Личные (гражданские) права и свободы

Положение личности в обществе определятся не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса. В самом общем виде правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект правоотношений.

Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь. Понятие и принципы (конституционные основы) правового статуса личности

Классификация прав и свобод

Лекция 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Контрольные вопросы к теме №3

Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь

Как отмечалось, конституционный строй включает всю совокупность общественных отношений, функционирующих в обществе и государстве. Следовательно, он охватывает и отношения, возникающие в связи с осуществлением Республикой Беларусь внешнеполитической деятельности. Поэтому неслучайно, что основы внешней политики нашего государства получили конституционное закрепление, причем в ряде статей Конституции.

Важные положения закреплены в статье 8, в соответствии с которой Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Она, в соответствии с нормами международного права, может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить их них. Указанная статья Конституции запрещает заключение международных договоров, противоречащих Основному Закону.

Вступая в общеевропейский дом, современные государства обязуются жить по принятым в нем правилам и приводить свое законодательство в соответствие с принципами и нормами международного права.

В признании норм международного права и ориентации внутреннего законодательства на международные принципы и нормы можно не без оснований усматривать тенденцию на гуманизацию и демократизацию общественной и государственной жизни страны. Мир становится единым организмом, и права человека, закрепленные в международных актах, играют роль стандарта, обязательного для современных государств.

Основные общепризнанные принципы межгосударственных взаимоотношений, нашедшие свое отражение в Уставе Организации Объединенных наций, других международных актах, ратифицированных Республикой Беларусь нашли отражение в статье 18 Конституции, в которой закреплено, что Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.

Республика Беларусь предпринимает активные усилия и всевозможные меры по реализации этих основополагающих принципов своей внешнеполитической деятельности. Подтверждением тому служит ряд осуществленных ею мероприятий. Наше государство добровольно отказалось от ядерного оружия и выполнила это обязательство. На его территории демонтированы все ракеты малой и средней дальности. Значительно сокращены обычные вооружения.

Республика Беларусь присоединилась к «Договору о нераспространении оружия», от 1 июля 1968 г., ратифицировала
«Договор об обычных вооруженных силах в Европе» от 19 ноября 1990 г. и «Соглашение о принципах и порядке выполнения этого Договора» от 15 мая 1992 г.

Наша Республика является участницей программы «Партнерство во имя мира», она принимает регулярное участие в международных форумах, на которых обсуждаются вопросы и принимаются решения по улучшению мира и безопасности на Земле.

К основам внешней политики самым непосредственным образом примыкает принцип единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь, закрепленный в статье 9 Конституции. Территория Республики Беларусь - пространство (суша, воды, недра, воздушная сфера), определяемое государственной границей. Она является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета. Вне территории нет государства. Территория - неотъемлемый компонент государственности, наряду с населением и государственной властью. Неотчуждаемость территории означает, что никто и ни на каких условиях не вправе отдавать кому бы то ни было в бессрочное пользование хотя бы малейшую часть территории государства, не допускается также отторжение территории республики насильственным путем. Защита Республики Беларусь, как устанавливает статья 57 Конституции, является обязанностью и священным долгом каждого гражданина.

Уяснив основные характеристики современного белорусского государства, можно сделать вывод, что основы конституционного строя Республики Беларусь образуют следующие правовые положения (принципы):

· полнота власти на своей территории;

· человек – высшая ценность государства и общества;

· народовластие как основа государства;

· многообразие политических институтов, идеологий и мнений;

· разделение властей;

· верховенство закона;

· приоритет общепризнанных принципов международного права;

· единство и неотчуждаемость территории Беларуси;

· защита государством прав и законных интересов граждан;

· многообразие форм осуществления хозяйственной деятельности;

· обеспечение гражданского мира и согласия;

· сохранение историко-культурного наследия и свободное развитие культуры;

· равенство перед законом всех религий и вероисповеданий;

· полноправное участие Республики Беларусь в мировом сообществе, невмешательство во внутренние дела других государств, неприменение силы или угрозы силы.

1. Конституционный строй – это…

2. В чем отличие конституционного строя от основ Конституционного строя?

3. Суверенитет государства – это…

4. Назовите признаки суверенного государства.

5. Назовите признаки демократического государства.

6. В чем состоит сущность социального государства?

7. Политическая система общества – это…

8. Экономический строй – это…

9. Назовите основные принципы, характеризующие экономический строй Республики Беларусь.

10. Социальные отношения – это…

11. Назовите основные направления социальной политики белорусского государства.

12. Какие элементы составляют предмет духовно-культурных отношений?

13. Назовите основные принципы внешней политики Республики Беларусь.

Основная литература по теме №3

(нормативная)

1. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с измен. и дополн. от 13 декабря 1999 г. и 22 июня 2001 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1994. №30. ст.509; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №63. 2/779.

2. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (с измен. и дополн. от 31 января 1995 г. и 22 июня 2001 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1994. №29. Ст.503; 1995. №14 Ст.135; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №3. 2/779.

3. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в ред. Закона от 14 января 2000 г.)// НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №23. 2/146.

4. Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» // НР ПА Респ. Беларусь. 1999. №89. 2/80.

5. Закон Республики Беларусь от 23 октября 1991 г.
«О международных договорах Республики Беларусь»
(в ред.Закона от 8 июля 1998 г. с измен. и дополн. от 16 июня 2000 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1991. №32. Ст.584; Ведомости Национ. собр. Респ. Беларусь. 1998. №29-30. ст.469; НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №59. 2/176.

6. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. Закона от 22 июля 2003 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1992. №29. ст.501; НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №85. 2/976.

7. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г.
«О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. Закона от 31 октября 2002 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1993. №2. ст.18; НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №123. 2/886.

8. Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1992 г. «О государственной границе Республики Беларусь (в ред. Закона от 6 января 1999 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1992. №31. ст.509; Ведомости Национ. собр. Республики Беларусь 1999. №4. ст.89; 2000.№16.ст.204.

9. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (с измен. и дополн. от 14 мая 2001 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1991. №20. ст.291; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №48. 2/759.

10. Закон Республики Беларусь от 19 сентября 1991 г.
«О названии Белорусской Советской Социалистической Республики и внесении изменений в Декларацию о государственном суверенитете//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1991. №30. ст.490.

11. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 5 января 2004 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1992. №35. ст.500; НР ПА Респ. Беларусь. 2004. №4. 2/1010.

12. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации»//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1995. №12. ст.121; 1996. №21. ст.378; Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1998. №5. ст.27; НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №2. 2/112.

13. Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» (в ред. Закона от 25 октября 2000 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1993. №33. ст.430; НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №103. 2/215.

14. Закон Республики Беларусь от 7 августа 2003 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» //НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №93. 2/982.

15. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О физической культуре и спорте» (в ред. Закона от 29 ноября 2003 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1993. №25. ст.299; НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №135. 2/1010.

16. Закон Республики Беларусь от 3 ноября 1992 г. «Об обороне» (в ред. Закона от 17 июля 2002 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1992. №21. ст.493; НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №84. 2/878.

17. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 19 марта 2002 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1991. №33. ст.598; НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №37. 2/844.

18. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» //Ведомости Национ. собр. Респ. Беларусь. 1999. №45, 2/39; 2002 №141. 2/904.

19. Закон Республики Беларусь от 26 января 1990 г. «О языках в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 13 июля 1998 г.)//Ведомости Верховн. Совета Респ. Беларусь. 1990. №4. ст.46; Ведомости Национ. собр. Респ. Беларусь. 1998. №28. ст.461.

20. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. №2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» // НР ПА Респ. Беларусь. 1999.№9. 1/65.

21. Указ Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. №335 «О республиканских государственно-общественных объединениях»//

22. Постановление Министерства юстиции Республики Баларусь от 1 декабря 2000 г. №22 «Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур»//НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №14. 8/4711.


Основные понятия:

правовой статус личности; принципы правового статуса личности; личные, политические, экономические, социальные и культурные права; основные обязанности; гарантии прав и свобод.

Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод

Рассматривая обозначенную тему, видится необходимым в начале уяснить содержание некоторых ключевых категорий, в отношении которых будет вестись речь, а именно: право, свобода, обязанность, человек, гражданин, личность.

Термин «право» имеет два значения. В объективном смыс-
ле – это совокупность (система) установленных и гарантированных государством общеобязательных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, возникающие и функционирующие в данном государстве. Применительно же к рассматриваемой теме, право будет выступать в субъективном значении – как закрепленная в Конституции или ином законодательном акте возможность (мера) определенного поведения человека (право на забастовку, право на участие в культурной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь и др.). Однако большая часть прав предполагает возможность получения лицом определенных и гарантированных государством материальных либо духовных благ (право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение и др.).


Понятие «свобода» по своему содержанию во многом схоже с субъективным правом. Юридическое различие между ними провести зачастую довольно сложно. Не случайно, законодатели как зарубежных стран, так и нашего государства в ряде случаев свободу воспринимают как право. Например, в соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь, право каждого пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения. В данной норме термины «право» и «свобода» используются совместно, их значения здесь как бы переплетаются и взаимно обуславливают друг друга, границы между ними в определенной мере подвижны, а в некоторой степени – даже и условны.

Вместе с тем, рассматриваемые понятия не во всех случаях являются идентичными. «Право» - выступает как более четкая и конкретная юридическая категория, т.е. варианты его использования обозначаются в нормативных актах, как правило, исчерпывающим образом. «Свобода» же чаще всего воспринимается как более широкое понятие - как великое достояние человека, как некая совокупность всех его прав и свобод. В этом значении «свобода» отличается от конкретных индивидуальных прав, она может иметь много вариантов осуществления, причем некоторые из них невозможно отразить в юридических нормах (к примеру, как гарантировать свободу слова на дружеских встречах, в семейных делах и т.д.).

В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданского общества), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты населения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному результату - застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии, инициативы человека, остановке социального прогресса.

Вместе с тем современное конституционно-правовое учение о свободе исходит из того, что она не может быть абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом. Иными словами, Конституция связывает права и свободы с обязанностями личности.

«Обязанность» - это категория противоположная по своему значению «праву». Ее можно определить, как установленную законом необходимость совершать какие-то действия, либо воздерживаться от их совершения.

Конституционные права, свободы и обязанности являются основными, потому что они определяют наиболее важные, существенные отношения и связи между государством и гражданином. Они находят свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства – административного, трудового, гражданского и др.

«Человек» – это физическое лицо, живущее в обществе, государстве – гражданин, иностранец, лицо без гражданства.

«Гражданин» – это физическое лицо, имеющее документальное подтверждение своей правовой принадлежности к данному государству и обладающее его гражданством.

«Личность» – это субъект (человек) с присущими ему индивидуальными чертами и качествами – интелектуальными, эмоциональными, волевыми. То есть, не о каждом человеке можно говорить как о личности (малолетние, признанные судом недееспособными).

Права человека следует рассматривать как основу конституционализма, паскольку главный смысл создания конституции как раз заключается в обеспечении свободы и безопасности человека и, прежде всего, от произволства государственной власти.

Идея о том, что люди от рождения cвободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естесвенных) прав легла в основу первых конституционных актов, принимавших в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII-XVIII веков. Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк, французский философ Жан Жак Руссо и другие.

Первым правовым актом в области прав человека был Билль о правах (Хабеас корпус акт), принятый в Англии в 1689 году. Главным его содержанием является защита человека от незаконного ареста. Согласно этому закону, человек, которого арестовали, имел право обратиться в суд и судья должен был объяснить причину его ареста. Этот закон ограничивал произвол абсолютизма феодального государства.

Несколько позже акты в области прав человека были приняты в других странах. В частности, в США – «Декларация независимости» (1776г.), послужившая основой для разработки и принятия Конституции США (1789г.); во Франции – знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.). Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например, французская «Декларация прав человека и гражданина» служит преамбулой ныне действующей Конституции Франции 1958 года.

В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократичным, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. В последствии они стали и институтом международного права. Первым международно-правовым актом системного изложения прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В этом историческом документе (ст.1) провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия. Всеобщая декларация прав человека содержит в себе основополагающие принципы прав человека. Государства (в том числе и Республика Беларусь), подписавшие ее, ставят перед собой задачу уважать эти права и свободы, принципы, на которых строится вся система основных прав и свобод человека, строить свое законодательство на основе провозглашенных международных норм – принципов: свободы, гуманизма, равноправия.

В литературе права и свободы классифицируются по разным основаниям. К примеру, по времени появления выделяют три периода прав и свобод.

Первый период длился с конца XVIII века до начала XX века. Причем в нем выделяется три этапа появления прав и свобод. Первоначально правовое закрепление получают т.н. естественные права человека, которые он приобретает не от государства, а в силу своего рождения. Это право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, право человека на гражданство, свободу совести и др.

Далее получают свое развитие либеральные права: неприкосновенность жилища, личной корреспонденции, свобода передвижения и др.

Завершается первый период появлением прав на демократическое участие в жизни государства. Среди этих прав – право участвовать в выборах и быть избранным, право на свободу союзов и ассоциаций, право на государственную службу и т.д.

Таким образом, для первого периода характерны личные и политические права и свободы.

Второй период прав и свобод берет начало после первой мировой войны и заканчивается в 80-ых годах XX века. Второе поколение прав и свобод связано с влиянием социалистических идей. Это так называемые социально-экономические и культурные права и свободы, которые в основном первоначально были закреплены в советских конституциях 1918 и 1936 годов – право на труд, право на отдых, право на пользование достижениями культуры, науки, искусства и т.д. Позже такие права появились и в других социалистических государствах, а затем многие из них стали общепризнанными и нашли закрепление в международных актах, в т.ч. во Всеобщей Декларации прав человека.

Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться с 80-х годов XX века. Их необходимость была обусловлена появлением многих серьезных проблем, и в первую очередь проблема сохранения здоровой и чистой окружающей среды, т.е. проблема экологии. Появились проблемы связанные со свободой информации, с распространением вычислительных машин; проблемы связанные со значительной разницей в развитии государств. Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться в документах ООН. Это право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на свою территорию, право на самобытность, право на пользование природными ресурсами и т.д.

В этот период появляется ряд международных актов в области прав и свобод отдельных групп людей. К примеру, была принята Конвенция о правах ребенка(1989г.), в которой закреплен особый порядок защиты прав и свобод несовершеннолетних. Сегодня общепризнанно, что права и свободы должны быть универсальными, то есть ими должны пользоваться все люди Земли, а не только граждане государств, которых принято называть развитыми.

В зависимости от субъектов права и свободы подразделяются на:

· права и свободы человека;

· права и свободы гражданина;

Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.

В некоторой мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.

Вместе с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права, которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.


В тоже время нельзя не согласиться с тем, что есть права, которые могут быть реализованы лишь в результате правотворческой деятельности государства. При этом важно, чтобы данная деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др. Только при таком подходе позитивизм может получить свое достойное развитие.

v По способу реализации:

· индивидуальные права и свободы;

· коллективные (групповые) права и свободы.

Первые могут касаться каждого отдельного гражданина, а коллективные – групп граждан. Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная связь, поскольку последние представляют собой определенную совокупность первых. Иными словами, соответствующие индивидуальные права могут реализовываться только коллективно – например, право гражданина на забастовку, на участие в демонстрации и др.

v По характеру образования:

· основные права и свободы;

· дополнительные (вспомогательные, конкретизирующие) права и свободы.

Например, право участвовать в управлении государством – выступает в качестве основного политического права, а право избираться (быть избранным) – производное от него, дополнительное.

В юридической литературе даются и иные классификации прав и свобод: к примеру, материальные и процессуальные. Однако, наиболее традиционной и общепризнанной является классификация прав и свобод по сферам проявления человеческой деятельности: личные (гражданские), политические, социальные, экономически и культурные.

Основные права, свободы и обязанности обладают рядом юридических свойств. Они:

1. Возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона государства;

2. Выражают, прежде всего, отношения и связи гражданина и государства;

3. Существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является гражданином;

4. Не отчуждаемы и абсолютны и принадлежат каждому от рождения;

5. Осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;

6. Реализуются через правоотношения, регулируемые нормами, как правило, других отраслей права;

7. Одинаковы по содержанию и объему для всех граждан;

8. Должны реально гарантироваться государством.

С провозглашением Республики Беларусь суверенным государством в ней активно начался процесс формирования новой национальной правовой системы, основанной на принципах демократизма, приоритета общепризнанных положений международного права. Это свидетельствует о том, что в характере правовой системы нашей страны произошел коренной поворот в сторону признания и гарантирования прав и свобод личности, как высшей ценности государства. Данное новое положение об отношениях государства к человеку и гражданину нашло свое закрепление на конституционном уровне. Согласно статье 2 Конституции Республики Беларусь: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией». Как вытекает из указанного конституционного положения, гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, он признается самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

Конституционные права, свободы и обязанности представляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции Республики Беларусь в количестве 91 нормы, выступают как единое целое. Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации правового статуса, о которых будет сказано ниже.

Каждая из отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т.д. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.

В литературе приводится различная классификация видов правового статуса личности. Заслуживает внимания позиция по этому вопросу доктора юридических наук, профессора Д.М.Демичева, который выделяет:

1) общий или конституционный статус человека и гражданина;

2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;

3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.;

4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;

5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.);

6) статус физического лица[6].

Общий конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан государства, независящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его.

Основой для обладания в полном объеме правами и обязанностями является гражданство, т.е. правовая связь лица с государством. В свою очередь отсутствие такой связи или ее потеря влечет изменение комплекса прав, свобод и обязанностей.

Институт, устанавливающий основы правового статус личности, следует за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Беларуси. Такая последовательность закономерна, поскольку именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина. Основы правового положения личности в Республике Беларусь определяют три статьи Конституции, содержащиеся во втором ее разделе.
Это – статьи 21, 22, 23.


В соответствии со статьей 21, «обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренных международными обязательствами государства». Эти конституционные положения подчеркивают гуманистическую сущность государственной политики.

Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признает равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан означает, что все граждане, независимо от пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые возможности для осуществления конституционных прав. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону. Вместе с тем, равенство перед законом не означает равенства всех в буквальном смысле. Так, имеются различия в правовом положении граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Существуют определенные различия и в правовом положении граждан: в зависимости от пола (время выхода на пенсию), возраста (избирательное право, гражданская дееспособность) и других обстоятельств, предусмотренных в законе.

Равноправие граждан обеспечивается во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Основной Закон не только провозглашает принцип равноправия, но и содержит специальные гарантии его выполнения. Принцип равенства граждан перед законом углубляется во многих отраслевых законодательных актах (например, только в Особенной части Уголовного Кодекса Республики Беларусь имеется 8 глав, содержащих составы преступлений, предусматривающих ответственность за нарушение прав граждан). Защита прав и свобод граждан предусматривается рядом других законодательных актов (в области образования, здравоохранения и т.д.). В случае нарушения интересов граждан они вправе обращаться в компетентные органы с жалобой.

Равенство перед законом означает наличие как равных прав, так и равных обязанностей. Неисполнение обязанностей влечет юридическую ответственность (уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную). При реализации конституционных прав и обязанностей возникает взаимная ответственность государства и граждан.

Еще одно положение в области прав человека – запрет на ограничение конституционных прав и свобод – содержится в статье 23 Конституции. В соответствии с ней, «ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону».

Это вполне соответствует Международным пактам о правах человека 1966 г., которые предусматривают, что в целях всеобщего благосостояния государство может устанавливать ограничение прав, определенных законом и необходимых в демократическом обществе, в интересах государственной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц.

Вместе с тем, статьей 63 Конституции Республики Беларусь устанавливается, что отдельные права не могут ограничиваться даже при осуществлении особых мер в период

чрезвычайного положения. В частности, к таковым относятся:

· право на жизнь (ст.24 Конституции);

· никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам (ч.3.ст.25 Конституции);

· никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст.26 Конституции);

· каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом (ст.31 Конституции).

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1. Равенство всех перед законом;

2. Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3. Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4. Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.


Личными, или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и человек с момента рождения. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид. Государство по общему правилу должно воздерживаться от вторжения в личную жизнь граждан. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются, в следующем:

· Они являются по своей сущности правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

· Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow