double arrow

Философская концепция конфуцианства


Морально-этическое учение Конфуция

 
 


Схема 24. Морально-этическое учение Конфуция

Этико-философская концепция конфуцианства строится на трех ключевых понятиях.

Таблица 8

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
Тянь (небеса) Ощущение мирового порядка, духовная цель че­ловечества. Правитель Китая именовался тянь-цзы (сыном неба), так как его основной обя­занностью было поддержание миропорядка. Свое учение о личных достоинствах и обще­ственном устройстве Конфуций считал небес­ным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со Вселенной. Однако он не допускал никакого бесплодного теоретизи­рования по поводу тянь: человек должен был просто осознать свою цель и воплощать ее в жизнь. По мнению Конфуция, мы живем во Все­ленной, существующей согласно определенно­му порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти за­коны. Как только человек осознает это прави­ло, он встает на небесный путь. В данном слу­чае путь является переводом термина Дао, ко­торый стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве  
Чжэн (гуманность, человечность) Смысл данного понятия Конфуций пояснял так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: «Отно­сись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Человеколюбие — это по­чтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходите­лен, то его поддерживают. Если человек прав­див, ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он мо­жет использовать других
Ли (соблюдение ритуала: обрядов, порядка, тради­ций) Человек должен четко следовать нормам, пред­писываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование общества невозможно. Данный принцип позднее стал основным принципом организации жизни ки­тайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. По мне­нию Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения влас­тей. Идеал Конфуция — благородный государ­ственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ри­туалы и подчиняется традиционному укладу жизни

В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жа­лобы, с которыми к нему обращались, в соответствии с традиционными основами общественной жизни.










Сейчас читают про: