Методы конкурентной борьбы
Формы и виды конкуренции
• совершенная — между большим числом производителей примерно с одинаковыми объемами идентичной продукции. Ее черты:
• большое число фирм-конкурентов, предлагающих однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложение каждой фирмы незначительны и не влияют на рыночную цену и конъюнктуру;
• однородность продукции в рамках одного производственного сектора множества фирм;
• несовершенная — состояние рыночной системы, при которой нарушаются условия совершенной конкуренции. Ее определяет появление на рынке монополий. Ее виды:
• монополия чистая — один продавец, отсутствие товаров-заменителей, цены диктует производитель, вступление в отрасль заблокировано;
• монополистическая конкуренция — много фирм разных размеров, тип продукта дифференцированный, вход в отрасль несложный, незначительный контроль цен;
олигополия — несколько крупных фирм, ограниченный контроль над ценой, тип продукта стандартизированный или дифференцированный, возможны препятствия при входе в отрасль.
|
|
• силовые — лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок изделий новых марок и видов и т.д.;
• ценовые — применение монопольно высоких и монопольно низких цен, использование монополиями дискриминации: демпинговые — продажа товара за границей по более низкой цене, чем на отечественном рынке; бросовые — цены ниже издержек;
• неценовые:
• конкуренция по продукту — захват части рынка конкурента за счет продажи продукции нового ассортимента и высокого качества при одной и той же цене;
• конкуренция по условиям продаж — привлечение покупателей к своим товарам: через рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы для постоянных покупателей, продажу товара в рассрочку, лизинг (сдача средств производства в аренду), товарные знаки, товарные марки фирм.
В рыночной экономике государство не исправляет рыночный механизм, а создает условия его функционирования. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, выделяют следующие модели современного рыночного хозяйства.
1. Социальное рыночное хозяйство. Значительная доля государственного сектора (около 30%). Приоритет социальных программ. Долгосрочное программирование. Примеры: «шведская», «немецкая» модель» и другие.
2. Смешанная экономика. Небольшая доля государственного сектора (10-15%). Приоритет свободного рынка и частного предпринимательства. Государственное регулирование и контроль в отдельных сферах экономики. Наиболее полно проявляется в США.
3. Корпоративная экономика. Незначительная доля государственного сектора. Приоритет интересов крупного бизнеса. Поддержка государством национальных корпораций на мировом рынке. Примером такой модели является Япония.