double arrow

Основы уголовного права 7 страница

Если виды расходов бюджетной классификации являются едиными для всех уровней бюджетов, то ведомственная классификация расходов дается отдельно для каждого уровня бюджетной системы. Так, на федеральном уровне она обеспечииает распределение бюджетных средств между главными распорядителями средств федерального бюджета. Установлено, чтоперечень главных распорядителей утверждается федерaльным законом. Законодательные органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дaльнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Законодательство в области защиты государственной тайны и информации

Государственную тайну составляют предусмотренные в специaльных перечнях важнейшие сведении, разглашение которых может причинить сyщественный вред интересам России и обрaзует состaв преступлении, административного или дисциплинарного пpоступка либо гражданско-правового реликта. Согласно Конституции РФ (ст. 29) пеpечень сведений, составляющих государственную тaйну, мoжет определяться толькo федерaльным зaконoм.

B законодaтельстве подробно перечислены сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне (Закoн РФ от 21 июля 1993 «О госудaрcтвенной тайне»). Тaкогo рода сведении касaются: военной облaсти; экономики, науки и техники; внешней политики и экономики; контрразведки, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивaние осуществляется в соответствии с принципaми законности, обоснованности и своевременности.

Обоснованнoсть отнесении сведений к государственной тайнe и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности зaсекречивaния конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этoго акта исходя из бaланса жизненнo вaжных интересов государствa, общества и граждан.

Своевременность отнесения сведений к государственной тaйне и их засекречивание заключается в установлении ограничeний на рaспространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Отнесение сведений к государственной тайне осушествляется руководителями органов государственной власти в соответствии c Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тaйне, утверждаемым Президентом РФ.

При приеме на службу, связанную с необходимостью доступa к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформлении допуска.

Под иной охраняемой зaконом понимается служебная, профессионaльная тайнa.

Служебную тайну состaвляет несекретная информация, касaющаяся деятельности государственных органов, огрaничение распространение которой диктуется служебной необходимостью. Состав информации, доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций государственного органа и которая относится к служебной тайне, определяет руководитель государственного органа; он несет ответственность и за организацию ее охраны.

Необходимые условия o сохранении служебной тайны могут быть включены и трудовой договор, учитывая, что обязанность рaботника, разгласившего служебную или коммерческую тайну, возместить причиненные работодателю убытки наступает, если работник это сделaл вопреки трудовому договору.

Определение сущности и содержания служебной и коммерческой тайны закреплено в Гражданском кодексе РФ. Если информaция имеет действительную или потенциaльную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на зaконном основании и обладaтель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности, зaконодатель определяет, что информация составляет служебную или коммерческую тaйну.

Сведении, которые не могут состaвлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми aктами. Информация, составляющая служебную или коммерческую тaйну, защищается способами, предусмотренными законодательством.

Гражданским законодательством была введена защита технической, организационной и коммерческой информации, составляющей секреты производства (ноу-хау), в качестве особого объекта гражданского права.

Запрет разглашения государственной, коммерческой или служебной тайны, а также сведений конфиденциального характера основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности.

Так, законодательство по деятельности налоговой полиции гласит, что сотрудники налоговой полиции обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Соответствующую норму имеет и законодательство о страховании. Отдельной нормой закреплено, что должностные лица федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью не вправе использовать в корыстных целях и разглашать и какой-либо форме сведения, составляющие коммерческую тайну страховщика.

Аналогичная норма регулирует правоотношения в сфере связи. Законодатель установил, что охраняется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи. В соответствии с законом все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.

Прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.

Защита государственной, служебной и коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осуществляется на основе норм гражданского, административного либо уголовного

права.

В качестве основного гражданско-правового способа защиты Гражданский кодекс РФ указывает возмещение причиненных правообладателю убытком. При определении их размера может быть учтен как реальный ущерб, так и упущенная выгода.

Возможность использовать возмещение убытков как средство защиты нарушенных прав возникает у граждан и юридических лиц из самого факта неисполнения обязанности, нарушения гражданских прав, т. е. независимо от того, содержится ли is той или иной норме Гражданского кодекса РФ упоминание о таком праве. Тем самым возмещению убытков придан характер универсального способа зашиты гражданских прав. Возмещение убытков может сочетаться с другими способами защиты.

Всего законодателем названы одиннадцать способов защиты гражданских прав; два из них включены в перечень впервые - это компенсация морального вреда и самозащита.

Гражданский кодекс РФ предусматривает способы защиты прав гражданина на случай, если затронуты его честь, достоинство и деловая репутация. Согласно закону правила о защите деловой репутации гражданина применяются к защите деловой репутации юридического лица. Так, юридическое лицо вправе в судебном порядке требовать у средств массовой информации опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию, а также возмещения причиненных убытков. Это вполне применимо к случаям разглашения служебной и коммерческой тайны.

Нормы административного права применяются, если права обладателя коммерческой тайны нарушены должностными лицами органов государственного управления (налоговых, контролирующих, правоохранительных и др.), имеющими доступ к такой информации в установленных законом случаях.

Уголовный кодекс РФ установил уголовную ответственность за разглашение государственной тайны, за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Так, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 283 УК РФ). Уголовная ответственность установлена за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений, а также за их разглашение или незаконное использование, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб правообладателю.

Правовые основы защиты информации

Потребности развития общественных отношений приводят к тому, что объектом правового регулирования все чаще и чаще становятся общественные отношения, обеспечивающие защиту информации от различного рода посягательств, а также общественные отношения, регулирующие доступ к информации отдельных лиц.

Говоря о правовой защите информации, следует различать непосредственно правовую защиту информации, которая осуществляется со стороны ее собственника или владельца, собственников или владельцев информационных систем и информаци-онных ресурсов в целях защиты ее от несанкционированного доступа, и защиту права на ииформацию, под которым понимается защищаемое законом субъективное право отдельных граждан, хозяйствующих субъектов, учреждений, организаций, государственных органов требовать от собственника или владельца информации предоставления тех или иных сведений в соответствии с законом, т. е. защита права на доступ к информации, в том числе и к конфиденциальной информации.

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информация вся существующая информация по критерию доступа к ней делится на информацию без ограничения доступа, т. е. открытую и общедоступную информацию, и информацию с ограниченным доступом, которая в свою очередь подразделяется на конфиденциальную и государственную тайну. Кроме того, в структуре информации выделяют также такие виды информации, как информация, наносящая вред интересам общества, так называемая «вредная информация», а также информация, являющаяся объектом интеллектуальной собственности, которая охраняется в режиме коммерческой тайны, но через институты интеллектуальной собственности (авторское право, патентное право). Все виды информации подлежат правовой защите. Информация с ограниченным доступом разделена на две части: государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Конфиденциальная информация определена законом как документированная информация, доступ к которой ограничивается и соответствии с законодательством Российской Федерации. К ней отнесены: личная и семейная тайна, персональные данные, тайна переписки, телефонных, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Более подробный перечень конфиденциальной информации содержится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. К сведениям конфиденциального характера отнесены шесть видов сведений:

1) персональные данные, т. е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) тайна следствия и судопроизводства;

3) служебная тайна, служебные сведения, доступ к которым ограничен органам государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;

4) профессиональная тайна, т. е. сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

5) коммерческая тайна, т. е. сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Вся информация, подлежащая правовой защите, существует в виде информационных ресурсов, под которыми понимаются как отдельные документы, так и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом. Информационные ресурсы могут быть как государственными, так и негосударственными и, как элемент состава имущества, находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. При этом физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке наследования или дарения. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законом, в том числе он имеет право:

- назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

- определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Важно отметить, что объектом правовой защиты является только документированная информация, т. е. информация, зафиксированная на материaльном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В то же время правовая защита права на доступ к информации отдельных лиц не всегда связана с документированием информации. Например, в случае сокрытия информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ), не имеет значения, были ли эти сокрытые сведения подвергнуты документированию или нет, уголовная ответственность будет иметь место в любом случае.

Законом четко определяются цели защиты информации: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угрозы безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством; обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Режим защиты информации устанавливается: в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом, а в отношении персональных данных - федеральным законом. Важно отметить, что в случаях, когда в негосударственных структурах происходит обработка информации с ограниченным доступом, контроль за соблюдением требований к защите информации, эксплуатацией средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем осуществляются органами государственной власти. При этом организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Поскольку право собственности на средства обработки информации никоим образом не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам, то документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. А принадлежность и режим производной продукции регулируются договором, заключаемым между собственником (владельцем) информационных ресурсов и собственником (владельцем) средств обработки информации.

В связи с этим собственнику информационных ресурсов предоставлено право осуществления контроля за выполнением требований по защите информации и право запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнение этих требований. В свою очередь владелец документов, информационных ресурсов обязан оповещать собственника информационных ресурсов и информационных систем обо всех имевших место фактах нарушения режима защиты информации

Поскольку собственнику информации предоставлены самые широкие правомочия по владению, пользованию, распоряжению, а также охране имеющейся у него информации от несанкциониронанного доступа к ней, то и риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. А риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации. Собственнику документов, массива документов, информационных систем предоставлено право обрашаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационныв ресурсов, для проверки достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации.

В связи с тем, что в настоящее время огромную значимость для жизнедеятельности всего общества имеет работа компьютерных систем и сетей, в России особой защите подлежат общественные отношения, обеспечивающие их безопасное использование, т. е. такое использование компьютерньx систем п сетей, которое бы полностью исключало причинение вреда личности, обществу и государству в результате их эксплуатации. В этих целях установлена уголовная ответственность за посягательства, направленные на права владельцев компьютерных систем и сетей, на неприкосновенностъ содержащейся в системе информации, к которой отнесено и программное обеспечение. Так, установлена уголовная ответственность за следующие преступные действия: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ); создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ); нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ). За совершение преступлений в сфере компьютерной информации виновным может быть назначено наказание в виде штрафа, исправительных работ или в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Законом предусмотрена защита права на доступ к информации. Конституция РФ устанавливает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право на неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23); на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23); прямой запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24); обязывает органы государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24).

Учитывая значимость конституционных прав граждан, Уголовный кодекс РФ устанавливает гарантии реализации этих конституционных прав граждан в виде ответственности лиц, препятствующих осуществлению этих прав. Уголовная ответственность устанавливается: за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (клевета) (ст. 129 УК РФ); за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ст. 137 УК РФ); за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ); за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации (ст. 140 УК РФ); за разглашение тайны усыновления (удочерения) детей (ст. 155 УК РФ); за сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ); за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ). Лицо, считающее, что его право на доступ к информации нарушено, имеет возможность обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела.

Защита права на доступ к информации возможна также и в административном порядке. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за следующие правонарушения: за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11); за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13); за разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); за непредставление сведений (информации) должностному лицу, предоставление которых предусмотрено законом (ст. 19.7) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: