Основы уголовного права 4 страница

- максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предостаиленных кредитной организацией (банковской группой) своим участЕшкам (акционерам);

- норматив достаточности капитала, величины резервов, формируемых кредитными организаииями под различные риски и т.д.

Системы корпоративного управления кредитной организации должны соответствовать принимаемым рискам. В частности, кредитная организация обязана создать органы внутреннего контроля.

Банк России осуществляет проверку кредитной организации на основе представляемых ею документов, в частности отчетности, которая должна отражать основные показатели деятельности кредитной организации, а также с помощью проведения инспекторских проверок.

Если в деятельности кредитной организации выявляютси какие-либо нарушения либо осуществляемые ею операции начинают носить характер реальной угрозы для ее кредиторов, Банк России применяет различные меры, в частности: направляет предписание об устранении допущенных нарушений, взыскивает штраф, вводит ограничение на осуществление кредитной организацией отдельных операций; направляет требование о замене руководителей кредитной организации; вводит запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных иыданной ей лицензией; вводит запрет на открытие филиaлов кредитной организации; вводит запрет на осуществление реорганизации кредитной организации; вводит изменение установленных для кредитной организации обязательгых нормативов; направляет учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предложение предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего со6людение ею обязательных нормативов; направляет требование об осуществлении кредитной организацией мер по ее финансовому оздоровлению; направляет требование об осуществлении реорганизации кредитной организации; направляет требование о присоедении в соответствие размера уставного капитaла и величины собственных средств (капитала).

Ряд мер воздействия предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 14.14, 15.25, 15.26, 19.4 и др.).

В случае если финансовое состояние кредитной оргакизации становится критическим и возникает реaльная угроза того что она окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами, то Банк России вправе (и некоторых случаях обязан) предпринять меры по уменьшению негативных последствий развития событий (последующий надзор).

К основному институту так называемого предупреждения банкротства следует отнести назначение Банком России временной администрации по управлению кредитной организаци. Временная администрация - институт двойной правовой природы - признается специaльным органом управления кредитной организации и одновременно мерой воздействия.

Если нарушения кредитной организации приобретают характер постоянно повторяемых и (или) ее финансоиое положениее не позволяет говорить, что кредитная организация будет в состоянии исполнить все свои обязательства, Банк России отзывает у такой кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций определены законом. В частности, Банк России может отозвать у кредитной органиции лицензию на осущестиление банковских операций в случаях:

- установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

- задержки начaла осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;

- установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;

- задержки более чем на 15 дней представления ежемесячой отчетности (отчетной документации);

- осушествления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией;

- неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднакратно применялись меры воздействия;

- неоднократного в течение одного года виновного неисолнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требонаний о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;

- наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности временной администрации имеютси основания для ее назначения;

- неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сиедений о полученных лицензиях.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях.

-если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%. Если в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту, когда у кредитной организации должна быть отозвана лицензии, Банк России изменял методику расчета достаточности капитала кредитных организаций, применяеся та методика, в соответствии с которой достаточность капитала кредитной организации достигает максимального значения;

- если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала установленного Банком России на дату государственной peгистрации кредитной организации;

- если кредитная организация не исполняет в срок требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного калитала и размера собственных средств (капитала);

- если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда.

Полномочие Банка России по отзыву у кредитной организации лицензии носит исключительный в системе российского права характер, так как является административным (внесудебным) решением, в то время как решение об аннулировании лицензии по иным видам деятельности, подлежащим лицензированию, принимается судом. По инициативе Верховного Суда РФ соответствие полномочия Банка России отзы иаты лицензию Конституции РФ стало предметом рассмотренин Конституционного Суда РФ, который своим определением от 14 декабря 2000 г. «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» признал, что отзыв лицензии прямо связан с конституционными полномочиями Банка России, предусмотренными ет. 75 (ч. 2) Конституции РФ, и не протиречит иным ее положениям. Правовыми последствиями отзыва лицензии являются обянность Банка России совершить ряд управленцеских действий, а также неотвратимые изменения в правовом статусе кредитной организации, а именно:

- обязанность ликвидации кредитной организации или признания ее банкротом;

- обязанность Банка России назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией (для предотвращения неправомерных действий со стороны руководителей кредитной организации), которая будет действовать до назначения, ликвидатора или конкурсного управляющего.

Кроме этого, с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций ограничиватся дееспособность кредитной организации, а также «замораживаются» отношения с кредиторами кредитной организации, частности, связанные с исполнением ею обязательств.

Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на сновании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное обшество.

Кредитные организации могут образовываться в одной из тех организационно-правовых форм:

- акционерное общество (уставный капитал разделен на акции; акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций – ст. 96 ГК РФ);

- общество с ограниченной ответственностью (уставный капитал делится на доли участников; участники общестна с ограниченной отиетственностью несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах внесенных ими вкладов - п. 1 ст. 87 ГК РФ);

- общество с дополнительной ответственностью (уставный капитал делится на доли участников; участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов - п. 1 ст. 95 ГК РФ).

Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

Банк - это такая кредитная организация, которая имеет исключительное право на основании лицензии Банка России осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Небанковская кредитная организация - это такая крецитная организация, которая имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Банк России допускает существование следующих видов небанковских кредитных организаций: расчетные, депозитно-кредитные и организации инкассации.

Основное отличие банка от небанковской кредитной организации состоит в том, что банк может осуществлять как все банковские олерации, так и отдельные банковские операции, но обязательно указанные три (привлечение средств, их размещение, ведение счетов) в совокулности. Небанковская кредитная организация осуществляет отдельные банковские операции, но никогда указанные три в совокупности.

Банковские операции - это сделки, которые осуществляются только кредитной организацией и только на основании лицензии Банка России. Закрытый перечень банковских операций дан в ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». К банковским операциям относятся:

- привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреслондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

- привлечение ио иклады и размещение драгоценных метал

лов;

- выдача банковских гарантий;

- осуществление лереводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Правила проведения банковских операций устанавливает Банк России.

Правовое регулированиеденежного обращения и расчетов

Основными источниками, регулирующими денежное обращение, являются Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный письмом Банка России от 4 октября 1993 г., и Порядок ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Банка России от 25 марта 1997 г.

Деньги находятся в постоянном движении, являясь связующим звеном между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. При этом они выполняют функцию обращения и платежа, т. е. обслуживают реализацию товаров, услуг и расчетов с финансовыми органами. Таким образом, денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме. Денежное обращение обслуживает товарное производство и товарное обращение, опосредует обмен всего совокупного общественного продукта, а также его части - национального продукта.

Денежное обращение осуществляется в двух формах - безналичной и налично-денежной, причем соотношение между ними постоянно меняется. Так, в конце XIX в. преобладало налично-денежное обращение, в настоящее время - безналичные расчеты.

Безналичное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.

Субъектами безналичных денежных расчетов являются:

- предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, имеющие счета в кредитных учреждениях;

- юридические лица и кредитные учреждения по получению и иозврату кредита;

- юридические лица и население при выплате заработка, доходов по ценным бумагам;

- физические и юридические лица с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Безналичное обращение способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, сокращению наличных денег, снижениюо издержек обращения.

В Гражданском кодексе РФ установлены следующие формы безнaличных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо (ст. 862).

Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ). Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяютси договором, форма безналичных расчетов устанавливается Банком России.

Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям - включают безнaличные расчеты за товары и услуги и платежи в бюджет, взносы во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг и для расчетов по выплате заработка, премий, пособий, пенсий, страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате по ним дохода, по платежам населения за коммунaльные услуги и пр.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный промежуток времени между: физическими и юридическими лицами; физическими лицами; юридическими лицами; физическими лицами и государственными органами; юридическими лицами и государственными органами.

Нaлично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег: банкнот, металлических монет, иных кредитных инструментов - векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек.

Обращение наличных денег с участием граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется без ограничения суммы; между юридическими лицами - в суммах, которые не превышают размеры, установленные Правительством РФ; в остaльных случаях - в безналичной форме.

Обращение иностранной валюты, как наличной, так и безналичной, реrулируется вaлютным законодательством. В качестве платежного средства иностранная валюта может вьктупать по разрешению Банка России.

Банк России разработал Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г., обязательное для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиaлами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учрежденинми на территории России. В соотиетствии с этим Положением организации, предприятия, учреждения, независимо от организационно-правовой формы, хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат случаев в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий. Денежная и, личность сдается предприятиями нелосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Министерства РФ по связи и информатизации для перевода на соответствующие счета в учрежденин банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и други ценностей.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке ведения кассовых операций; кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25 марта 1997 г.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорении оборачиваемости денег и своевременного поступлении их в кассы и дни работы учреждений банков. При этом установлены следующие сроки сдачи наличных денежных, средств: для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Министерства РФ по связи и информатизации, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий; для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации илг~ вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Министерства РФ по связи и информатизации, - на следующий день; для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Министерства РФ по связи и информатизации, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - один раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Министерства РФ по связи и информатизации.

В кассах предприятий наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, ежегодно устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Важную роль в правовом регулировании налично-денежного обращении занимают правовые нормы, определяющие применение такого метода регулирования, как контроль за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег, и такого инструмента, как ответственность руководителей организаций за нарушение правил кассовой дисциплины.

Функции контроля за соблюдением правил хранения, расходования и обращения денег возложены на Банк России; проведение контрольных мероприятий по соблюдению кассовой дисиплины юридическими лицами возложено также на Министерство РФ по налогам и сборам. Предварительный контроль организуется посредством метода прогнозирования, т. е. комерческие банки и учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов на базе кассовых заявок, получаемых от обслуживаемых предприятий; оперативный контроль основан на методе лимитирования, т. е. коммерческим банкам и их клиентам устанавливаются лимиты наличных денег в их кассах; последующий контроль реализуется с помощью метода ревизий и проверок, в ходе которого клиенты коммерческих банков проверяются на предмет фактического соблюдения кассовой исциплины.

За несоблюдение норм налично-денежного обращения руководители организаций могут быть привлечены к следующим видам юридической ответственности:

-дисциплинарной (ст. 192 ТК РФ);

- административной (ст. 15.1 КоАП, ст. 120 НК РФ, ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федеации (Банке России)”;

- уголовной (ст. 174, 186, 187 УК РФ).

В случае обнаружения проверяющими банками нарушений кассовой дисциплины предприятиями-клиентами при условии Иеоповещения об этом налоговых органов меры ответственности могут ограничиться следующими дисциплинарными взысканиями: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям; возмещение материального ущерба (гл. 39 ТК РФ).

В случае невыполнения кредитными организациями нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации налично-денежного обращения (прежде всего соблюдения контрольных функций по организации денежного обращения) к ним применяются меры административного характера: требование устранения выявленных нарушений; взыскание штрафа в размере до минимального уставного Kaпитала, а в случае неисполнения предписаний размер увеличивается до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала; ограничение проведения отдельных банковских операций на срок до шести месяцев.

Если же о систематических нарушениях правил ведения кассовых операций сообщается налоговым органам, такие действия могут квалифицироваться как грубое нарушение пpaвил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учега систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных олераций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Более строгие меры ответственности предусмотрены за расчеты юридических лиц с населением без применения контрольно-кассовых машин. При обнаружении налоговыми органами фактов работы с нарушением Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением ими могут быть начислены штрафы:

- за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций - на должностных лиц 40-50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - 400-500 минимальных размеров оплаты труда;

- за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций - 20-30 минимальных размеров оплаты труда и др.

Уголовная ответственность установлена за наиболее серьезные правонарушения. Преступлениями, совершаемыми в сфер денежного обращения, являются: изготовление или сбыт потдельных денег или ценных бумаг, изroтовление или сбыт потдельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов; легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Таким образом, органы государственной власти обладают остаточными инструментами и методами воздействия на хозяйствующие субъекты в целях обеспечения эффективного и безопасного денежного обращения. Проблемы правового регулирования денежного обращения в настоящее время заключаются лишь в регулярном, своевременном и адекватном применении на практике методов контроля и мер ответственности ко всем без исключения юридическим и физическим лицам.

В настоящее время повышается роль расчетов между хозяйствующими субъектами. Эти отношения складываются в результате выполнения различного рода работ, услуг.

Общим признаком, свойственным расчетным услугам, является то, что их предметом выступают, как правило, соответствующие действия, а не их овеществленный результат - выполнение обязательств по платежам за оказанные услуги на основе безналичного обращения денег. Этот механизм перемещения безналичных денежных сумм осуществляется непосредственно и с участием кредитно-финансовых учреждений - банков, которые обязаны принимать на себя обязанности и осуществлять их исполнение с учетом соблюдения норм банковского права.

Следовательно, с помощью расчетных отношений реализуются имущественные возмездные отношения, которые возникают в результате выполнения хозяйствующими субъектами обязательств по платежам. Если платеж - процесс выполнения должником своего обязательства, то расчет - завершающая стадия этого процесса.

Расчеты осуществляются с поставщиками, подрядчиками, с бюджетом, и внебюджетными фондами, подотчетными лицами, учредителями, государственными и муниципальными органами, с дочерними (зависимыми) обществами, прочими дебиторами и кредиторами через открываемые и банках соответствующие счета. Клиенты могут самостоятельно выбирать банк для расчетного обслуживания и по всем видам банкоиских операций, пользоваться услугами одного или нескольких банков.

Основы налогового законодательства

Понятие налогового права в юридической литературе в настоящее время продолжает оставаться дискуссионным. На основе обобщения имеющихся мнений можно сделать вывод, что предметом налогового права являются общественные отношения по установлению и взиманию налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или во внебюджетные целевые фонды, а также наступление финансово-правовой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. К предмету нaлогового права следует относить не только отношения, имеющие место в связи с взиманием налогов и сборов, но и отношения, возникающее в результате проведения государственного регулирования и контроля за их уплатой. Наличие в налоговом праве финансово-правовых норм свидетельствует о том, что оно в своей совокупности является одной из подотраслей финансового права.

Налоговое право - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу установления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и иные внебюджетные целевые фонды с организаций и физических лиц, а также государственный контроль за уллатой налогов.

Государство в системе общественных отношений преследует цель аккумулирования доходов общества в бюджетную систему с дальнейшим распределением и перераспределением финансовых средств для регулирования экономической политики страны в целом. Распределение и использование бюджетных средств выходит за рамки налоговых отношений. Занимая в этом вопросе главенствующее положение, государство отслеживает все факты нарушения налогового законодательства.

Указанное своеобразие определяется спецификой нaлогового права, которое отличается многоступенчатостью отношений между государством и налоговыми органами; налоговыми органами и налогоплательщиками; государством, налоговыми органами и финансово-кредитными учреждениями.

Метод налогового права - это совокупность и сочетание приемов и способов воздействия права на общественные отношения в сфере нaлогообложения. Для налогового права характерен императивный метод, содержащий в себе преимущественно предписывающие или запрещающие нормы. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов в Российской Федерации. В основе метода нaлогового права лежит метод властных предписаний, т. е. применение однозначных, не допускКающих выбора норм в целях формирования государственного бюджета. Но применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора поведекия подчиненного еубъекта (нaлогоплательщика), т. е. диспозитивного метода.

В определенной степени диспозитивность присутствует в нормах налогового законодательства, регулирующих отношения по предоставлению налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, в части, касающейся заключения соответствующих договоров.

Акты законодательства о налогах (сборах) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. При этом все подчинено главному властному предписанию - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ). Но в условиях рыночных отношений в правовом государстве нельзя использовать только властные методы, поэтому налоговое право также гарантирует защиту частной собственности и иные имущественныё права, а также защиту прав и свобод человека.

Источники налогового права - правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики. Налоговая деятельность Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией РФ (ст. 57, п. «з» ст. 71, п. «и» ст. 72, ч. 3 ст. 75, ст. 132), где изложены основополагаюшие положения, касающиеся налогообложения и сборов в Российской Федерации. Развитие этих положений содержится в федеральных законах о нaлогах, Налоговом кодексе РФ. К другим источникам налогового права относятся акты исполнительных органов: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления, имеющие нормативное значение.

В нaлоговом праве подзаконные акты занимают существенное место, так как с их помощью осуществляется оперативная управленческая деятельность. Закон устанавливает более общие правила, а подзаконные акты - правила, способствующие применению законов к конкретным отношениям. Акты, не прошедшие государственной регистрации и (или) неопубликованные в установленном порядке, не имеют юридической силы и не влекут за собой правовых последствий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: