Лекция 2 - Налоговая политика России. Становление и развитие современной российской налоговой системы

План (вопросы)

1. Теории налогов

2. Налоговая политика России

3. Формирование налогового права

4. Понятие налоговой системы. Налоговое бремя

5. Принципы налоговой системы

6. Особенности формирования современной налоговой системы России

7. Классификация налогов и сборов

1. Налоговая теория – это система научных знаний о значении налогов в жизни общества, а также их природе. Различают 2 группы налоговых теорий: общие и частные.

Общие теории отражают назначение налогообложения в целом. Существуют следующие их типы (виды):

· Теория обмена.

· Атомистическая теория..

· Теория налога, как страховой премии.

· Классическая теория.

· Кейнсианская теория.

· Теория монетаризма.

· Теория экономики предложении.

Частные теории - это исследования по отдельным налоговым выплатам:

· Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.

· Теория единого налога.

· Теория пропорционального налогообложения.

· Теория прогрессивного налогообложения.

· Теория переложения налогов.

2. Налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство во всем мире признаны основным инструментом государственного регулирования всех сфер экономической жизни. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности, проводить протекционистскую политику, обеспечивать доходы бюджета и их распределение, поддерживать интересы общества.

Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов, которая отражает степень и цель государственного вмешательства в экономику.

Задачи современной налоговой политики:

1). Фискальная, то есть мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней.

2). Регулирующая, которая направлена на повышение уровня экономического и социального развития.

3). Контролирующая, то есть контроль за деятельностью субъектов в налоговой сфере.

Выделяют 3 типа налоговой политики.

1). Высокий уровень налогообложения, то есть увеличение налогового бремени. При этом возникает ситуация, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджет.

2). Низкое налоговое бремя. При этом государство учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы плательщика. Социальные программы сокращаются, так как происходит уменьшение бюджетных доходов.

3). Политика с достаточно существенным уровнем налогообложения для всех плательщиков, которые компенсируются высоким уровнем социальной защиты. Налоговая политика реализуется с помощью налогового механизма.

Налоговый механизм – это совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением с помощью налогового законодательства. Он включает в себя установление налога, введение налога, взимание налога, во-первых, посредством налогового производства через исчисление налога и его уплату, а во-вторых – посредством контроля.

Для достижения целей, поставленных перед налоговой политикой используется 2 инструмента: налоговые льготы и налоговые санкции.

3. Налоговое право — комплекс налоговых законов, которые рег­ламентируют сферу перераспределительных отношений, деятельность финансовых и налоговых органов, права и обязанности субъектов налоговых отношений, т.е. в конечном счете, управление всей системой налогообложения. Оно строится в соответствии с высшим законом страны — Конституцией РФ.

В процессе взимания налогов и сборов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования налоговых отношений - это совокупность законодательных и нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы. В России - это: федеральные законы, законы и акты субъектов РФ, ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.

Помимо законодательных актов налоговые отношения регулируются:

· указами Президента РФ;

· постановлениями Правительства РФ;

· актами МНС РФ и Минфина РФ;

· постановлениями Конституционного суда РФ;

· решения и определениями Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международными договорами (например, об устранении двойного налогообложения).

4. В основе налоговой политики лежит налоговая система государства. Налоговые системы – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Ее можно представить совокупностью налогового законодательства, совокупностью взимаемых налогов и сборов, а так же - налоговыми органами.

Построение налоговой системы определяется уровнем экономического развития страны, государственной политикой, проводимой на различных этапах. Налоговая система включает в себя большое количество налогов.

Налоговые системы в разных странах отличаются по видам налогов, уровню налоговых ставок и по другим параметрам. Для характеристики налоговых систем, определяется такой показатель, как налоговое бремя или налоговая нагрузка, характеризующий роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение суммы налоговых сборов к объему реализованной продукции (работ, услуг) и выражается в процентах: НБ = Н / V * 100%.

Налоговая система считается достаточно эффективной при выполнении двух условий:

· если она обеспечивает налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих функций;

· если она способствует созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов.

Действуют две группы показателей эффективности налоговой системы. Первая группа — общие научно-обоснованные показатели. Они в совокупности дают некоторое представление в целом об эффективности налоговой системы страны. Вторая группа — специальные частные показатели.

5. Не всякий обязательный платеж может считаться налогом. Специфика налогов заключается в их соответствии определенным принципам. Впервые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом Он предложил рассматривать 3 источника налога: ренту, прибыль и заработную плату. Адам Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

· равномерность, то есть, равнонапряженность налоговых изъятий:

· стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени:

· простота и удобство;

· неотягощенность, то есть, умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплата которых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.

В ходе подготовки Российского закона о налоговой системе были выдвинуты такие принципы:

· всеобщность – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы:

· обязательность – принудительность налога, неизбежность его выплаты:

· социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот таким образом, чтобы они ставили всех в примерно равные условия в отношении налоговой нагрузки и оказывали щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения:

· горизонтальная справедливость – находящиеся в равном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами одинаково:

· вертикальная справедливость – находящиеся в неравном положении по уровню доходов должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.

Дополнительно были предусмотрены следующие принципы:

· однократность обложения;

· налоги не должны подавлять и, тем более, убивать заинтересованность коллективов и работников в повышении доходов и прибыли:

· налоги должны обладать сбалансированностью в том смысле, что их величина вместе с другими поступлениями в бюджет должна уравновешивать государственные расходы, которые, иначе, надо уменьшать;

· налогообложение не должно приводить к снижению реальных доходов граждан ниже предельно допустимого уровня, определяемого величиной прожиточного минимума.

Все перечисленные принципы можно систематизировать и объединить в три группы:

· экономические (соразмерность, справедливость и др.);

· юридические (равномерность налогового бремени отрицание обратной силы налогового закона и т. д.);

· организационные (единство налоговой системы, стабильность и др.).

6. Налоговая система в России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критических условиях, а введена в хозяйственную практику с 1 января 1992 года Федеральным Законом №. 2118 от 27 декабря 1991 года. Эти законом были определены:

· основные принципы и условия организации налоговой системы РФ;

· ее структурные элементы;

· категории налогоплательщиков;

· льготы по основным налогам и др.

Необходимо знать основные особенности построения налоговой системы в России:

· нестабильная экономическая ситуация;

· падение производства;

· меняющееся налоговое законодательство (изменение количества налогов, налоговых ставок);

· несоответствие федеральных и региональных законодательных актов:

· множественность налогов;

· отсутствие квалифицированных кадров;

· превышение в структуре налоговых поступлений доли косвенных налогов над прямыми и т.д.

Налоговый кодекс РФ является основным документом законодательства о налогах и сборах. Именно в нем разъяснен порядок исчисления и уплаты налогов. Он является законодательным актом прямого действия.

1 часть Кодекса состоит из 7 разделов.

Налоговая система имеет свои признаки:

· порядок установления и ввода в действие налогов;

· порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;

· виды налогов;

· формы и методы налогового контроля;

· права и обязанности налогоплательщиков;

· ответственность учатников налоговых отношений;

· порядок обжаловиня действий налоговых органов и их должностных лиц.

Все эти признаки закреплены в статье 1 нового налогового Кодекса РФ.

2 часть Налогового Кодекса состоит из 3 разделов, регламентирующих действие федеральных налогов и специальных налоговых режимов, региональных налогов и местных налогов.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства (например, Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ”, «Налоговый кодекс» и др.), которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть, определяют элементы налогообложения. Выделяют 2 группы элементов налога: существенные и факультативные.

К существенным относятся: субъект налогообложения, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговая ставка, налогооблагаемый период, отчетный период, порядок исчисления налога, срок уплаты налога, способ уплаты налога.

К факультативным относятся: порядок удержания и возврата неправильно удержанной суммы, ответственность за налоговые правонарушения, налоговые льготы.

7. Вся совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, свойствам.

Большинство авторов выделяют 7 основных признаков, по которым классифицируются налоги. Эти признаки разделяются на классы.

· По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

· По субъекту (налогоплательщику) делятся на налоги с физических лиц, юридических лиц и смежные.

· По срокам уплаты – ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

· По статусу налогов – федеральные, региональные и местные.

· По прядку введения – общеобязательные, факультативные.

· По уровню бюджета – закрепленные, регулирующие.

· По целевой направленности – общие, целевые.

Бюджетная система РФ является 3-х уровневой (4 признак). В связи с этим, на основании нового налогового Кодекса к федеральным налогам относятся налоги, установленные налоговым Кодексом и являющиеся обязательными к уплате на всей территории РФ. Это: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, госпошлина, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Кодексом (часть 1) и обязательные к уплате на территории этих субъектов. К ним относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые правовыми актами органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: