double arrow

Элейская школа: формулировка проблемы бытия

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известны­ми философами данной школы являлись Ксенофан, Парменид и Зенон.

Имя философа, время жизни Краткие биографические данные и основные труды Данный философ считал, что: Вклад данного философа в том, что он:
       
Ксенофан (ок. 565-473гг. до н. э.) Был родом из г. Колофона в Ионии, но после захвата его родины персами скитался, затем осел в г. Элея, где и стал основателем Элейской школы. Про­жил почти сто лет, был очень бедным, но находил в самом себе неистощимые сокровища, поглощенный в созерца­ние великих идей и окрыленный рве­нием к знаниям и мудрости. Свое философское учение изложил стихами. Сохранилось несколько стихотво­рений из его сборника «Силлы» («Сатиры») 1) первоосновой всего сущего явля­ется Земля, которая появилась из моря (воды). Это доказывается тем, что в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на кам­нях — отпечатки рыб и растений; 2) не боги творят людей, а людибогов, причем по своему образу и по­добию. Это доказы­вается тем, что у эфиопов боги чер­ные и плосконосые, у фракийцев — голубоглазые и ры­жие, у Гомера и Гесиода — безнрав­ственные и аморальные; 3) истинный бог не подобен смертным ни телом, ни мыслью; является всевидя­щим, всеслышащим и всемыслящим; 4) бог и космос (бы­тие) едины; 5) мир является неизменным; 6) ощущения, чув­ства часто обманы­вают; постичь мир можно только с по­мощью разума, ко­торый иногда нас тоже подводит, но постепенно люди могут приблизиться к познанию истины 1) его идеи о единении бога с космосом стали предтечей пантеизма; 2) утверждения о неизменности мира легли в основу метафизики; 3) идеи относительно ограниченности познания были предтечей скептицизма; 4) идеи об антропоморфности гре­ческих богов стали предтечей христи­анского монотеизма

Продолжение таблицы 11

       
Парменид (конец VII - VIв. до н. э.) Центральная фигу­ра Элейской школы. Родился и жил в г. Элея в знатной семье, провел моло­дость в забавах ироскоши. Но пресы­щение удовольст­виями подсказало ему о ничтожестве наслаждений, и он стал созерцать яс­ный лик истины. Учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия. Принимал активное участие в политических де­лах города и в последствии был признан согражданами мудрейшим политическим деятелем Элей. Плутарх отме­чал, что Парменид привел свое отече­ство в порядок отличнейшими законами, отчего власти ежегодно заставля­ли граждан давать клятву на верность его законам. Сохранилась значитель­ная часть его поэмы «О природе» 1) сторонники Гераклита — «пустоголовые о двух голо­вах», поскольку про­тиворечие — это не одна из движущих сил, а ошибка в ло­гике, ибо в мышле­нии недопустимо существование противоречия на основе закона исключен­ного третьего; 2)невозможно единовременное существование противо­положных начал; 3) реально существует лишь то, чтоумопостигаемо, чтоможет мыслиться, поэтому бытие и мышление тождественны («одно и то же — мысль о предмете и предмет мысли»); 4) есть лишь бытие (существование), небытия нет потому, что его невозможно «ни познать, ни в слове выразить», как только мы пыта­емся о нем мыслить, небытие становится бытием; 5)бытие представ­ляет собой сплош­ной неподвижный шар (Единое), кото­рый не имеет ника­ких пустот и в ко­тором отсутствует всякое движение и изменение: еди­ное потому, что бы­тие могло бы разде­лить только небытие (а его нет), а непо­движное потому, что всякое движение предполагает изме­нение, появление и исчезновение чего-либо, но появиться нечто может из не­бытия, а его нет; 1) Парменид впер­вые в истории фило­софии четко сфор­мулировал проблему бытия и стал основоположником ключе­вого философского раздела — отологии; 2) выступил как первый теоретик важ­нейшего философ­ского метода — метафизики (в проти­воположность диа­лектике Гераклита); 3) стал первым, кто перенес логические законы из области математики в об­ласть философии применительно к обоснованию бытия

Окончание таблицы 11

       
    6) изменчивость, движение и множе­ственность – характеристики неистинного, чувственного мира  
Зенон (ок. 490- 430 до н. э.) Древнегреческий фило-соф, любимый ученик и последо­ватель Пармени-да. Сам пользовался славой талантливо­го учителя и орато­ра. Молодость про­вел в тихом уеди­ненном учении. Ценил ум, презирал роскошь. Всю жизнь боролся за истину и справедливость. Трагичес-ки погиб в результате неудав­шегося заговора против тирана Неарха. Сохранилось несколько фрагмен­те в его трудов: «Спо­ры», «Против фи­лософов» и «О при­роде» 1) большинство идей Парменида являют­ся истинными: уче­ние о Едином и осо­бенно идея о не­возможности дви­жения; 2) доказательством невозможности дви­жения могут служить так называемые апории (противоречия); 1) среди них особен­но знаменита апо­рия «Ахиллес и черепаха»: для того что­бы догнать чере­паху, быстроногий Ахиллес должен пре­одолеть сначала по­ловину пути до нее, потом половину по­ловины пути и т.д. до бесконечности. Сле­довательно, Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху (Зенону не было зна­комо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он понял бы, что бесконечное чис­ло слагаемых дает всё же конечный путь, который Ахил­лес, двигаясь с по­стоянной скоростью, без сомнения, пре­одолеет за опреде­ленное время) 1) сформулировал 45 апорий (из кото­рых до нас дошло только девять), при помощи которых проиллюст-рировал представ-ления элеатов о бытии; 3)несмотря на оши­бочность апорий, в своих размышле­ниях поднялся на высо-кий уровень фило-софского поис­ка тайны движения

Таким образом, заслуга элеатов в истории философии вели­ка: они не только сделали серьезный шаг в изучении проблем познания, жестко разделив познание на чувственное и идеали­стическое, но и внесли большой вклад в становление понятия бытия. Именно в данной философской школе впервые прозвуча­ла идея о том, что бытие есть полнота всего сущего, а небытие не может существовать. И поскольку элеаты выводили всю множественность явлений из единого первоначала, считая всё сущее материальным выражением идей, их можно считать пред­вестниками идеализма.

Плюрализм и органицизм Эмпедокла

 
 


Схема 31. Плюрализм и органицизм Эмпедокла

На третьей стадии космогенеза, по Эмпедоклу, возникает орга­нический мир. Этот процесс также проходит несколько стадий:

1. Возникают отдельные части животных.

2. Процесс случайного сочетания отдельных частей животных приводит к возникновению как жизнеспособных организмов, так и нежизнеспособ­ных чудовищ.

3. Жизнеспособные организмы выживают, а нежизнеспособные чудови­ща погибают (идея естественного отбора).

4. Путем размножения появляются животные, а затем и человек, кото­рый познает прежде всего то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.

Несмотря на то, что у Эмпедокла в объяснении мира присут­ствует органицизм, т.е. космос уподобляется живому организму, и он еще не переходит на уровень понятийно-категориального мыш­ления, он явился новаторским философом, «спасшим» идею о движении и всеобщем изменении мира, в чем усомнились в свое время представители Элейскои школы. Он поэтически обрисовал не только механизм движения, но и его причины и источники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: