Философская концепция джайнизма

Философские основы джайнизма

       
 
 
   


Схема 21. Философские основы джайнизма

Философская концепция джайнизма строится на нескольких ключевых понятиях

Таблица 7

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
     
  Анекантавада (не­приятие абсолют­ных истин) Отрицая возможность познания абсолютной ис­тины, джайны утверждают, что суть вещей сле­дует воспринимать в зависимости от угла зре­ния, под которым они рассматриваются. Исхо­дя из этой посылки любое знание является условным. Так, рассматривая концепцию Эго, можно прийти к следующим выводам: «Я» — это постоянная категория; «Я» — это непосто­янная категория; «Я» может быть как постоян­ной, так и непостоянной категорией; сущность материи может быть невыразимой. Джайнизм утверждает принципиальную недостижимость абсолютного знания

Продолжение таблицы 7

     
  Атомизм и анимизм Джайнизм основывается на учении одискрет­ном, прерывном строении материи и различает четыре вида атомов: воздух, огонь, воду и зем­лю. Атомарные образования этих первоэлемен­тов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объек­ты. Но мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого пла­на, реальность которых, тем не менее, очевид­на. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как «душа», или джива. Согласно джайнизму, всё сущее имеет душу. При этом духовным на­чалом наделялись не только люди, животные и растения, но и камни, земля и ветер. Любое событие и явление следует считать одухотво­ренными в тот период времени, когда они про­исходят. Поэтому джайнская философия при­знает взаимодействие материальной и духов­ной субстанций
  Атеизм и вечно ме­няющаяся Вселен­ная Джайнизм атеистичен. В отличие от индуизма, учение джайнов не признает абсолютных ис­тин, равно как и конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого конечным освобож­дением признается достижение душой конеч­ной реальности (состояние конечного пости­жения называется кавала). Мир безначален, но находится в непрекращающемся процессе эволюции. Процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Сле­довательно, Вселенной управляет не Бог, а кар­ма. По отношению к природе вещей, с одной стороны, в джайнизме провозглашается их неизменность, а с другой — текучесть и непо­стоянство. За тот или иной период объект претерпевает множество изменений своего со­стояния, которые происходят каждое мгнове­ние, и одновременно прекращает существова­ние в одном режиме бытия и проявляется в другом. Однако в течение всего процесса пе­ремен он остается неизменно реальным

Таким образом, получаем еще одно подтверждение условно­сти джайнского подхода к постижению истины. Вещи одно­временно существуют или не существуют — всё зависит от по­зиции, занимаемой сторонним наблюдателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: