субъектов законодательной инициативы на 2 группы:

- субъекты, чье право законодательной инициативы не ограничено компетентными рамками.

- пользуется правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения (КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ)

ст. 104 К РФ (законопроекты вносятся в 1-ую палату ФС)

Причем, законопроекты о введении и отмене налогов, о выпуске гос. займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты предусматривающих расходы покрываемые федеральным бюджетом могут быть внесены в ГД только при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие из общественных объединений, граждан и др. лиц не обладающих законодательной инициативой вносятся в ГД только субъектами законодательной инициативы. Только они могут инициировать законодательный процесс.

При внесении законопроекта в ГД, субъект законодательной инициативы должен предоставить:

- пояснительную записку

- текст законопроекта (титульный лист - указание субъекта права законодательной инициативы)

- перечень нормативных актов федерального законодательства подлежащих изменению, приостановлению, утративших силу или принятию, в связи с принятием данного законопроекта.

- финансово-экономическое обоснование в случае, если реализация данного закона потребует материальных затрат.

- заключение Правительства (ч.3 ст. 104 К РФ)

Законопроекты внесенные в ГД без заключения Правительства (согл ч.3 ст.104 требуют официального заключения Правительства) могут направляться Советом ГД на заключение Правительства.

Правительство рассматривает данный законопроект в месячный срок, возвращает с заключением в Совет ГД.

Вторая стадия (предварительное рассмотрение законопроекта)

Законопроект подлежащий рассмотрению ГД, направляется Советом ГД в соответствующие комитеты(чаще) или комиссии. Данный комитет назначается ответственным по законопроекту. Одновременно данный законопроект направляется в комитеты и комиссии, депутатские объединения, Президенту, СФ, Правительству и суды(по вопросам ведения). Этот законопроект направляется с целью представления отзыва о законопроекте.

СГД может направить законопроект в несколько комитетов, назначая 1 из них ответственным.

Если законопроект затрагивает вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 К РФ), тогда СГД направляет законопроект не позднее чем за 45 дней до дня рассмотрения его на заседании ГД в законодательный(представительный) орган субъектов РФ.

цель - собрать отзывы.

СГД с учетом мнений и предложений ответственного комитета устанавливает срок представления отзывов и предложений от законодательных(представительных) органов субъектов РФ.

Третья стадия (рассмотрение законопроекта в ГД)

Законопроект подготовленный к 1-му чтению и соответствующие материалы к нему, направляется ответственным комитетом каждому депутату ГД не позднее чем за 3 дня до заседания ГД, на котором по повестке дня будет рассматриваться данный проект.

Далее, при рассмотрении ГД законопроекта в 1-ом чтении обсуждается:

- концепция закона

- дается оценка соответствия основных положений законопроекта К РФ.

- обсуждается актуальность законопроекта

- практическая значимость данного законопроекта

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта, далее со-доклад ответственного комитета ГД, заслушиваются предложения и замечания депутатских групп, фракций, депутатов ГД, полномочного представителя Правительства в ГД, представителя представительных(законодательных) органов субъектов РФ, других лиц приглашенных для участия в обсуждении, по результатам обсуждения, ГД может вынести одно из решений:

- принять ЗП в 1 чтении и продолжить с ним, с учетом высказанных замечаний и предложений.

- отклонить законопроект

- принять закон

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в 1 случае, ГД устанавливает срок внесения его на второе чтение.

ГД может принять решение о всенародном рассмотрении данного ЗП.

В течение 5 дней направляется субъектом права законодательной инициативы, а в случае если ЗП затрагивает вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ, то еще и в законодательный орган субъекта РФ.

Решение по ЗП рассмотренному в 1 чтении считается принятым, если за него проголосовало больше половины депутатов ГД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: