Философия персонализма Н.А. Бердяева

Наиболее великим и известным русским философом первой полови­ны XX в. был Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Основ­ные сочинения философа — «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Философия нера­венства. Письма к недругам по социальной философии» (1923), «Я и мир объектов» (1934), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической филосо­фии» (1939), «Экзистенциальная диалектика божественного и чело­веческого» (1945), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX века» (1946), «Царство духа и царство кесаря» (1951) и другие.

Бердяев был продолжателем традиций Соловьева. Он полагал, что обще­ственное развитие России возможно лишь в рамках христианской тради­ции (которая, впрочем, с его точки зрения, нуждалась в переосмыслении и обновлении). Если христианство традиционно отрицало ценность всего земного, то Бердяев и его сторонники видели в земной жизни арену, на которой происходит воплощение религиозных идеалов, реализация бо­жественного в человеке.

Позднее творчество Бердяева можно охарактеризовать как религиоз­ный экзистенциализм. Как и другие философы-экзистенциалисты, Бердяев полагал, что рационалистические воззрения оторваны от конкретного жизненного опыта человека. Подлинная же задача философии состоит не в объективном, абстрактном познании, а в изучении места человека в мире в связи с его личностными структурами.

 
 


Схема 120. Центральные темы философии Н.А. Бердяева


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: