• по объектам обмена — товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;
• в пространственном разрезе — местный (локальный), региональный, национальный, всемирный (мировой);
• по механизму функционирования — свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);
• по законодательству — легальный (официальный), нелегальный (теневой);
• по степени насыщенности — равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения)
Инфраструктура рынка — система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
1. товарная биржа— форма торговли, при которой осуществляются оптовые сделки по купле-продаже товаров по образцам и стандартам предварительной биржевой экспертизы (продаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку). Различают биржи:
|
|
• специализированные — объект сделки — определенный вид однородного товара; универсальные — объект сделки — множество товаров;
• фондовые — рынок оптовой торговли ценными бумагами (акции предприятий, компаний, фирм, облигации). Основная функция — мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг;
• биржа труда - организация, выполняющая посреднические операции при совершении купли-продажи рабочей силы;
Виды биржевых сделок: спот — реализация имеющегося товара и форвард - гарантия поставки товара в нужный срок (продается не сам товар, а право на его получение). Разновидности таких сделок ф ьючерсы — получение дохода от контракта на поставку товара. Брокерская фирма— официальное объединение нескольких брокеров, созданное для оказания посреднических услуг при проведении торговых, биржевых операций.
2. ярмарки — региональные периодические торги в определенное время (воскресенье, праздники и т.д.);
3. аукционы — особые рынки, созданные в отдельных местах для продажи реальных товаров на конкурсной основе.
4. информационная система; рекламные агентства
5. торговая сеть (оптовая, специализированная, фирменная торговля)
6. банковские и кредитно-сберегательные учреждения, средние и мелкие коммерческие банки.
Главные экономические задачи рыночной экономики - что, как и для кого производить — решаются с помощью рыночного механизма.
Рыночный механизм — реализация экономических отношений с помощью взаимодействия, спроса, предложения и цены.
Основные элементы рыночного механизма: спрос; предложение; цена; конкуренция.