Софисты и софистика

Классический период греческой философии приходится на V — первую половину IV в. до н. э. Наиболее значительными явлениями этого периода стала деятельность софистов, а также Сократа, Платона и Аристотеля.

 
 


Схема 39. Софисты

Несмотря на то, что Сократ не принадлежал к указанным груп­пам, он разделял некоторые идеи софистов и использовал софи­стику в практической деятельности.

Для софистов характерно:

- Отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании.

- Стремление доказать условность и несовершенство государства и права.

- Субъективизм в оцен­ках и суждениях, от­рицание объектив­ного бытия и попыт­ки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека («Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков»).

- Релятивизм, т. е. вос­приятие норм мора­ли не как абсолют­ной данности, а как предмета для крити­ки, стремление дока­зать, что всё относи­тельно («Болезнь есть зло для больных, но благо для вра­чей»).

- Неприятие основ традиционной цивилизации и критическое отно­шение к окружающей действи­тельности.

- Стремление все проверить на практике и логически доказать правильность или неправильность того или иного суждения.

Представители данной школы свою правоту доказывали с по­мощью софизмов, т.е. логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказыва­лось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером может служить следующий («рогатый») софизм:

«То, что ты не потерял, ты имеешь;

ты не потерял рога;

следовательно, ты рогат».

Подобный результат достигается не из-за логической трудно­сти софизма, а в результате некорректного использования логи­ческих смысловых операций. В указанном софизме первая по­сылка ложна, но выдаётся за правильную.

Таблица 12

Тремя наиболее характерными представителем школы софи­стов являются:

Протагор из Абдер (ок. 480-410 до н.э.) Горгий из Леонтии (ок. 483-375 до н.э.) Продик из Кеоса (ок.465 - ок. 395 до н. э.)
Заслуга данного философа в том, что он: Прославился тем, что он: Вошел в историю фи­лософии тем, что он:
     
1) наиболее полно выразил суть воззрений софистов своим высказыванием: «Че­ловек есть мера всех вещей, существующих, что они су­ществуют, и несуществу­ющих, что они не существу­ют». То есть в качестве кри­терия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого, софисты выдви­нули субъективное мнение человека, ибо вне челове­ческого сознания ничего не существует. Нет ничего раз и навсегда данного и то, что хорошо для человека се­годня, то и есть хорошее в действительности. Если зав­тра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности. Иными словами, вся окружа­ющая действительность за­висит от чувственного вос­приятия человека: то, что здоровому кажется сладким, больному покажется горьким. 1) доказывал три положения: что ни­чего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо; 2)пришел к выводу, что ни о чём нельзя сказать достоверно (например, мы счита­ем человека хоро­шим, но когда мы го­ворим о нем, он уже, возможно, сделал что-то плохое и уже таким не является, так как всё очень быстро меняется); 3) считал, что луч­шим ответом на воп­рос является молча­ние, так как только оно уберегает от ошибки, и лишь ука­зание пальцем на то, о чем спрашивают 1) проявлял исклю­чительный интерес к языку (к номинатив­ной функции слов, проблемам семанти­ки и синонимии); 2)занимался изуче­нием правильного употребления слов; 3) составил этимо­логические гроздья родственных по зна­чению слов; 4) анализировал проблемы омонимии (различение смысла графически совпа­дающих слов в раз­ных контекстах); 5) большое внима­ние уделил прави­лам спора (особенно приемам опроверже­ния);

Окончание таблицы 12

     
Следовательно, окру­жающий мир относителен, объективное познание недо­стижимо, а реально суще­ствует лишь мир мнений; 2) имел беспрецедентное для того времени отношение к богам: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует та­кому знаниюи вопрос темен, и людская жизнь ко­ротка»   6) оказал большое влияние на Сократа, который считал Продика своим учителем

Несмотря на то, что деятельность софистов вызывала не­одобрение как властей, так и представителей иных философ­ских школ, к их главным заслугам можно отнести то, что они критически взглянули на окружающую действительность и распространили философские и иные знания среди граждан греческих полисов. Софисты считали, что окружающий мир относителен и существует лишь мир мнений. С этим не мог согласиться Сократ, который считал, что мнений, действитель­но, может быть много, но истина одна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: