Образование

Духовно-культурные отношения в обществе - это отношения между людьми, между человеком, обществом и государством по поводу духовно-культурных благ. Эти отношения, в конечном счете, обусловлены существующей системой политических, экономических и социальных отношений. В то же время духовно-культурные отношения в свою очередь оказывают воздействие на отношения политические, экономические и социальные.

Конституционные основы духовно-культурных отношений в Республике Беларусь

Конституционные основы социальных отношений в Республике Беларусь

Экономический строй или по-другому экономическая система (такое название применялось в советских конституциях и конституциях ряда других стран) - это строй экономической жизни страны, который определяется существующими формами собственности, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и основами управления экономикой страны.

Конституционные основы экономического строя Республики Беларусь

Конституционные основы политической системы белорусского общества. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства

Понятие конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь

Лекция 3. Основы конституционного строя Республики Беларусь

ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Контрольные вопросы к теме № 2

Порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.

Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года

Конституции Республики Беларусь периода вхождения ее в состав СССР

Конституционное развитие Республики Беларусь

История конституционного законодательства Беларуси теснейшим образом связана с историей советского общества и государства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных этапов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в отношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и республиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отметить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каждые из этих Конституций имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд общих моментов. В частности, они носили классовый характер
(в особенности первые три), закрепляли в качестве господствующей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших международных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и трех разделов. В ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Функции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Белорусская Конституция восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала применение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Некоторые Положения Конституции содержали и позитивные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Однако в целом Конституция БССР 1919 года характеризуется как Конституция революционного типа, принимаемая в результате насильственного изменения общественного и государственного строя и отвергающая все прежние правовые установления, существовавшие до революции.

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование к этому времени СССР (30 декабря 1922г.). 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих Основных Законов.

Конституция 1927 года в значительной степени сохранила черты преемственности Конституции БССР 1919г. Она провозглашала республику государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. «Не трудящиеся» лишались избирательного права, им запрещалось участвовать и проводить общественные массовые мероприятия. Почетное право защищать революцию имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных органов власти и управления. В последующем в Конституцию вносились лишь частичные незначительные изменения.

К середине 30-х годов в СССР были построены т.н. основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататорских классов и невозможности реставрации капитализма. Наступивший новый этап в развитии общества предполагал необходимость и конституционных изменений. Текст новой Конституции СССР был подготовлен конституционной комиссией во главе со Сталиным И.В., после чего она была опубликована для всенародного обсуждения (что было сделано впервые), которое продолжалось более 5-ти месяцев. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как «сталинская».

Вскоре, 19 февраля 1937 года была принята и новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано на VII чрезвычайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров
(в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалистической системы хозяйствования, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и т.н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

Вместе с тем, многие положения Конституции только декларировались и на практике не реализовывались, в особенности это относится к политическим правам граждан. Например, в ней провозглашались свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако на самом деле все это серьезно наказывалось, вплоть до ареста и смертной казни – если участники соответствующих мероприятий в чем-то проявляли недовольство и их мнения расходились с установками правящего режима.

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 14 апреля 1978 года. К этому времени в 1977 году была принята очередная (и последняя) Конституция СССР, в которой было провозглашено построение развитого, зрелого социалистического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему содержанию эта Конституция была более прогрессивной и совершенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсутствовала), что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереально.

Конституции БССР 1978 года был присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, органы государственной власти были по существу ее придатком. В 1989-90гг. в Конституцию были внесены ряд серьезных изменений, направленных на ее демократизацию. В частности, эти изменения коснулись порядка организации и деятельности Советов депутатов, в т.ч. Верховного Совета и его Президиума, ликвидирована монополия компартии. Однако эти изменения уже не могли повлиять и остановить нараставшие в стране процессы, в результате которых СССР вскоре прекратил свое существование. А вместе с этим прекратили свое действие и Конституции как Союза, так и входивших в его состав республик.

С распадом СССР перед бывшими союзными республиками встал вопрос о необходимости принятия новых национальных Конституций, которые закрепили бы произошедшие изменения и определили ориентир на будущее. Первая Конституция независимой Беларуси была принята 13-ой сессией Верховного Совета 12-го созыва 15 марта 1994 года, а вступила в законную силу
30 марта того же года. С принятием данной Конституции белорусское государство вступило в новый этап своей истории.

Новые конституции обычно являются более прогрессивными, чем прежние. Это – закон эволюции, согласно которому новые формы оказываются чаще всего более совершенными, чем отжившие, т.к. они аккумулируют в себе все лучшее от старых форм.

Конституция Республики Беларусь 1994 года точно также представляет собой синтез всего лучшего, что накоплено многовековой историей белорусской государственности. Новая Конституция, как сказано в ее преамбуле, принимается от имени народа, исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, с осознанием себя полноправным субъектом мирового сообщества. При этом ставятся такие гуманные цели, как: стремление утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. Эти побудительные мотивы и составляют истоки Конституции Республики Беларусь, определяют ее демократический характер, гуманное содержание и в конечном итоге ее преимущества перед ранее действовавшей Конституцией.

Конституция 1994 года вобрала в себя все лучшее, что было наработано теорией и практикой конституционного строительства стран с устойчивыми демократическими традициями. Она закрепила в конституционных нормах ряд общепризнанных принципов международного права. Республика Беларусь провозглашена демократическим государством, в котором человек является высшей ценностью общества, обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства. Конституция получила положительную оценку международных экспертов в области конституционного права. В ходе разработки проекта Конституции было подготовлено около трех десятков ее вариантов. В печати публиковались три проекта Конституции, что позволило провести их широкое и обстоятельное обсуждение, проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения. Это был настоящий научный поиск оптимального варианта Конституции. В архивах Национального собрания содержатся тысячи отзывов, рецензий, поправок и предложений на проект Конституции, поступивших от различных органов власти, научных учреждений и учебных заведений, международных организаций, правовых центров ближнего и дальнего зарубежья, от рядовых граждан.

Наиболее характерные особенности Конституции:

1. Принятая 15 марта 1994 года Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Ее отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 года в том, что она легализировала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом посредством закона;

2. Республика Беларусь впервые в истории провозглашается как унитарное демократическое социальное правовое государство;

3. Одной из особенностей Конституции Республики Беларусь является более полное закрепление в ней прав и свобод личности. Она содержит ряд новых прав и свобод, а многие привычные нам права и свободы получили дальнейшее развитие. Но самое главное – Основной Закон содержит надежный гарантийный механизм их реализации;

4. Конституция Республики Беларусь закрепляет новую систему органов государственной власти. Впервые в истории Беларуси учреждается должность Президента как Главы государства. Для осуществления контроля за конституционностью нормативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции. Конституция Республики Беларусь 1994 года имеет и другие особенности, с которыми мы познакомимся, когда будем рассматривать последующие темы курса.

Основные изменения, внесенные в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

1. Учрежден новый законодательный орган – Национальное Собрание (вместо Верховного Совета);


2. Учрежден новый контрольный орган – Комитет государственного контроля (вместо Контрольной палаты);

3. Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

4. Закреплен более широкий круг прав и свобод человека и гражданина;

5. Установлен более жесткий и справедливый принцип разделения властей;

6. Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного;

7. Изменились место и роль Президента Республики Беларусь в государственном механизме как Главы государства, расширена его компетенция.

Прежние советские конституции закрепляли достаточно простой порядок их изменения. На практике это приводило к тому, что голосом одного депутата без какой-либо предшествующей подготовительной процедуры запускался механизм голосования об изменении того или иного положения Конституции.

Теперь, в силу статьи 138 Конституции Республики Беларусь вопрос об ее изменении и дополнении рассматривается палатами Парламента – Национального собрания по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь может быть при-
нят – Национальным собранием, но только после двух обсуждений и одобрений с промежутком не менее 3 месяцев (за исключением разделов I, II, IV и VIII Конституции, которые могут быть изменены только путем референдума).

Законы о внесении в Конституцию изменений и дополнений считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента. Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены и через референдум, если за это проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

В заключение вопроса следует отметить, что Конституция Республики Беларусь (как, впрочем, и большинства стран мира) не случайно устанавливает усложненный порядок внесения в нее изменений и дополнений (является «жесткой»), поскольку это требует серьезного обоснования. Поэтому, прежде чем вторгаться в конституцию, следует все тщательно и многократно взвесить и обдумать.

1. Где и когда впервые в мире была принята конституция?

2. Какие причины вызвали необходимость принятия первых конституций?

3. Назовите существующие в науке концепции по вопросу сущности конституции?

4. Назовите отличительные черты конституции.

5. Какими основными юридическими свойствами обладает конституция?

6. Под функциями конституции понимаются…

7. Назовите виды функций, выполняемых конституцией.

8. В чем отличие «гибкой» Конституции от «жесткой»?

9. Октроированные конституции – это такие Конституции…

10. Юридическая конституция является реальной, если…

11. Под структурой конституции понимается…

12. Назовите структуру Конституции Республики Беларусь.

13. В какие годы принимались Конституции Республики Беларусь в период вхождения ее в состав СССР?

14. Назовите основные черты Конституции Республики Беларусь и ее особенности.

15. Какие основные изменения были внесены в Конституцию Республики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года?

16. Какие разделы Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем референдума?

Основная литература по теме № 2

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.
(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №1. 1/0.

2. Конституция (Основной Закон) БССР 1919г. // Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984.

3. Конституция (Основной Закон) БССР 1927г. // Там же.

4. Конституция (Основной Закон) БССР 1937г. // Там же.

5. Конституция (Основной Закон) БССР 1978г. // Там же.

6. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27 июля 1990г. «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (с изм. и допол. от 19 сентября 1991 года) // СЗ БССР. 1990. №22. Ст.432; Ведомости Верховн. Совета Республики Беларусь. 1991. №31. ст.536.

7. Закон БССР от 25 августа 1991 г. «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». Ведомости Верховн. Совета БССР. 1991. №28. ст.425.


8. Василевич Г.А. Конституционное развитие: прошлое и настоящее. // Советская Белоруссия. 1999. 16 марта.

9. Венгеров А.Б. Прямое действие конституции: правовые, социальные и психологические аспекты // Общественные науки и современность. 1995. № 5.

10. Гревцов Ю.И. Прямое действие конституции // Журнал российского права. 1998. №6.

11. Ковлер А.И. Конституция «формальна» и «реальная» // Полис. 1998. №6.

12. Кукушкин Ю.С. Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. М., 1987.

13. Малеин Н.С. О прямом действии Конституции // Конституция и закон: стабильность и динамизм. М., 1998.

14. Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2001. №5. С. 24-36.


Основные понятия:

конституционный строй; основы конституционного строя; суверенитет; признаки суверенного государства; унитарное государство; социальное государство; демократическое государство; правовое государство; форма правления; светское государство; теократическое государство; политическая система; экономическая система; социальная структура общества; духовно-культурные отношения; внешняя политика.

В мире насчитывается значительное количество государств (около 200), однако абсолютно одинаковых среди них мы не встретим. Каждое из них обладает определенными чертами, характеризующими сущность государства, его форму, организацию, строй. Государство может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией, унитарным или федеративным и тд. Совокупность этих отличительных черт, закрепленных в конституции и текущем законодательстве, и составляет конституционный строй того или иного государства.

В отечественной юридической литературе термин «конституционный строй» появился сравнительно недавно – практически после распада СССР, поскольку в советское время использовался (в том числе на конституционном уровне) иной термин – «общественный строй». На наш взгляд, следует согласиться с авторами, которые рассматривают конституционный и общественный строй как тождественные понятия. В то же время отдельные исследователи полагают, что конституционный строй имеет более узкое значение и является частью общественного строя.

Как нам представляется, в государствоведении более приемлемым является использование термина «конституционный строй», который уже своим названием подчеркивает его принадлежность к конституционному праву. Категория же «общественный строй» ближе к философии и вообще к общенаучным категориям. В то же время следует отметить, что в литературе нередко и сегодня продолжает применяться понятие «общественный строй»[2].

Понятие конституционного строя необходимо рассматривать в двух аспектах: формальном и содержательном. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как устройство государства и общества в соответствии с конституцией. Однако при этом необходимо учесть и содержательный аспект конституционного строя, выяснить, насколько демократично данное государство, поскольку современная концепция конституционного права исходит из того, что государство признается конституционным не только по факту наличия конституции, но и по степени ее демократичности, по тому, как она соблюдается.

Таким образом, исходя из формального и содержательного аспектов понимания сущности конституционного строя, можно дать ему следующее определение. Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством. В литературе приводятся и иные определения конституционного строя. К примеру, известный российсткий государствовед М.В.Баглай под конституционным строем понимает «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией»[3]. Однако, существующие дефиниции конституционного строя по своей сути не противоречат друг другу, в них идет речь об одном и том же, только с использованием различных словесных формулировок.

Делая обобщенный вывод, можно сказать, что конституционный строй представляет собой объемное, широкое понятие, поскольку он включает в себя все стороны жизни общества и государства. Его структура складывается из четырех основных элементов, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими системами являются:

1. политические отношения (в т.ч. в области внешней политики);

2. экономические отношения;

3. социальные отношения (в узком смысле слова);

4. духовно-культурные отношения.

Эта классификация в значительной мере условна. Далеко не всегда можно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический фактор присутствует практически в большинстве общественных отношений, отнесенных к другим группам. Иными словами, изучая понятие и содержание структурных элементов конституционного строя, следует иметь в виду, что некоторые общественные отношения могут одновременно относиться к двум (и более) его классификационным группам. К примеру, отношения в области образования относятся как к социальной, так и к духовно-культурной сферам, т.е. носят пограничный характер. Ведь от уровня образования, как правило, зависит социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Одновременно без должного образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни.

Каждый из элементов конституционного строя тесно взаимодействует с остальными элементами, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного вида отношений на другой вид отношений.

Поскольку конституционный строй включает все общественные отношения, складывающиеся в обществе, то в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отрасли права, а все законодательство. Ведущее же место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Вместе с тем, среди самих конституционных норм выделяются нормы, содержащиеся в первом разделе Конституции Республики Беларусь, который называется «Основы конституционного строя». Значение данного раздела Конституции исключительно велико, само его название говорит, что здесь сосредоточены базовые, основополагающие нормы, которые как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретнее – развиваются в последующих разделах и главах Конституции. Иными словами, в статьях первого раздела изложена квинтессенция (сущность) всей Конституции. Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные устои государства – его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Вместе с тем, отмечая основополагающий характер норм первого раздела Конституции Республики Беларусь, следует говорить об этом с определенной условностью, поскольку Основной Закон не закрепляет их особый статус и юридические свойства. Думается, в Конституции Республики Беларусь следовало бы указать (как это сделано в Основном Законе Российской Федерации – ч.2 ст.16), что ее другие положения не могут противоречить основам конституционного строя. Это означало бы, что нормы первого раздела Конституции реально, а не условно обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее нормам.

Термин «политическая система» стал использоваться в начале ХХ века. Причем первоначально он применялся лишь в научных трудах западных ученых, а в правовой сфере почти не встречался. В отечественной же (советской) литературе понятие политической системы появилось лишь в 60-е годы, в эпоху т.н. «оттепели», под влиянием западной теории. Как отмечается в литературе, рассматриваемый термин был введен в конституционное право Конституцией Болгарии 1971г[4]. Правовое закрепление понятия политической системы в СССР было связано с принятием Конституции 1977 г., первая глава которой называлась «Политическая система общества».

В конституционном законодательстве, как Республики Беларусь, так и других государств, не содержится определения политической системы. Очевидно, в силу данного обстоятельства это понятие неоднозначно трактуется в литературе, ему даются различные определения, содержащие более или менее широкий круг составных частей политической системы. Обобщая существующие точки зрения, их можно свести к двум подходам: широкому и узкому (или институциональному). Согласно широкой трактовке политическая система - это комплекс всех составляющих элементов, связанных с осуществлением политической власти. В качестве таковых выступают: политические учреждения или институты (государство, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы), образующие механизм осуществления политической власти; политический процесс, политический режим, политическая культура, политическое сознание, политические отношения. В большей или меньшей степени все они подвержены конституционно-правовому регулированию.

Узкое (институциональное) понимание политической системы предполагает включение в нее лишь субъектов (институтов), составляющих стержень этой политической системы. К ним следует отнести государство (основной элемент политической системы), органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы, церковь (в теократических и клерикальных государствах). Указанные субъекты выступают в качестве основных и, при понимании политической системы, в широком значении.

Принимая во внимание наличие различных подходов к содержанию политической системы, полагаем возможным дать ей такое определение, которое бы было приемлемым как в одном случае, так и в другом. Таким образом, политическую систему можно определить как организационно-правовой механизм, включающий государство, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, трудовые коллективы, посредством которых народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Как вытекает из данного определения, оно включает не только основные субъекты, участвующие в осуществлении политической власти, но и некоторые другие составляющие политической системы, наличие которых дает основание говорить о ней в широком смысле. Правда, эти элементы в указанной дефиниции прямо не оговариваются, однако они вытекают из ее содержания. Так, коль в ней говорится о реализации власти, то у нас есть основания утверждать, что эта реализация осуществляется в рамках соответствующего политического процесса, проявляющегося как в самостоятельной деятельности соответствующих субъектов, так и во взаимоотношениях их между собой.

Из содержащегося в определении политической системы положения, что власть реализуется народом, а не кем-либо иным, следует, что здесь имеется и наличие соответствующего (в данном случае демократического) политического режима. Анализируя рассматриваемую дефиницию политической системы, можно выявить присутствие в ней и иных элементов. Однако даже из указанных примеров видно, что приведенное определение политической системы обладает как бы универсальностью, т.е. оно приемлемо и при узком значении политической системы, и при широком.

Конституция Республики Беларусь (впрочем, как и конституции большинства стран мира) закрепление основ конституционного строя начинает с общей характеристики нашего государства. И это не случайно, поскольку именно государство является важнейшим политическим институтом и основным элементом политической системы. Статья 1 Основного Закона устанавливает, что Республика Беларусь - есть унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Данная статья определяет название государства, его сущность, содержание, форму правления, форму политико-территориального устройства и политический (государственный) режим. Иными словами, положения первой статьи Конституции являются исходными в утверждении основ конституционного строя и находят свое развитие в последующих статьях, главах и разделах Основного Закона.

По политическому (государственному) режиму, то сеть способу осуществления государственной власти, Республика Беларусь - государство демократическое. Демократия (от греческого demos - народ и kratos - власть) - народовластие, такой способ организации и осуществления государственной власти, когда обеспечивается верховенство народа и в устройстве, и в осуществлении государственной власти, когда народ является источником власти и реализует ее непосредственно, а также через формируемые им государственные органы.

Принцип народовластия нашел отражение в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так, согласно статьи 3, «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум - народное голосование в целях принятия решения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, либо жизни населения соответствующей административно-территориальной единицы. Референдумы могут быть республиканскими и местными. Однако наиболее распространенной формой непосредственной демократии являются выборы - процедура формирования (избрания путем голосования) различных органов государственной власти (Парламента, Президента), а также органов местного самоуправления (Советов депутатов, комитетов микрорайонов и др.). Институтами непосредственной демократии являются также собрания граждан (республиканские и местные), народные законодательные инициативы.

Под представительной демократией понимают право народа выдвигать (путем избрания) своих представителей (депутатов) для управления государством (соответствующей административно-территориальной единицей), выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории.

Согласно ст. 4 Конституции: Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологии и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан».

Демократия в Республике Беларусь строится на следующих основных принципах:

· Равноправия всех перед законом независимо от расовой, национальной принадлежности, вероисповедания, имущественного положения, пола, возраста;

· Реализации международно признанных прав человека;

· Единства прав и обязанностей;

· Выборности государственных органов и их подконтрольности народу;

· Политического плюрализма (многопартийности);

· Свободы мировоззрений в рамках закона;

· Веротерпимости, свободы вероисповеданий;

· Обязательности (принятых большинством) решений для всех;

· Самоуправления;

· Уважительности к мнению меньшинства, возможности отстаивания его позиций и взглядов;

· Предусмотренной законом свободы средств массовой информации;

· Активного участия народа в осуществлении государственной власти;

· Гласности в работе государственных органов и общественных объединений.

Вообще «власть» - это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами. Данное отношение наблюдается в самых различных общностях людей от всего общества в целом до семьи, дружеской компании и т.д. В семье, компании власть лидера никак не оформлена и опирается исключительно на его личный авторитет. На предприятии власть руководителя получает известное оформление (в функциональных обязанностях и т.д.).

Государственная власть представляет собой организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Ее суть выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства[5]. Государственная власть занимает главенствующее место среди других проявлений власти, имеющих место в обществе. Это объясняется спецификой государственной власти, механизма ее осуществления и возникающих на ее основе отношений.

Государственная власть осуществляется с помощью определенной системы приемов, методов, способов и форм. Их характер позволяет судить о характере государственного режима, который установлен в стране.

В конституционном праве, наряду с понятиями «государственная власть» и «государственный режим» используются и близкие им по значению понятия «политическая власть» и «политический режим». Эти понятия хоть и схожи и между ними есть определенная взаимосвязь, однако, они не тождественны, их следует различать. «Политическая власть» - понятие более широкое, чем «государственная власть», поскольку оно охватывает как государственные органы, так и негосударственные организации
(в первую очередь политические партии), которые оказывают определенное (а в странах с развитой партийной системой - существенное) влияние на управление делами государства и общества.
К примеру, в бывшем СССР негосударственные методы воздействия на общество и граждан в ряде случаев даже предопределяли действия государственных органов. Известно, в частности, какую важную роль играли здесь программы Коммунистической партии, решения и директивы съездов КПСС как основы политического и государственного руководства жизнью страны.

Что касается соотношения понятий «государственный режим» и «политический режим», то здесь, как и в первом случае, второе понятие будет включать в себя первое, т.е. оно является более широким, поскольку охватывает деятельность и государственных органов и негосударственных организаций - политических партий и др.

Государственные - политические режимы принято делить на демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные). Для развитого гражданского общества присущ демократический политический режим правления, который характеризуется активным участием граждан в политической жизни: наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована. Демократический режим способствует: разрешению конфликтных ситуаций правовыми способами, с помощью судебных органов либо специальных процедур. Он исключает возможность использования силовых методов управления.

Завершая рассмотрение сущности «режимов», важно отметить и то обстоятельство, что их характер, как правило, совпадает: если государственный режим является демократическим, то таковым будет и режим политический. И наоборот. Это подтверждает вывод о том, что между этими режимами существует тесная взаимосвязь.

Социальное государство. Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создать такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

На роль социального может претендовать государство, которое осуществляет управление в интересах всего общества, всех слоев населения, социальных групп, народностей. Политика такого государства имеет цель создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. При этом основное внимание обращается на защиту наиболее уязвимых слоев населения (молодежи, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

В Конституции Республики Беларусь социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих каждому достойный уровень жизни (ст.21). Более подробно о сущности социального государства и проводимой в Республике Беларусь социальной политике будет изложено ниже в отдельном вопросе.

Правовое государство. Если суммировать подходы к пониманию правового государства, то они сводятся к следующему:

· Верховенство закона, основанного на демократически выраженной воле народа;

· Незыблемость прав и свобод личности, ее чести и достоинства; их охрана и гарантированность;

· Взаимная ответственность государства и личности;

· Четкое разграничение компетенции властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона;

· Наличие эффективного механизма контроля за соблюдением прав и свобод, исполнением законов и других нормативных актов.

Важнейшими условиями формирования и функционирования правового государства являются: существование в стране гражданского общества, достижение высокого уровня политического и правового сознания членов общества, наличие в стране системы непротиворечивого, демократического по своей сущности законодательства.

Следует различать теорию правового государства и практику ее осуществления. Теория признается практически всеми современными государствами в мире (в том числе и на конституционном уровне), однако на практике она реализуется не во всех из них. Более того, фактическое положение вещей дает основание сделать вполне обоснованный вывод, что в мире вряд ли есть государство (в т.ч. и среди так называемых демократических, цивилизованных), в котором бы идеи правового государства реализовывались в полной мере. Иными словами, теория правового государства сегодня выступает в виде некоего эталона (ориентира), к которому должно стремиться любое государство. Сущность правового государства не в законах, которые есть и при тоталитарных (недемократических) режимах, а в правах граждан, в их уважении и соблюдении со стороны государства. Отдать гражданам все, что им принадлежит по праву, предоставить им все необходимые права и создать все условия для их реализации - в этом предназначение правового государства.

По форме правления, то есть по организации верховной государственной власти и ее взаимоотношению с населением, белорусское государство является республикой, в которой верховная власть избирается на определенный срок и ответственна перед народом, ее избравшим. В зависимости от того, кем избирается глава государства (парламентом или населением), республика может быть парламентской или президентской. Республика Беларусь - полупрезидентская республика, где сочетаются признаки и президентской (выборность главы государства народом) и парламентская республики (наряду с подотчетностью Правительства Президенту оно одновременно ответственно и перед Парламентом). Однако сочетание этих признаков в той или иной стране бывает разным. Применительно к Республике Беларусь в качестве преобладающих выступают признаки президентской республики. Применительно же, например, к Литве (также полупрезидентской) - признаки парламентаризма.

По форме политико-территориального устройства Республика Беларусь является унитарным государством (от лат.
Unitas - единство). Унитарное государство - это единое, неделимое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство, один Президент и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на территории всей страны.

На наш взгляд, в статье 1 Конституции было бы желательным обозначить еще один (может быть, даже самый главный) признак нашего государства – его суверенность. Суверенитет является важнейшим признаком любого государства, оказывающим существенное влияние на содержание государственной власти, ее устройство и устройство территории является суверенитет. Государство в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным, то есть способно самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции как внутри страны, так и за ее пределами, в международном общении. Республика Беларусь является суверенным государством. Впервые ее суверенитет, как самостоятельного государства был провозглашен «Декларацией о государственном суверенитете Республики Беларусь», принятой Верховным Советом Республики Беларусь (тогда БССР) 27 июля 1990 г.

Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

1. Верховенство, единство и независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти в Республике Беларусь закреплено статьей 1 Конституции, где говорится, что Республика Беларусь обладает верховенством и полной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Верховенство государственной власти проявляется в ее всеохватывающем характере, т.е. в том, что она распространяется на всех членов общества.

Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве суверенная власть должна основываться на праве и ограничиваться им.

Республика Беларусь, как суверенное государство имеет свои высшие органы государственной власти. В соответствии со ст.6 Конституции - «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

Единство государственной власти выражается в ее концентрации в одном субъекте – народе. Статья 3 Конституции Республика Беларусь гласит «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». Таким образом, поскольку государственная власть принадлежит народу, то на территории страны нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, то есть исключается двоевластие.

Независимость государственной власти проявляется в следующем. Во-первых, только государственная власть вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Во-вторых, способность государства быть самостоятельным в отношениях с другими странами. В соответствии со ст.18 Конституции Республики Беларусь, наше государство в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, не применяя силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство - нейтральным.

2. Наличие своей территории. Статья 9 Конституции гласит: «Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема...».

3. Республика Беларусь, как суверенное государство, имеет свое гражданство. В соответствии со ст.10 Конституции Республики Беларусь: - «...Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь...».

4. Наличие собственных Вооруженных Сил. В соответствии со ст.57 Конституции Республики Беларусь, наше государство имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, а также основания их освобождения от этой службы либо замены ее альтернативной.

5. Наличие финансово-кредитной системы, включающей бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан (ст.132 Конституции Республики Беларусь).

6. Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества. Согласно ст.15 Конституции Республики Беларусь, «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь».

7. Важнейшим признаком суверенитета Республики Беларусь является учреждение государственных эмблем или символов. В Конституции Республики Беларусь этим вопросам посвящена статья 19 - «Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн».

Государственные флаги вывешиваются в порядке и в случаях, предусмотренных Положением о Государственном флаге Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь №214 от 07.06.1995 г.).

Порядок размещения Государственного герба определяется Положением о Государственном гербе Республики Беларусь (утв. Указом Президента Республики Беларусь №213 от 07.06.1995 г.).

Самым «молодым» государственным символом Республики Беларусь является Государственный гимн. Текст и музыкальная редакция (ноты) Государственного гимна, а также Положение о нем утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.2002 г. №350. Положение определяет случаи, когда исполняется гимн Республики Беларусь.

Важной составной частью политической системы общества являются политические партии. Без них невозможна политическая система, поскольку в этом случае не будет важнейшего после государства элемента. Политические партии сложились в ходе становления буржуазного общества, пришедшего на смену феодальному строю. Существует два концептуально-идеологических подхода в вопросе предназначения партий, их целей и задач. Первый был присущ т.н. буржуазным ученым и сводился к тому, что главное предназначение партий - это участие в избирательной «борьбе» и приход к власти. Второй подход являлся советским (или социалистическим), где сущность партий рассматривалась (а в странах т.н. тоталитарного социализма рассматривается и сейчас) с классовых позиций, как наиболее активная, сознательная и организованная часть общества, выражающая и защищающая интересы данного общества.

В зависимости от количества существующих в стране партий выделяют многопартийную, двухпартийную и однопартийную системы. Многопартийная система сложилась в большинстве высокоразвитых стран. Двухпартийная система - несколько условный термин. Эта система первоначально сложилась в Великобритании, где еще в XVIII веке были две партии - виги и тори. Первые представляли интересы среднего класса, а вторые - аристократии. Сейчас классическая двухпартийная система существует в США, где республиканцы и демократы сменяют (в зависимости от результатов выборов) друг друга у власти. Но это не значит, что в США (и других государствах с двухпартийной системой) нет иных партий. Они имеются, но в силу своей малочисленности не в состоянии конкурировать с ведущими партиями. Однопартийная система - состояние ненормальное. Она существует, как правило, в недемократических государствах с тоталитарными режимами, либо в странах без развитых политических традиций со своеобразным составом населения, которое еще не нуждается и не осознало предназначения подобных организаций, выражающих политические стремления граждан.

Что касается Республики Беларусь, то здесь по состоянию на 1 марта 2004 г. функционировало 18 политических партий. Их правовой статус регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь «О политических партиях». В Конституции, прежде всего, следует выделить ее статью 4, в которой закрепляются как возможность многообразия политических институтов, так и запрет на установление обязательной идеологии политических партий и иных общественных объединений и социальных групп. Важное положение содержится в статье 3 Конституции, которая устанавливает запрещение деятельности политических партий и иных общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Согласно статье 1 указанного Закона, политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей.

Политические партии действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Они основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач, в том числе путем пользования государственными средствами массовой информации.

Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.

В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.

Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

Политические партии учреждаются на их учредительных съездах, конференциях (других учредительных организационных мероприятиях). Учредительный съезд, конференция (другое учредительное организационное мероприятие) принимают решение о создании политической партии, ее названии, устав, программу и образуют выборные органы.

Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу. Они имеют фиксированное членство, их членами могут быть только граждане Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий.

Не могут быть членами партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих.

Надзор за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Контроль за соответствием деятельности политических партий Конституции Республики Беларусь, действующему законодательству и их уставам осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, которое ведет их государственный реестр (учет и регистрацию).

За нарушения Конституции Республики Беларусь, а также других актов законодательства Республики Беларусь в отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий: письменное предупреждение, ликвидация политической партии.

В случае совершения политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь и (или) устав, Министерством юстиции Республики Беларусь выносится предупреждение руководящему органу этой политической партии. Письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:

1) совершения партией действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды;

2) повторного в течение года совершения действий, за которые было вынесено письменное предупреждение;

3) если при регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены такие нарушения актов законодательства, которые носят непоправимый характер.

Политические партии, профессиональные союзы и иные организации, ответственные лица которых не обеспечили надлежащего порядка организации и (или) проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации и пикетирования, что повлекло причинение ущерба в крупном размере (ущерб на сумму, превышающую в 10000 и более раз размер базовой величины, установленный на день совершения правонарушения) или существенного вреда правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам (срыв массового мероприятия, временное прекращение деятельности организаций либо нарушение движения транспорта, гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким потерпевшим), могут быть ликвидированы в установленном порядке за однократное нарушение законодательства Республики Беларусь о массовых мероприятиях.

В современных условиях различные запросы и интересы граждан не ограничиваются только политической сферой. Некоторые из них реализуются в социально-экономической, культурной и иных сферах. В этих целях образуются различные общественные объединения, профсоюзы, общества, фонды, союзы и т.д.

В основе правового статуса подобных общественных объединений лежит конституционное право на свободу объединений (ст.36 Конституции Республики Беларусь). Данное конституционное положение развивается и детализируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях». В соответствии с его статьей 1, общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Следует заметить, что действие указанного Закона не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, а также организации, создаваемые органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами.

Государство обеспечивает охрану прав и законных интересов общественных организаций. Оно может оказывать (в установленном законодательством порядке) им помощь. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Важнейшим и наиболее массовым общественным объединением являются профессиональные союзы. Их деятельность регламентируется Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах». Главной задачей, которую призваны осуществлять профсоюзы, является защита интересов работников наемного труда. В соответствии со статьей 1 Закона, профессиональный союз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами Республики Беларусь.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (положения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.

Прекращение деятельности профсоюза осуществляется по решению его членов в порядке, определяемом уставом (положением) данного профсоюза.

В случае, когда деятельность профсоюзов противоречит Конституции, иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов решением Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов - решением суда по представлению прокурора данной административно-территориальной единицы.

Характер конституционного регулирования экономики того или иного государства в значительной степени определяется тем, какая ее модель является здесь господствующей. Если речь идет о рыночной (либеральной) экономике (присущей демократическим странам), то такое регулирование ограничивается установлением сравнительно небольшого числа общих принципов и положений, относящихся к характеристике экономической политики государства, реализации экономических прав и свобод человека и фундаментальных основ экономической жизни. Если же речь идет об огосударствленной экономике, свойственной тоталитарным странам (что особенно видно на примере конституций бывших и нынешних стран социализма), то здесь достаточно жестко закрепляется безраздельное господство государственной собственности, командно-административные средства и методы хозяйствования, безоговорочное подчинение экономики политике государства и т.д.

В последние десятилетия во многих т.н. капиталистических странах, особенно в тех, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально-ориентированной рыночной экономики, а в 80 - 90 гг. ХХ века в странах тоталитарного социализма (кроме, пожалуй, КНДР) сделан ряд существенных отступлений от огосударствленной экономики. Социально-ориентированная рыночная экономика утверждается сегодня и в постсоциалистических странах (в большей или меньшей степени).

Основу экономической системы Республики Беларусь составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, основанное на разнообразных формах собственности, экономических общественных отношениях, связанных с владением, пользованием, и распоряжением данной собственностью, производством, обменом, распределением и потреблением материальных и духовных благ. Правда, следует отметить, что общественные отношения, связанные с распределением и потреблением благ, преимущественно принадлежат другой подсистеме конституционного (общественного) строя - социальной, однако определенная часть их входит и в экономическую.

Наиболее важным здесь является институт собственности. Конституция Республики Беларусь (ст.13, 44) определяет формы собственности и политику государства в области отношений по поводу собственности. Собственность может быть государственной и частной. Первая из них делится на республиканскую и коммунальную. К коммунальной собственности относится имущество, принадлежащее административно-территориальному образованию Республики Беларусь: имущество органов власти, средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории. Владельцами частной собственности могут быть физические и юридические лица, арендные предприятия, кооперативы, акционерные общества, общественные объединения, религиозные организации и др.

В Республике Беларусь может существовать собственность других государств, их физических и юридических лиц, а также собственность международных организаций.

Конституция Республики Беларусь (ст.13) содержит положения, определяющие право собственности на природные ресурсы. Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения, находятся в собственности государства. Как видно, в Конституции не подчеркивается, что эти земли составляют исключительную собственност


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow