Ортодоксальные философские школы индуизма

Название Период Основа­тель Основной труд Краткая характеристика
           
  Миман-са Около IV в. до н. э. — II в. н. э. Джайми-ни «Джайми­ни - сутра» (или «Миманса-сутра») Переводится как «разъ­яснение» (ведийского текста о жертвоприно­шениях). Имеет дело с объяснением ритуала, но по своим методам может быть отнесена к атеисти­ческим плюралистским системам
  Веданта II в. н.э. Вьяса «Веданта-сутра» Переводится как «завер­шение Вед». Учит о воз­никновении мира из Брахмы; отдельные души че­рез познание или любовь к Богу — бхакти — дос­тигают спасения, достига­ют единения с Богом, не сливаясь с ним
  Санкхья VII-VI вв. до н. э. Капила «Санкхья-сутра» Переводится как «разум­ное взвешивание» или «перечисление». Пред­ставляет собой атеисти­ческий плюрализм: первовещество (пракрити) только по видимости свя­зано со своего рода ду­шой-духом (пуруша); пре­одоление этой иллюзии гарантирует освобожде­ние
  Йога II в. до н.э. Патанд-жали «Йога-сутра» (или «Патанд-жали- сутра») Переводится как «нап­ряжение, тренировка». Представляет собой прак­тику созерцания, теоретической основой кото­рой служит санкхья (однако йогой признается и личный Бог)
  Ньяя I в. н.э. Готама «Ньяя-сутра» Переводится как «пра­вило, логика». Является учением о формах мышления, занимается вопросами познания и ло­гики
б Вайше­шика IV в. до н.э. Улука (имел прозвище Канада) «Вайшешика-сутра» Переводится как «раз­личие, особенность». Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику. Будучи теи­стической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении ее в орган мыш­ления

Буддизм и джайнизм: общее и особенное

       
   
Две крупнейших религиозно-философских системы Древней Индии — буддизм и джайнизм — преследовали одну и ту же цель — спасение человека от страдания, духовная победа над лишениями и невзгодами.
 
 


Схема 15. Общее и различное между буддизмом и джайнизмом

Философские основы буддизма

       
 
Буддизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
 
   


Схема 16. Философские основы буддизма

В чем философская сущность буддизма? В чем его принципиальная по сравнению с индуизмом новизна?

       
   
Фундаментальная концепция буддийской философии — пратитья-самутпада
 
 


Схема 17. Сущность и новизна буддизма

 
 


Пратитья-самутпада предусматривает три признака существо­вания Вселенной.


Схема 18. Три признака существо­вания Вселенной.

Из трех признаков проявленного существования Вселенной буддизм формулирует четыре благородные истины.

 
 


Схема 19. Четыре благородные истины в буддизме

 
 


Схема 20. Восьмеричный путь в буддизме

Следует отметить, что при всей привлекательности и убеди­тельности идей буддизма об избавлении человека от страдания стоит всё же признать, что способ этого избавления является довольно радикальным. И если семь шагов из восьмеричного пути человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, при желании можно осуществить, то сделать последний шаг и по­грузиться в состояние нирваны — под силу далеко не каждому. Именно поэтому со временем внутри традиционного буддизма появились ответвления и секты (буддизм махаяны, буддизм хинаяны, буддизм варджаяны и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: