Сократ и «сократические школы»
Воззрения выдающегося мыслителя Сократа (469—399 до н.э.) явились поворотным пунктом в развитии всей античной философии.
- Был родом из Афин. Его отец работал каменотесом, мать — повивальной бабкой (акушеркой). Поэтому Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: она помогала рождаться детям, а он — истине.
- Жена Сократа Ксантиппа была злой, вздорной и сварливой женщиной. Однажды, когда Сократ подходил к дому, она высыпала ему на голову целый таз арбузных корок. Он лишь отшучивался, утверждая, что такая жена послана ему судьбой для закалки характера и оттачивания лезвия бритвы его слов.
- Он предпочитал именно слова, поэтому ничего не писал из принципа (о Сократе мы знаем из сочинений Платона и Ксенофонта). Сократ философствовал в гуще народа, на улицах, площадях и рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро и зло, любовь и ненависть, счастье, добродетель, честность и т.д.
- Вся жизнь Сократа была воплощением его философского учения. Во время войны между Афинами и Спартой он доблестно сражался. В мирное время добросовестно исполнял обязанности гражданина. Вел непритязательный образ жизни и, в отличие от софистов, не брал денег со своих учеников.
- Едкие уколы в спорах Сократ объяснял так: он, словно овод, призван жужжать и кусать с тем, чтобы государственные мужи не дремали, а честно служили обществу.
- Тем не менее, Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества. Многие сограждане Сократа относились к его деятельности враждебно. Двое из них — богатый кожевенник Днит и бездарный поэт Милет были оскорблены Сократом, который подшутил над «талантом» Милета. По их искам философа привлекли к суду и обвинили в развращении юношества и в том, что он якобы выдумывает новых богов, ниспровергая старых. Ученики подготовили побег, но, желая оставаться в жизни верным своей философии, он отказался. Он считал, что, хотя его осудили и несправедливо, его долг гражданина в том, чтобы повиноваться законам. За это в 399 г. до н. э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.
Таблица 13