double arrow

Философского мышления


Поиски определения философии. Рефлексивность, критичность и творческий характер

Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в 6 веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Исторически философия возникает как рационально-теоретическая форма мировоззрения и особый способ освоения реальности, в процессе развития которой вырабатывается целостная и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

В качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческих проблемы:

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека? Свободен или несвободен он в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем? Эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.




3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира.

Предмет философии. Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу – рассматривали проблемы возникновения и строения мира, искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Сократ (470–399 гг. до н.э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачуисследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении.

В целом выделяют два подхода к определению предмета философии: онтологические, т.е. связанные с размышлением о мире в целом, и антропологические, т.е. связанные с человеческим существо­ванием. Современные белорусские философы определяют философию как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях» (Философия // Новейший философский словарь:3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003.— С. 1280).



Многообразие философских учений. Философия многолика, и трудно совместить разные ее образы и понимания. Это происходит из-за того, что объектом ее изучения является весь бесконечно сложный и постоянно меняющийся мир. Многообразие философских учений и направлений происходит от многообразия человеческих типов, характеров и многообразия форм деятельности.

Самое известное деление философов — на материалистов и идеалистов. Материализм и идеализм различны своими объектами. Главным объектом материалистической философии является природа. Главным объектом внимания идеалистической философии являются высшие формы человеческой духовной жизни. Материалисты идут от природы, от материи и объясняют явления человеческого духа на основе материальных причин. Идеалисты идут от явлений человеческого духа, от мышления и на их основе объясняют всё остальное.

Другое известное деление философов — на рационалистов и иррационалистов. Слово «рационализм» происходит от латинского «ratio» — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм рассматривается как противоположная концепция. Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а иррационалисты — на его ограниченности, на том, что разум не может быть верховным руководителем жизни.



В ходе исторического развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции и главным образом ориентировалась на изучение природы и самого познавательного процесса. Для нее характерны такие черты, как научная рациональность, критичность, динамизм, ориентация на новизну. Это повлияло на формирование ценностей всей западной культуры: утверждения достоинства и уважения к человеческой личности; установки на автономность личности, индивидуализма; распространение идеалов демократии, свободной, граждански активной жизни людей.

Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, Китая. Автономия, свобода и достоинство человеческой личности чужды духу восточной культуры. Жизнь человека предопределена. Восточная философия акцентировала внимание на этических и духовных сторонах человеческого бытия.

По мере изучения природы и усложнения общественного устройства развивалось и само философское мировоззрение. Можно выделить следующие исторические социокультурные типы западноевропейской философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания большинства философов была природа, и все объяснялось через действие ее сил и стихий);

2) средневековый теоцентризм (в центре внимания – бог и его отношение к людям, он открывает нам высшую истину и провидит историю);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения (главная тема – сам человек);

4) наукоцентризм эпохи Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всем социокультурном поле его деятельности).

Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов.

В чем же состоит своеобразие философии?

Во-первых, она обладает всеобщностью и абстрактностью. В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания, философия, как правило, стремилась зафиксировать в языке своих категориальных определений интегральные представления о культуре как целостности и выразить его в совокупности предельных ее оснований.

Вторая характерная особенность философии – наличие в ней значительного ценностного компонента. Это означает, что философия, будучи рефлексией над всей культурой, обладает аксиологическим аспектом, что она такое сложное духовное образование, которое призвано утверждать гуманистические идеалы: Истину, Добро, Справедливость, формировать целостное мировоззрение личности.

Третья отличительная черта философии заключается в ее особой рефлексивности. Рефлексия(от лат. reflexio – обращение назад) – оборачивание мышления на самое себя; в философии – обращение познания на осмысление и осозна­ние собственных форм и предпосылок, предметное рассмотре­ние самого знания, критический анализ его содержания и мето­дов познания. Философия рефлексирует саму духовную деятельность, исследует и показывает, как изучаются процессы реальной действительности, является результатом самосознания всей науки, предельным основанием духовной культуры.

Четвертая особенность – творческий характер. Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах генерации и обоснования потенциально возможных социальных миров и понятийно-категориальных каркасов будущих состояний культуры.







Сейчас читают про: