Условия возникновения рынка. • вексель — ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника

Сущность рынка

Рыночное хозяйство

Теории денег

Виды кредитных денег

• вексель ценная бумага, письменное долговое обязательство, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной де­нежной суммы;

• банкнота — разновидность денежных знаков, выпускаемых в обращение центральными эмиссионными банками при совер­шении кредитных операций;

• чек — денежный расчетный документ, содержащий приказ (поручение) владельца счета банку о выплате указанной в нем суммы.

• кредитная карточка — именной платежно-расчетный документ, позволяющий заимствовать деньги или оплачивать товары или услуги.

Современные бумажные деньги — банкноты — это долговые обязательства государственных центральных бан­ков. Сегодня эмиссия (от лат. эмиссио — выпуск) бумажных де­нег не связана с золотом, она регулируется центральным банком и определяется национальным объемом производства.

металлическая — деньги отождествляются с благородными металлами. По мнению ее сторонников-меркантилистов, золото и серебро являются деньгами по своей природе в силу естествен­ных свойств;

номинальная — деньги считаются знаками стоимости, ус­ловными счетными единицами, а товарная природа денег отри­цается;

количественная — величина стоимости денег находится в обратной зависимости от их количества (больше денег — меньше их стоимость);

регулируемой валюты — Дж. М. Кейнс считал, что количе­ство денег в обращении может определяться государством.

Рыноксистема экономических отношений, складывающих­ся при купле-продаже товаров.

• механизм взаимодействия покупателей и продавцов на ос­нове спроса и предложения;

• в узком значении — отношения между покупателями и продавцами при купле-продаже в определенное время и в конк­ретном месте на основе спроса и предложения;

• в широком значении — система воспроизводства, осуществ­ляемая под воздействием спроса и предложения;

• сфера обмена внутри страны и между странами, связыва­ющая между собой производителей и потребителей продукции и услуг.

• общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, возникновение купечества; затем дробление отраслей, а также специализация производства;

• экономическая обо­собленность и самостоятельность производителя; част­ная собственность, производитель сам решает, какую продукцию и как производить, кому и где ее продавать.

Существуют десятки определений рынка, каждое из которых акцентирует внимание на той или иной его стороне:

• рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

• рынок — это система, в которой решения о распределении ограниченных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей людей, принимаются самими потребителями и производителями;

рынок – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количества товаров и услуг

• рынок — совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия продавца и покупателя, сфера обмена внутри страны и между странами;

Рынок — это система отношений обмена, устанавливающих непосредственную связь между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем).

Субъекты рынка — участники рыночных сделок (купли-про­дажи):

домашние хозяйства — собственники и поставщики факторов производства, предприниматели (физические лица);

объединения — предприятия, фирмы, акционерные общества, поставляющие товары или вы­полняющие услуги с целью получения дохода, прибыли;

правительство (государство) — бюджетные организации, осуществляю­щие регулирование экономики.

Объекты рынка материальные и нематериальные блага,

факторы и средства производства, вовлеченные в отношения куп­ли-продажи.

Принципы функционирования рыночной экономики:

· экономическая свобода участников рыночной экономики;

· многообразие форм собственности;

· примат потребителя (производство для потребителя);

· наличие инфраструктуры производства и потребления;

· рыночное ценообразование (на основе спроса и предложе­ния);

· конкуренция в различных формах;

· государственное регулирование рынка и рыночных отноше­ний (с помощью государственных программ, налогообложения, финансово-кредитной и банковской системы);

· открытость экономики - свободное осуществление хозяйствен­ными организациями и предпринимателями внешнеэкономиче­ских операций;

· саморегулирование хозяйственной деятельности через рыночный механизм;

· договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. функции рынка

регулирующая — регулирует спрос и предложение через механизм цен;

стимулирующая — стимулирует внедрение научных и тех­нических разработок, снижение затрат на производство продук­ции, повышение ее качества, расширение ассортимента;

информационная — дает необходимую информацию хозяй­ственным субъектам (фирма постоянно сверяет собственное производство с меняющимися условиями рынка);

посредническая — дает возможность покупателю выбирать оптимального поставщика продукции, а продавцу — наиболее подходящего покупателя;

санирующая — избавляет общественное производство от не­жизнеспособных фирм и поощряет развитие эффективных, перс­пективных фирм;

социальная — дифференцирует субъектов рынка.

Рыночная экономика способствует:

• удовлетворению раз­нообразных потребностей людей, повышению качества то­варов и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, ко­торая совсем не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится к этому».

• свободе выбора и действий потребителей и производителей;

• эффективному распределению ресурсов в соответствии с потребностями общества;

• гибкости и высокой адаптивности к изменяющимся условиям;

• максимальному использованию достижений и стимулирова­нию научно-технического прогресса;

• невозможности возникновения хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;

• созданию стимулов к труду.

негативные черты рыночной экономики:

• монополизация рынка ведет к ограничению конкурен­ции, падает эффективность распределения ресурсов;

• рыночная система обладает низкой способностью к сохра­нению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды рынок;

• рынок не обеспечивает социальной справедливости; неравенство в доходах также ведет к неэффективному рас­пределению ресурсов;

• рынку присущи такие негативные экономи­ческие явления, как инфляция, безработица, цикличность.

Схематично рыночная организация экономики может быть представлена моделью экономического кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопро­вождающееся встречным движением денег.

Кругооборот товара и денег

На рынке товаров фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства — в качестве покупателей товаров и услуг, а на рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние

хозяйства — продавцы. Домашние хозяйства получают доход, продавая принадлежащие на правах частной собственности ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности). На получаемый доход, состоящий из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги. | Внутренний контур кругооборота показывает перемещение товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении:

Су ммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow