№ | Название | Период | Основатель | Основной труд | Краткая характеристика |
Миман-са | Около IV в. до н. э. — II в. н. э. | Джайми-ни | «Джаймини - сутра» (или «Миманса-сутра») | Переводится как «разъяснение» (ведийского текста о жертвоприношениях). Имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеистическим плюралистским системам | |
Веданта | II в. н.э. | Вьяса | «Веданта-сутра» | Переводится как «завершение Вед». Учит о возникновении мира из Брахмы; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним | |
Санкхья | VII-VI вв. до н. э. | Капила | «Санкхья-сутра» | Переводится как «разумное взвешивание» или «перечисление». Представляет собой атеистический плюрализм: первовещество (пракрити) только по видимости связано со своего рода душой-духом (пуруша); преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение | |
Йога | II в. до н.э. | Патанд-жали | «Йога-сутра» (или «Патанд-жали- сутра») | Переводится как «напряжение, тренировка». Представляет собой практику созерцания, теоретической основой которой служит санкхья (однако йогой признается и личный Бог) | |
Ньяя | I в. н.э. | Готама | «Ньяя-сутра» | Переводится как «правило, логика». Является учением о формах мышления, занимается вопросами познания и логики | |
б | Вайшешика | IV в. до н.э. | Улука (имел прозвище Канада) | «Вайшешика-сутра» | Переводится как «различие, особенность». Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику. Будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении ее в орган мышления |
Буддизм и джайнизм: общее и особенное
|
|
| |||
Схема 15. Общее и различное между буддизмом и джайнизмом
Философские основы буддизма
| |||
Схема 16. Философские основы буддизма
В чем философская сущность буддизма? В чем его принципиальная по сравнению с индуизмом новизна?
| |||
Схема 17. Сущность и новизна буддизма
Пратитья-самутпада предусматривает три признака существования Вселенной.
|
|
Схема 18. Три признака существования Вселенной.
Из трех признаков проявленного существования Вселенной буддизм формулирует четыре благородные истины.
Схема 19. Четыре благородные истины в буддизме
Схема 20. Восьмеричный путь в буддизме
Следует отметить, что при всей привлекательности и убедительности идей буддизма об избавлении человека от страдания стоит всё же признать, что способ этого избавления является довольно радикальным. И если семь шагов из восьмеричного пути человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, при желании можно осуществить, то сделать последний шаг и погрузиться в состояние нирваны — под силу далеко не каждому. Именно поэтому со временем внутри традиционного буддизма появились ответвления и секты (буддизм махаяны, буддизм хинаяны, буддизм варджаяны и др.)